Сенсорные реакции ребенка 2 года

Сенсорные реакции ребенка 2 года thumbnail

Ребенок 2 года: развитие и психология

Развитие ребенка в 2 года, по сравнению с первым годом жизни, незначительно замедляется, но все равно остается на высоком уровне. Это очень важный возраст не только для малыша, но и для его родителей. В этот период наблюдаются высокие темпы развития не только физического, но и нервно-психического, эмоционального. Повышается уровень развития координации движений, речи и мелкой моторики детей.

Ребенок становится более общительным и эмоциональным, появляется способность радоваться, огорчатся и сопереживать. Малыша очень увлекают игры, короткие сказки, стишки, книги с иллюстрациями. Именно в это время ребенок начинает познавать себя и окружающий мир осознанно. Существует мнение, что навыки и опыт, приобретенные именно в период с 2х до 3х лет, оказывают основное влияние на становление личности и характера человека.

Физическое развитие

Отечественные педиатры дают такие рамки физического развития:

  • вес мальчиков: 11-14,5 кг;
  • вес девочек: 10,8-14,0 кг;
  • рост мальчиков: 83,5-93,0 см;
  • рост девочек: 84,0-90,4 см.

Дети двух лет очень подвижны: они любят бегать, прыгать, их не страшат никакие препятствия или синяки и ссадины. Малыш с легкостью преодолевает невысокую преграду (около 15 см), перешагивая ее, и ходит по ступенькам вверх-вниз. У детей в этом возрасте достаточно силы и умения для того, чтобы одеваться без посторонней помощи, самостоятельно кушать ложкой, залезть на возвышение и спрыгнуть вниз. Такое проявление самостоятельности нужно всячески поощрять, ведь именно так в ребенке появляются уверенность в себе и в своих силах.

развитие ребенка 2 лет

Психомоторика

Ребенок двух лет учится точному, целенаправленному выполнению движений и методом проб и ошибок познает возможности своего тела. Это период активного изучения окружающего мира и освоения все новых и новых видов деятельности. В двухлетнем возрасте ребенок делает огромный скачок в моторном и речевом развитии, который повлияет на его дальнейшие способности к обучению, интеллектуальному и физическому труду. Грамотный родитель не должен упустить этот момент, ведь именно сейчас малыш нуждается в особом внимании.

Оценка психомоторного развития детей осуществляется по таким критериям:

  1. Моторика – целенаправленная манипулятивная деятельность ребенка.
  2. Сенсорные реакции – формирование соответствующих реакций на свет, звук, прикосновения, боль.
  3. Речевое развитие – это, собственно, способность разговаривать и понимание речи. Имеет зависимость от мелкой моторики.
  4. Психическое развитие – положительные и отрицательные эмоции, становление социального возраста.
  5. Навыки – это то, как ребенок решает возникающие перед ним стереотипные задачи.

Крупная и мелкая моторика

Роль крупной моторики заключается в перемещении тела и его частей (бег, ходьба).

Так что должен уметь ребенок двух лет?

  • бегать;
  • прыгать (на одной и двух ногах, вертикально вверх и через препятствия до 15 см);
  • ходить по лестнице, поочередно переставляя ноги;
  • ходить задом и боком;
  • бить мяч ногой и подбрасывать его руками;
  • сохранять равновесие, стоя на одной ноге.

Задачей мелкой моторики являются точные и координированные движения рук, а точнее – кистей. Выполняются они под контролем зрения, с помощью которого и корректируются. Ребёнок двух лет должен уметь:

  • рисовать линии;
  • осторожно листать страницы книги;
  • строить башенку из крупных кубиков.

Роль мелкой моторики очень важна в развитии ребенка. Ученые установили, что речевой центр головного мозга находится в непосредственной близости к зоне, отвечающей за движения кистей рук. Это объясняет то, что стимуляция мелкой моторики приводит к развитию речи у малыша. Для этой цели можно использовать пластилин для детей, пазлы, конструкторы, пальчиковые краски. Также можно массировать кисти и выполнять специальные упражнения.

Сенсорные реакции

Ребенок 2 лет способен различать несколько (4-6) основных цветов, может называть их, подбирать или показывать. Он должен уметь ориентироваться в формах (круглая, квадратная), различать вес (легкая, тяжелая), температуру (холодное, теплое) и консистенцию (мягкое, твердое).

По примеру может складывать геометрические фигуры, должен уметь называть их самостоятельно. В этом возрасте малыш может собрать пирамидку из колец, нанизывая их на стержень. Сначала он будет это делать не по порядку, но если Вы ему покажете, то он быстро научится делать это правильно. Рассматривает книги, знает названия животных и растений, изображенных в них, может по памяти декларировать стишки на определенных страницах. Сенсорные тактильные игры стимулируют развитие мелкой моторики.

