Сензитивный период для развития речи ребенка
Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.
Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.
С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.
Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.
Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет
От 0 до года
Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.
От года до трех лет
В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.
Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.
От трех до шести
После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.
Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.
Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет
Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.
Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.
Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).
Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.
Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).
Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет
Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.
Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.
М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.
Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет
Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.
С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.
Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.
Инесса Смык
По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000
Источник
Для формирования специфических качеств и черт у ребенка необходимо учитывать, в какой возрастной группе он находится, потому что каждый сензитивный этап развития человека «заточен» под совершенствование определенных способностей и навыков.
Как происходит развитие
Сензитивный период в психологии
Сензитивный (сенситивный) период развития – это такой этап восприимчивости ребенка к определенным действиям, который способствует максимально быстрому обучению и усвоению им каких-либо знаний и навыков.
Характеристика и особенности
Знания о чувствительности ребенка в сензитивном периоде позволяют родителям создавать благоприятную среду для психического развития чада.
Важно! Именно в сензитивный этап необходимо обучать малыша тем или иным навыкам. Если пропустить благоприятный период, восполнить потери будет практически невозможно.
Ребенок играет
Каждый сензитивный период характеризуется рядом особенностей:
- начинается этап медленно, обнаружить его проблематично, поэтому важно учитывать возрастные интервалы;
- каждый период имеет «точку максимального проявления»;
- сензитивный период – недолгий, дойдя до наивысшей точки, идет на спад.
Сензитивные периоды развития личности
В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.
Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.
Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:
- С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
- От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
- От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
- От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
- От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
- От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
- От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
- От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
- От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
- От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
- От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.
Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.
На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
Этапы сензитивного развития
Сензитивные периоды психического развития
Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.
Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.
Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:
- Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
- Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
- Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
- Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
- Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
- Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет. В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.
Сензитивный период развития речи
Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.
Дополнительная информация. Именно поэтому полезно разговаривать с еще не родившимся ребенком.
Развитие речи
В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:
- От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
- От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке. Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
- От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами. В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
- От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
- От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.
При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго. В особых случаях их вовсе не будет.
Критические фазы развития личности
Л.С. Выготский ввел в психологию такое понятие, как «критический период». Этому термину советский психолог дал следующее краткое определение: «Кризисный этап – это целый спектр глобальных перестроек, которые происходят с психикой человека в определенное время».
Подросток
На протяжении жизни у индивида отмечаются 5 критических периодов развития личности:
- Фаза новорожденности. Считается промежуточной между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период малыш наиболее беспомощен. У него отсутствуют какие-либо сложившиеся поведенческие навыки. Большинство психоаналитиков сходится во мнении, что рождение – первая сильная травма, которую получает ребенок после появления на свет.
- Кризис 1 года. Возникает в фазу перехода индивида из младенчества в раннее детство. Для этого периода характерны проявление аффективных реакций и всплеск самостоятельности. Взрывные реакции могут возникнуть у ребенка из-за непонимания взрослыми его жестов, мимики, желаний и слов.
- Период 3-х лет. Эта кризисная фаза находится на границе между ранним детством и дошкольным периодом. Считается одной из самых сложных. Ребенок пересматривает старую систему отношений с окружающими, старается выстроить более глубокие связи, стремится выделить собственное «Я». В 3-летнем возрасте у малыша часто проявляются упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость. Подобные проявления помогают зародиться потребностям в признании и уважении. Из-за этого кризисную фазу психологи нередко называют периодом «Я сам».
- Фаза 6-7 лет. Кризис в этом возрасте неразрывно связан с личностным развитием ребенка и появлением самосознания. Для этого периода характерны потеря детской непосредственности, желание скрыть обиду или грусть, появление манерных действий. Из-за этого у ребенка возникают трудности при общении с взрослыми людьми, он становится замкнутым и неуправляемым. Указать на ошибки такому чаду будет все труднее, так как малыш отказывается признавать свое неправильное поведение.
- Подростковый кризис 12-14 лет. Выпадает на период полового созревания. Длится эта критическая фаза дольше остальных. В этот период у подростка меняются взаимоотношения с людьми. С его стороны наблюдается появление повышенных требований к себе и окружающим, нередко возникают протесты против непризнания его взрослости. Ему хочется доказать, что он – уже не ребенок. В 12-14 лет поведение кардинально меняется: подростки могут игнорировать замечания взрослых, все делать наперекор, грубо общаться. Некоторые дети замыкаются в себе.
Критические фазы – относительно недолгие возрастные кризисы, для которых характерны резкие психические изменения.
Важно! Кризисы нужны ребенку для постепенного личностного развития.
Длятся критические периоды около нескольких месяцев. В неблагоприятных условиях могут растянуться на 1-2 года.
