Сферы для развития ребенка
Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Сферы развития дошкольников
Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5–3 года), вторая младшая (3–4 года), средняя (4–5 лет), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:
- физического;
- познавательного (в некоторых источниках — интеллектуального, когнитивного);
- эмоционального;
- социального;
- адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).
Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.
Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Таблица: особенности социального развития дошкольников
Основные аспекты развития дошкольников
Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.
Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности
Методы и средства развития дошкольников
Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.
Речевой метод
Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.
Фольклор
Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:
- Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
- Он твердит одно — га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.
Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6–7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:
- «Глаза боятся, а руки делают»;
- «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
- «Семь дел в одни руки не берут»;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.
Сказки
Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).
Объяснение и беседа
Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.
Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».
Наглядные средства
Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:
- картинки по теме;
- видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
- игрушки, а также материалы для игр;
- спортинвентарь.
Видео: материалы для просмотра и обсуждения — Аркадий Паровозов о безопасности в доме
Развивающая среда в группе
Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.
Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:
- зона физического развития;
- область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
- центр речевого развития;
- зона для театрализованной деятельности;
- уголок труда.
Как оформить развивающую среду своими руками
Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.
Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:
- сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
- календарь природы, дневник поведения группы;
- игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
- дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.
Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками
Практический метод
Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:
- творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
- экспериментальная (проведение опытов).
О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков — буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки — пирамиды, травинки — отрезки, лужи — овалы, круги, прямоугольники и т. п.).
Игровой метод
Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:
- обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
- подвижные, нацеленные на физическое развитие;
- театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
- пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.
Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.
Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.
Методика организации занятий по развитию
Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.
Таблица: комплексно-тематический план в средней группе (фрагмент на конец августа-начало сентября)
Автор — Муллер Л.А., воспитатель МБДОУ №8 «Сказка», г.Сергач, Нижегородская область.
Подготовка занятия по развитию
Следующим этапом методической работы является подготовка занятия по теме в рамках того или иного образовательного направления. Прежде всего, педагогу следует принять во внимание обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) временные рамки проведения уроков.
Таблица: временной план занятий в группах разного возраста
Разработка конспекта занятия
Исходя из темы, педагог:
- формулирует цели, задачи урока;
- расписывает каждый из этапов, чётко их хронометрируя.
Таблица: Калашникова О.А., конспект развивающего занятия «А мы многое умеем!» для старшей группы
Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе
Видео: фрагмент занятия по физическому развитию на тему «Домашний зоопарк» во второй младшей группе
Видео: занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе
Видео: занятие на развитие познавательной сферы (ФЭМП) на тему «Письма Королевы Математики» в старшей группе
Видео: занятие по развитию речи на тему «Весенняя капель» в подготовительной группе
Анализ и диагностика умственного развития дошкольников
Все сферы развития малышей тщательно анализируются с целью выявления соответствия реального уровня принятым нормам. Для проведения исследования используются диагностические карты, где фиксируются результаты по каждому из критериев развития на начало года и на конец. Для проведения анализа по сферам развития педагог проводит диагностику в виде тестов по отдельным аспектам. Задания этого рода определяются образовательной программой, по которой работает детский сад, и конкретизируются методическим советом ДОУ. Приведём пример варианта исследования уровня интеллектуального развития малышей 4–5 лет, то есть воспитанников средней группы, занимающихся по образовательной программе «Радуга».
Таблица: план обследования интеллектуального развития детей 4–5 лет по программе «Радуга»
Образовательный процесс в ДОУ строится на основании психолого-педагогических особенностей развития детей разного возраста. Уровень сформированности каждой из сфер развития личности малыша определяет целесообразность использования того или иного набора способов взаимодействия с ребятами. Оценить эффективность этой работы помогает анализ развития ребёнка, который проводится дважды: в начале и в конце учебного года.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
Источник
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
– сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
– Физические упражнения
– Воспитание культурно – гигиенических навыков
– Подвижные и спортивные игры
– Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
– разнообразные виды игр
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
– наглядные,
– словесные,
– практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
– дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
– дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник