Сенсорное воспитание основа умственного развития ребенка
«Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей»
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно, правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками. Ребенка знакомят с фиксированными сенсорными эталонами, затем, сопоставляя с ними предметы, он получает первичные обобщенные знания об общих признаках формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, с какими сенсорными эталонами и как знакомить ребенка.
Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т.д.) рекомендуется вводить игры с естественным дидактическим материалом – листьями, цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам формы, величины, цвета.
На основе накопленного сенсорного опыта многие дети начинают понимать, что геометрические фигуры что-то отличное от обычных предметов и вещей, видят сходство и различие между реальными предметами и геометрическими фигурами. Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать, узнавать и.т.д. Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов, геометрических фигур, пространственных признаков.
Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений об эталонах происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличивается объем сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Источник
Консультация для воспитателей
«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
— восприятие целостного облика предмета;
— выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
— определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
— выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
— повторное целостное восприятие предмета.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др.), побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:
— наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;
— проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);
— действия собственно восприятия (перцептивные действия);
— опора на имеющийся опыт;
— создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове.
Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Источник
Елена Потапова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, является основой умственного развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель) и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. П. Усова и т. д.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки.
При сенсорном развитии у ребенка формируются представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте происходит постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человеком.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормально общего развития ребенка.
На втором-третьем году жизни основная задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребенка начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, такими формами как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Начиная с трех лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Одной из важных задач сенсорного развития является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выбраны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.
Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями и их словесными обозначениями,ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Видя объект ребенок обследует его.Обучение обследованию предметов проводится с учетом возраста детей:
Младшим даются предметы более простые по форме, окрашенные в основные цвета, без лишних деталей.
Старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала).
Выделяют 3 периода освоения сенсорных эталонов:
1 период: 0-2 года. Это период сенсорных предэталонов,когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов: форму, величину, расстояние.
2 период: длится до 5 лет.
Происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами (эталоны цвета, формы, величины, эталоны слухового восприятия, вкуса)
3 период: от 5 лет и старше –ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая; яблоко как шар и т. д.
Для сенсорного развития важно, чтобы была хорошо организована предметно-развивающая среда. Должны бать представлены различные игры и оборудование для
– развития мелкой моторики и речи;
– восприятие формы и величины;
– формирование цветового восприятия;
– слухового развития;
– тактильных ощущений и обоняния;
– художественно-твоческого развития;
– элементарного экспериментирования;
– развитие интеллектуальных и конструктивных способностей.
Давайте рассмотрим игры, которые можно использовать для сенсорного развития.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относится тактильная чувствительность, ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т. д.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурной поверхностью (пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые).Можно использовать тактильные альбомы из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, бархатную и гофрированную, наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Можно играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.Полезно играть с различными крупами: опускать руки в коробку с крупой и искать спрятанную маленькую игрушку.
Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.
Развитие слухового восприятия развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Источник