Сенсорные игры для развития речи ребенка

Наталья Головлёва
Использование сенсорных игр для развития речи детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых –дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игры с крупой, макаронами и фасолью.

Игры с крупами и макаронами имеют большое значение для формирования тактильных ощущений, развития мелкой моторики, сенсорных эталонов (цвет, размер, форма).

Вариантов игр с крупами множество, главное правильно подготовить необходимые материалы.

Что понадобится для игр?

Большая емкость (бокс для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры);

Несколько емкостей поменьше;

Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа);

Бобовые (горох, фасоль);

Макароны (чем разнообразнее – тем лучше);

Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью);

Ситечко для просеивания;

Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов;

Набор мерных ложечек.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно также попросить ребенка взять любую краску на пальчик и провести несколько линий на бумаге. Затем опустить палец в стаканчик с чистой водой.

Игры с водой.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект.

Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями.

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами.

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом. Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д.

Театр теней.

Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Разноцветный лёд.

Приготовьте ёмкости разной формы с холодной водой. Затем добавьте гуашь, или акварельные краски. Поставьте в морозильную камеру. Приготовьте разноцветный лед, добавив в каждую ёмкость воду и краску разного цвета; рисуйте красками на большом куске льда, с разных сторон.

Можно выточить с помощью скобы, или ножа из кусков льда фигурки животных, людей, птиц. Затем раскрасить их цветными красками.

Игры со звуками.

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.

Найди пару.

Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т. п. Играть можно несколькими способами.

Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани, можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.

А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т. п.

Тактильные ладошки.

Описание: игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3 до 6 лет.

“Чудесный мешочек”.

В мешочек сложены различные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, колесо, зубная щетка и др., из разных материалов и самой разнообразной формы. Ребенку завязывают глаза, и на ощупь определить предметы и назвать их.

Источник

ГБДОУ Детский сад № 10

комбинированного вида

Красногвардейского района

г. Санкт Петербурга

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения »

     Составила и провела: воспитатель младшей группы

                                                 Михашина Евгения Алексеевна

22.11.2019

Актуальность

   Работая с детьми раннего, младшего и среднего  возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей  с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные –   количество детей с нарушениями речи в ближайшие года будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы  и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.

Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом  развитии дошкольников.

Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)

Слайд 2

Причины снижения уровня речевого развития:

 -общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры – шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);

– родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в  результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются  с детьми, не играют;

-дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;

-тревожность родителей, гиперопека – все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания  делать что-то  самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.

– дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;

– родовые травмы,  безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

 -ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в  развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.

Слайд 3  

 Сенсорика и сенсорные игры

-cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)

-познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;

– другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;

– нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;

-восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа);

-для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;

-сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)

– сенсорные  игры  дают ребенку новые чувственные ощущения:

зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;

-сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей.

Слайд  4

 Задачи использования сенсорных игр, упражнений  для развития речи детей:

– создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;

– формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);

– повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;

– создание положительного эмоционального настроя  от упражнений, снятие психологического напряжения через  развивающую среду и игры;

– приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;

-создание игровых ситуаций в  развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

Слайд 5

Методы, формы приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей:

-сенсорные игры и упражнения;

-сенсорное пространство, оборудование  (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)

-световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и  ассоциаций;

-пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;

-пальчиковые игры и физминутки;

-картотеки игр и упражнений;

-сенсорные коробки, дорожки, мешочки;

– утренняя гимнастика и  подвижные игры;

-«умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)

– бодрящая и артикуляционная  гимнастика  после дневного сна;

-закаливающие процедуры;

-игры с водой, песком, крупами;

-музыкальные игры, игры- звуковые подражания;

– прохождение полос с  препятствиями;

-игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);

-массажи  рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие  орехи, кисточки и др.)

-досуги, праздники  в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные  мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)

-совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)

Демонстрация фото-видеороликов

Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов

В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я  провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.

Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

  • Игры с сенсорными коробками, пособиями,
  • Игры на развитие тактильных ощущений
  • Игры с песком и водой
  • Игры на развитие вкусовых чувств
  • Активное участие родителей в играх, досугах, праздниках
  • И т.д.

Коллекция досугов, проводимых с родителями (раздать памятки)

Практическая деятельность с коллегами

-разучивание пальчиковой гимнастики

-игры с пособиями, представленными на столах

-массаж кисточками, игры в командах

Что наша жизнь – ИГРА.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста – имеет огромное значение для всестороннего развития. Именно играя, ребенок получает и проживает весь спектр ощущений, восприятий и познаний окружающего пространства. Исходя их своего опыта как мамы, как воспитателя, я смело могу сделать вывод о необходимости и целесообразности использования всех направлений сенсорного воспитания, а именно: развития мелкой моторики, сенсорных игр и упражнений, комплексы гимнастик, массажей и нетрадиционных методов работы с родителями. Работе с родителями и доверительному общению с ними я уделяю особое значение. Это дает большие результаты в развитие детей во всех образовательных областях.

Рефлексия.

«Солнышко»

Источник

Альмира Исхакова
Использование сенсорных игр для развития речи детей

Использование сенсорных игр для

развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых –дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, – ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

• Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

• Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

• Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со льдом.

• Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

• Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.

Источник

Татьяна Ботвиньева
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей

«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Цели:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задачи:

• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, различные игры из дерева на сенсорику, киндер яйца раскрашенные в 4 основных цвета, тактильные мешочки 10 шт (наполненные разной крупой).

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

Участники: дети группы, родители, воспитатель.

Ход встречи:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

«Воздушные шарики»

Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.

Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать надо ленту привязать.

Мы в руки ленточки возьмём и шар по цвету им найдем.

«Подбери чашки к блюдцам»

Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

«Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро,можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. А сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

«Найди пару»

Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.

Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями (каждой по 2).

Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек. Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Заключение.

Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

(раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем»).

Источник