Сенсорное развитие ребенка с умственной отсталостью
. . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
https://www.allbest.ru/
:
1.
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.2
2.3
. – , .
( ) – , , . , , , . , , – .
. , . , , , , , .
: , , . , . , .
.
.. , .. , .. , .. , .. , .. .
.. , .. , .. , .. . .. .. , .. .
– .
– .
– .
:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. .
: – – – . .
1.
1.1
, ” ” , . , , , .
(.. , .. , .. , .. , .. , .. .) , , , . (, ) [4,17].
. , .
, , , . , .
: , (), (), , , , , , . , , , .
. – . – 3- – , , , , , , – [9,37].
– ” “, , , . , , , , , . .
.. , .. , .. , .. . , – , , . , , , , .
(. ), , , , .
, , [4,23].
, , . , , , . , . . , , . – , , , , – . , [5,59].
, , . , -, ( , , , ), ; -, , , .
, . . : -, – [10,39].
, , , . , , , . , .
, , . : , , . , . . . .
– , . , , , . , , [17,51].
, , , . – . , , . – . , , . . – , , .. , .
, – , — , , , .
, , , . 3–4 , , . – ( ) .
, , .
— : , , , , , . . , .
, .
.., . – , , , . , , .. , .
, . , .. , , , , , . . , , .. , , [6,43].
.. , , . , . , .. , , () . . . 7-8 , – . , – [10,85].
– : , . , , , ( ). , , , , , , , .
– – . , .. ., , , – ( ). . .. : , , , . : , (.. ). – – . , , [17,53].
, , . , . , , , , . (.. ). , .. , .. , – , . – [10,78].
, , , .
-, – , .
1.2
(.. , .. , .. , .. ).
, , , , .
, , .
, , . , – . – , , , , , , (.. , .. , .. ).
, . — . [4,76].
, .
. , , .
. .
— . .
, . , (, . .). , – , , . [17,52].
, , , , , , . .
. , , . , .
, . .
, ( ) , , . , . , , – , , . , .
, . 8-9 , , , . , , . . . . , . . , 14% – – . [17,54].
. , , , , .
. , , , , , , . (. . , . . , . . , . . , . . .), [23,26].
– .
– , , , . , , , . , . , . 8-9 , , , , .
, , .
1.3.
.. , .. , .. , .. , .. , .. .
.. , . , , .. . . .. , , , , , , , . . –. — 22 . : 1) , 2) I 3) I . , 72% , –57% , ( , , ).
— 42 . , . (95%), (55%) [17,56].
, . .
. . . , , . .. , .
. , , — , . . . , , , , , — . .
, , , , . .. , .
.. , , . , , , , , : , , . . .
, . , , .. , I , — . .
.. , . , , , . ( .. ) , . , .
.. , , . , , . , , , , . , , , [17,57].
. – , , . . , , : ? — , , , ; , , , , .
.. . .. . , () — 90 180. . , , . , , . , , – , , . [17,58].
. , .. ( ) . , , . . , , , . . . . , , .
, – , – , .
, , . , . .
, , . ; , , . . . .
, , . , , . .. , , . , , . – , , . , [17,59].
. ; , .
. , , , , , , . , , .
, , , .
— , .
, , . – .
– . , .
– . , , , . , . .
, , .
2.
2.1
– .
– . . -, . -, – .
10 4 6 .
:
1. ;
: ( , ); ( , , , ); ( , );
2. ( );
: ( , , , ).
(, , , , .). , .
3. ( ).
: , ( , , ).
1.
1.
. 4 | , , , , | , , | , |
., 5 | , , , , | , , , . | , , . |
., 5 | , , , , | , , , , . | , , |
. 5 | , , , , , , , , | , , . | , , , , . |
., 6 | , , , , , | , , , , . | , , . |
., 4 | , , , | , , , . | , , , . |
. 6 | , , , | , , | , , , |
., 5 | , , , , | , , | , , , . |
., 6 | , , , , | , , . | , . |
., 6 | , , | , , (), , , | , , . |
: , , , .
. , , . . , , .
, . , . , , , , .
, , .
2.2
.
1. – .
(, , ). .
. – 5.
2. – .
: () (, , , , ).
: . . . , , . , ( ) .
. – 5.
3. – .
: ( ) , .
: . , . , , , . , .
. – 5.
4. – .
: .
: , . : 5 – , 4 – , 1 , 3 – 2 , 2 – , 1 – , 0 – .
.
, :
– , , :
– 4-6 .
– 3 .
– .
– 6 .
, :
– , , .
– 2-3 .
– 1-2 .
– .
– .
, :
– , , .
– .
– .
– 6 .
2.
2.