Речь

  • Понимание речи. Малыш 2 лет должен уметь воспринимать и понимать короткие рассказы с простым сюжетом и знакомыми событиями, которым ребенок был свидетелем (вчерашняя прогулка, кто сегодня приходил в гости и прочее), отвечать на вопросы о них. Выполняет чужие поручения (дай, возьми). Знает строение тела и указывает на нужные детали при просьбе (язык, нос, глазик). Родителям важно помнить, что изучение речи происходит по их примеру. Для ее развития нужно разговаривать с ребенком, читать вслух книги. Из этого следует вывод: ни в коем случае нельзя допускать коверканья речи (сюсюкать, шепелявить и прочее), ведь малыш может запомнить слова именно такими. Как следствие – неразборчивость речи, отсутствие определенных букв в словах и проблемы в общении с остальными людьми. При формировании речи у детей нужно проявлять терпение и аккуратность.
  • Активная речь. Речь малыша усложняется (до 200-300 слов в лексике) – он должен уметь говорить более сложными предложениями, использовать подчиненные предложения. Рассказывает стишки по памяти, задает вопросы, рассказывает истории о разных событиях, называет предметы на картинке. Облегченные слова («ба», вместо бабушка, например) постепенно забываются. Речь очень зависит от развития мелкой моторики, поэтому не стоит забывать о лепке и рисовании.

Психика

Ребенок 2 лет очень эмоциональный, активный и деятельный. Свои эмоции выражает с помощью как речи, так и воплей. У детей в этом возрасте имеется склонность к упрямству и самостоятельности. Часто пытаются подражать взрослым (изображают водителя, «читают» книги) и очень любят привлекать внимание. Малыш может сторониться посторонних людей, прятаться от них. У детей проблемы с концентрацией внимания: их невозможно занять чем-то на длительный срок. С охотой смотрят мультфильмы, разглядывают книги, комментируют увиденное.

Навыки

В возрасте 2 лет ребенок изо всех сил пытается скопировать навыки взрослого человека. Малыш кушает самостоятельно и старается это делать аккуратно. При одевании хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Умываясь, протирает лицо и руки. При просьбе взрослого складывает свои игрушки, одежду, книги по местам и под настроение убирает игровое место. Если взрослый попытается воспротивиться такой «самостоятельности», это может вызвать шквал негативных эмоций и привести к конфликту. Это вполне естественно, ведь таким образом малыш защищает свои интересы. Ребенок в этом возрасте уже демонстрирует свой характер, и к этому нужно относиться с уважением.

Книги для развития

Чтобы совершенствовать развитие малыша, можно воспользоваться некоторыми методическими изданиями:

  • Грамотейка (есть для разных возрастов);
  • Ожившие буквы;
  • Послушный карандаш.

Из сказок отлично подойдут «Рукавичка» и «Теремок», благодаря которым ребенок не только знакомится с животным миром, но и учится воспринимать ролевые действия.

Существует много книг, в которых представлены тексты для дошкольников разного возраста. Обнаружить их можно в любом книжном магазине. Выбирайте на свой вкус и занимайтесь с ребенком!

Источник

Статья на тему: Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие – непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны -это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка – это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком.

Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

  • Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
  • Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
  • Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
  • В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

Методики и средства сенсорного развития ребенка.

Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур – не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.

Средства развития ребенка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.

В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребенка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребенку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.

Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребенка.

Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:

  • находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
  • правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик);
  • разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
  • самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков.

Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками:

  • способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу;
  • знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу;
  • при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету;
  • способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу;
  • применение средств дошкольного развития ребенка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры.

Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.

Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

  • выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
  • нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
  • сортировка предметов по различным характеристикам;
  • определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
  • обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
  • подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

Занятия для сенсорного развития ребенка в 2-3 года

Чтобы сенсорные способности малыша развивались соответственно его возрасту, необходимо уделять внимание дидактическим и ролевым играм, в которых ребенок осваивает всевозможные манипуляции с предметами и учится самостоятельно определять весь спектр их характеристик.

В процессе подобных занятий не только улучшается способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев, в результате чего стремительно расширяется словарный запас.

Одними из самых эффективных и доступных игр, способствующих сенсорному развитию, для крошек в возрасте 2-3 года являются следующие:

  • составление пазлов из 4-9 деталей;
  • игры с деревянными вкладышами и конструкторами;
  • складывание узоров из простых геометрических фигур;
  • поиск предметов по силуэту;
  • собирание пирамидки;
  • изучение понятий «один» и «много» с использованием ярких картинок или игрушек;
  • веселые и заводные танцы под музыку.

Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 2-3 лет.

Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам» Цели: способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить карандаши по стаканчикам определенного цвета.

Дидактическая игра «Цветочная поляна» Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки. Описание игры: выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»

Дидактическая игра «Разложи яички в свои домики» Цели: способствовать формированию умения различать и правильно называть 4 основные цвета; побуждать совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом, по возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическая игра “Пальчиковый сухой бассейн” Цели: способствовать формированию основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитанию усидчивости и терпеливости в работе; снятию эмоционального напряжения. Описание игры: попросить малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки.

Дидактическая игра «Божья коровка найди свою полянку» Цели: побуждать различать цвета, способствовать формированию умения подбирать предметы одинакового цвета. Описание игры: попросить ребенка посадить божью коровку на цветок такого же цвета.

Дидактическая игра «Мозаика» Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности. Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д.

Дидактическая игра «Волшебные прищепочки» Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)

Дидактическая игра «По грибы» Цели: побуждать подбирать предметы одинакового цвета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, способствовать развитию умения понимать слова «такой», «не такой», «разные». Описание игры: сложить в корзинку определенного цвета грибы такого же цвета.

Дидактическая игра «Одень куколку» Цели: закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать их свойства и качества, упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику; побуждать детей называть предмет, его цвет; воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. Описание игры: детали одежды одинаково цвета надевать одной кукле. Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели: способствовать формированию умения детей различать

Источник