Сферы развития ребенка фгос

Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Возрастные особенности

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия

В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками

Образовательная программа дошкольного образования в ДОО  

Цель и задачи деятельности ДОУ

по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.

 Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.

Речевое развитие включает

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Условия реализации: занятия по развитию речи;

музыкально-речевые игры и занятия;

наличие программного обеспечения по развитию речи;

наличие наглядного материала;

пальчиковые и дыхательные гимнастики;

оборудована уголки по развитию речи;

участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

– становление эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование элементарных представлений о видах искусства;

– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка мальчика

Физическое развитие включает

– приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

– способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».

Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,

в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».

«Познавательное развитие»

Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».

Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».

Вечер досуга «День Защитника Отечества».

«Речевое развитие»

Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.

«Художественно-эстетическое развитие»

Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,

Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».

Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».

Участие в конкурсе театральных афиш.

«Физическое развитие»

Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).

Источник

Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС

1.Физическое развитие:

– развитие физических качеств

– правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

– правильное выполнение основных движений

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

– овладение подвижными играми с правилами

– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

– физическая культура

2.Художественно – эстетическое развитие:

– развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

– становление эстетического отношения к окружающему миру

– формирование элементарных представлений о видах искусства

– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)

– приобщение к искусству

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

– конструктивно – модельная деятельность

– музыкальная деятельность

3.Речевое развитие:

-владение речью как средством общения

– обогащение активного словаря

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

– развитие речевого творчества

– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

– речевое развитие

Читайте также:  Экспресс диагностика ребенка с отклонением в развитии

– приобщение к художественной литературе

4.Познавательное развитие:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

– формирование познавательных действий становление сознания

– развития воображения и творческой активности

– формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира

– развитие познавательно – исследовательской деятельности

– приобщение к социокультурным ценностям

– формирование элементарных математических представлений

– ознакомление с миром природы

5. Социально –коммуникативное развитие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

– формирования готовности к совместной деятельности

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

– социализация, развитие общения, нравственное воспитание

– ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

– самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

– формирование основ безопасности

Источник

Борошко А.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №42 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.

        Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

        Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.

        Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

        Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

        Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов.

        Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач.

        Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?        

Читайте также:  Куда обратиться при задержке речевого развития у ребенка

1. Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).

2. Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще нужно обращаться  к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

        Также можно играть в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а взрослый  соглашается или нет.

        Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова – действия», «Расскажи – что ты будешь делать, если…». Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют у детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

3. Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных.

        От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

        Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Литература:

1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.

2. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М., 2001.

3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996.

4. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

Источник