Как развить сензитивные навыки
Наличие сензитивных навыков способствует не только развитию личности человека, но и благотворно влияет на взаимодействие с социумом.
Важно! Улучшение сенситивных способностей во взрослом возрасте возможно при помощи различных тренингов и семинаров по личностному росту. Подобные групповые встречи способствуют усовершенствованию наблюдательных навыков, развитию эмпатии и понимаю причинно-следственных связей поведения людей.
Тренинг
Среди наиболее эффективных психологических упражнений можно выделить следующие варианты:
- Для улучшения наблюдательной сензитивности членам группы необходимо взять друг друга за руки, создав круг. Каждый участник должен попытаться почувствовать настроение и мысли человека, чью ладонь он держит в левой руке. Свое предположение все члены группы обязаны проговорить вслух. Человек, чьи эмоции угадываются, должен либо подтвердить их, либо опровергнуть. Подобные тренировки помогают выявить стереотипы, которые использует человек во время анализа поведения окружающих.
- Чтобы развить эмоциональное восприятие, участникам тренинга необходимо усесться полукругом таким образом, чтобы они могли наблюдать друг за другом. Каждый человек получает по 1 специальной карточке, на которой записаны названия определенных эмоций. Задача участников заключается в том, чтобы выйти в центр полукруга, повернуться спиной ко всем членам тренинга и при помощи телодвижений и жестов продемонстрировать заданную эмоцию. Задача всех остальных – распознать чувства, которые показывает человек.
- Для улучшения наблюдательных способностей одному участнику тренинга необходимо покинуть комнату. Задача всех остальных членов группы – разместиться в разных позах. После этого человек, который покинул помещение, должен вернуться и попытаться запомнить, как расположились все участники. Когда этот член группы снова выйдет из комнаты, некоторые люди должны поменять положение тела. После возвращения вышедший участник должен рассадить членов группы так, как они сидели изначально.
Несмотря на то, что психологи выделяют универсальные этапы сензитивного развития, всегда нужно помнить, что каждый малыш является индивидуальностью. Поэтому родителям требуется ориентироваться на своего ребенка и его возможности.
Видео
Источник
Cензитивный период для развития речи (исходная статья тут) очень большой и занимает практически все дошкольное детство.
Начинается он еще во время внутриутробного развития, когда плод сквозь околоплодные воды начинает слышать речь и самой матери и звуки окружающего ее мира (начиная с седьмого месяца беременности, слуховой аппарат плода уже достаточно для этого развит). Именно тогда ребенок привыкает к тому, что речь – это то, что сопровождает жизнь человека практически постоянно, малыш уже в животе способен реагировать на интонации и настроение матери.
Новорожденный с самого начала своей жизни относится к речи очень внимательно, сам еще не умея произносить ни одного членораздельного звука, он с первых дней своей жизни замирает, если слышит разговор или обращение к себе, и внимательно прислушивается (это заметно по реакции всего тела, как будто он прислушивается не только ушами, а сосредотачивается весь организм целиком). Дети часто внимательно смотрят на рот говорящего с ними взрослого, оборачиваются к источнику звука, и по отсутствию этих проявлений с очень большой долей вероятности диагностируются проблемы со слухом даже у таких малышей. Маленькие дети очень любят, когда с ними общаются (обращаются к ним, просто что-то рассказывают, поют или читают стихи) но, к сожалению, до сих пор существует немало взрослых, убежденных в том, что «он все равно ничего не понимает» и пренебрегающих таким важным для ребенка моментом как общение.
В скором времени малыш и сам старается произнести свои первые звуки, он начинает гулить, затем агукать. И не стоит смеяться над матерями, которые радостно заявляют, что это их малыш так говорит, это самая что ни есть правда – ребенок действительно упражняется в произнесении звуков, делая первые шаги к тому, чтобы говорить уже по-настоящему. Следующим шагом на пути становления осознанной речи становится произнесение сочетаний звуков, слогов или даже слов, но происходит это неосознанно, ребенок тренирует только артикуляционный аппарат. Хотя слова, обращенные к нему, особенно наиболее часто повторяющиеся, он уже вполне способен понимать.
В возрасте уже ближе к году ребенок наиболее часто произносимые слова употребляет абсолютно осмысленно, малыш уже может пользоваться несколькими словами из серии «мама», «папа, «баба», «дай», «на». Первое произнесенное ребенком осознанное слово это настоящая революция – ведь он начинает использовать речь по ее прямому назначению – выражает свои мысли общепринятыми символами. До возраста примерно полутора-двух лет пассивный словарь ребенка существенно пополняется различными словами, однако в активном словаре слов по-прежнему не так много (много понятий ребенок знает, может показать или дать соответствующие предметы, но не всегда может произнести обозначающие их слова). Примерно в этом возрасте и происходит так называемый кризис речевого развития – ребенок интуитивно понимает, что речь это отличное средство взаимодействия и общения, но он ею овладел еще не все сто процентов и не умеет пользоваться ею в полной мере. Поэтому чуть позже малыш начинает стараться переводить все имеющие в его запасе слова в активный словарь, стремительно осваивает новые грамматические конструкции и очень много тренируется в «говорении». Этот возраст 1,5 – 2 (2,5) лет называют временем лавинообразного нарастания словарного запаса. Мария Монтессори предлагает использовать это время с пользой, помочь малышу сформировать систему понятий, а не архаические представления и неструктурированный набор слов при помощи расширения словарного запаса с классификацией. Речь идет о том, чтобы каждое новое понятие и слово, его обозначающее, занимало место в ряду других слов и понятий. Для этой цели отлично подходят наборы фигурок, карточек или тематические книги («Мебель», «Животные», «Цветы», «Птицы» «Транспорт», «Посуда» и т.п.), коих сейчас продается великое множество. Монтессори предъявляет к такому материалу следующие требования: картинки должны быть максимально реалистичны, размеры предметов внутри одной группы желательно должны соотноситься друг с другом, желательно наличие обобщающей карточки, на которой были бы изображены все картинки вместе.
Ближе к двум годам дети научаются строить простые (а иногда и более сложные) предложения и вполне отчетливо выражают свои мысли. Именно в этом возрасте (и еще чуть позже) дети своими постоянными вербальными упражнениями доставляют серьезные проблемы родителям, которые вынуждены выслушивать рассказы обо всем, участвовать в разговорах на любые темы и отвечать на тысячи «зачем», «почему», «кто» и «откуда» в день. В этот период родителям нужно запастись терпением, но обязательно помочь ребенку адекватно его пережить, и как можно более полно удовлетворить все его желания пообщаться, и максимально серьезно ответить на все его вопросы. Такое положение дел совсем ненадолго (хотя порой родителям кажется, что постоянная болтовня никогда не закончится), и это, пожалуй, единственное в нашей жизни время, когда все то, что на уме, то и на языке. Ребенок комментирует все свои действия (так называемая эгоцентрическая речь) и процесс мышления нагляден как никогда позже в жизни.
В этом же возрасте около полутора-двух лет ребенок очень чувствителен к грамматическому строю языка и произношению.Поэтому если вы ранее грешили всяческими «би-би», «ням-ням» и «сюси-пуси», то самое время распрощаться с этими, не побоюсь этого слова, «словами-паразитами». Иначе ваш ребенок усвоит эти формы как настоящие разговорные обороты его родного языка.
Следующий серьезный шаг к развитию речи уже письменной ребенок делает в возрасте около трех с половиной лет, когда у детей формируется и развивается фонематический слух.Способность различать звуки в слове является основой письма. И здесь с Марией Монтессори можно не согласиться, но она предлагает сначала обучить ребенка письму (дети не умеющие писать, складывают слова из букв, и это тоже по сути считается письмом), а уж потом чтению, объясняя это тем, что при письме ребенок отражает свои собственные мысли (а это легче, чем читать, то есть воспринимать мысли чужие), кроме того, процесс анализа (разложение слова на звуки, чтобы его записать) первичен и потому легче для ребенка, чем процесс синтеза (складывание из букв целого слова и понимание его смысла). Кроме того, при такой системе обучения ребенок осваивает письмо и чтение практически параллельно (ведь, научившись писать, прочитать ты точно сможешь, и лишь позже годам к пяти дети в группах Монтессори осваивают правила чтения и овладевают этим умением в совершенстве). Чтобы помочь ребенку в этом возрасте нужно тренировать его способность слышать и различать различные звуки. Монтессори предлагает упражняться с выделением звуков сначала в начале, потом в конце и середине слов
.
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, если говорить о занятиях развитием речи с более старшими детьми, состоит в том, что речь ребенка должна быть как можно более мотивированной. Не стоит провоцировать ребенка к немотивированной речи, например, так любимым педагогами и воспитателями рассказам по картинке, лучше и проще попросить ребенка рассказать о чем-то, в чем он лично участвовал, где сам был, можно с опорой на его фотографии. Гораздо важнее поощрять желание ребенка рассказывать о происходящем с ним и в его жизни, чем провоцировать к рассказам о том, что ему незнакомо и с ним лично никак не связано (я не говорю, что это умение не нужно вообще, но развить его лучше значительно позже).
Если грамотно помогать ребенку на каждом этапе становления его речи, то уже к возрасту пяти-шести лет он будет общаться примерно на том же уровне (словарный запас, за исключением специализированной лексики, грамматические конструкции, способности построить монологическую и диалогическую речь и т.п.), а может быть даже и более высоком, что и большинство взрослых.
Источник