1 | 2 | 1 | 2 | |
. 4 | 2 | 2 | 3 | 2 |
., 5 | 2 | 2 | 3 | 2 |
., 5 | 1 | 1 | ||
. 5 | 2 | 2 | 3 | 2 |
., 6 | 1 | 1 | ||
., 4 | 1 | 1 | 1 | |
. 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
., 5 | 2 | 2 | 2 | 1 |
., 6 | 1 | 1 | ||
., 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
, :
– – 5 ; , , ;
– – 5 ; , , .
, , .
2.3
, , . : , , .
, , , : , , . ( ). – . , , – . , : , , , , .
. , ; ; ..
, , , .
. . .
[62,8 K], 12.04.2013
Ֆղ . .
[50,4 K], 23.10.2011
. . .
[497,8 K], 14.10.2017
. .
[285,1 K], 02.03.2016
. . .
[4,9 M], 30.10.2017
. . . .
[274,1 K], 24.10.2017
– . , .
[104,4 K], 17.12.2014
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Сенсорное развитие – основа познавательной деятельности умственно-отсталого ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся педагоги Ф.Фребель, М.Мантессори, Л.А.Венгер, А.В.Запорожез справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания – это фундамент общего умственного развития ребёнка. С другой стороны – имеет самостоятельное значение – помогает умственно-отсталому ребёнку полноценно воспринимать окружающий мир.
Первая ступень сенсорного развития – восприятие предметов и явлений окружающего мира. С этого начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение, внимание – это результат его переработки. Внимание, память, мышление умственно-отсталого ребёнка формируются и функционируют главным образом в процессе предметных действий и имеют преимущественно наглядно-игровой характер. Уровень при этом очень низкий. Коррекционное обучение ставит перед педагогами и специалистами в этой области следующие задачи по воспитанию «сенсорной культуры»:
–
Понятие «сенсорная культура» вошло в педагогику благодаря работам М.Мантессори. Она считала, что для приобретения такой культуры нужно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов на биологическом уровне (то, что в нём заложено природой) и развивать новые, приобретённые общественным опытом (сенсорные эталоны). Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть тот или иной объект или его свойства, необходимо научить ребёнка пользоваться представлениями в самых различных ситуациях. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов в ходе деятельности очень затруднено. Умственно-отсталым детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия: и зрительного, и слухового, и обонятельного, поэтому задания даются поэтапно в процессе различных действий с предметами и игрушками. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой , а требуют специального обучения по определённой системе.
На первом этапе у умственно-отсталого ребёнка должно развиваться внимание к окружающим его предметам – идёт обогащение ребёнка впечатлениями. Это необходимо и для развития деятельности органов чувств и для общего психического и физического развития. Свойства начнут приобретать для малыша определённое значение (маленькое-это то, что можно схватить одной рукой, большое-двумя руками, круглое-то, что охватывается всей ладошкой и т.д.).
На втором этапе: идёт накопление представлений о цвете, форме, величине, свойствах предметов. Требуются сопоставления, сравнения: на глаз, при наложении. Это даёт возможность устанавливать различия и сходства по внешним свойствам предметов.
На третьем этапе дети уже могут выполнять элементарные продуктивные действия – выкладывать мозаики, работать со строительным материалом, разбирать природный материал, раскладывать предметы по цвету, форме т.е. формируются устойчивые сенсорные эталоны.
Для младших детей усвоение сенсорных знаний строится на обучении их продуктивным видам деятельности:
– активизации двигательной активности,
– штриховке, рисованию,
– лепке, аппликации,
– конструированию,
– работе с природным материалом.
В последнее время включаются инновационные методы: песочная терапия,
Для этого собран и систематизирован обучающий материал:
– комплексы дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины, развитии мелкой моторики.
– упражнения по конструированию (наглядный и раздаточный материалы).
Серии кубиков, пирамидок, цветных столбиков…
– Дидактические пособия, направленные на развитие перцептивного восприятия.
– Оборудование сенсорной комнаты, физкультурного зала различными развивающими материалами.
Для проведения коррекционной работы необходимо создать соответствующую коррекционно-развивающую среду. В дефектологическом кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий. Создавая это пространство, в первую очередь, учитывался такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Кабинет разбит на зоны по различным направлениям:
1- центр сенсорного развития, включающий в себя игры, игрушки, пособия, предназначенные для слухового, зрительного восприятия, представлений о цвете, форме предметов.
2- центр моторного и конструктивного развития предназначен для развития мелкой и крупной моторики.
3- центр речевого развития: в данной зоне подобран материал по формированию и активизации словаря детей, по развитию коммуникативных навыков. Здесь собран методический, дидактический, сюжетный материалы.
4- игровой центр, где дети отдыхают и играют в сюжетно-ролевые игры (доктор, повар, парикмахер…)
Важнейшими условиями развития умственно-отсталых детей является благополучие ребёнка, педагогическая грамотность и тесная связь всех специалистов: психолога, логопеда, воспитателей, врачей. Именно таким образом реализуются комплексный и индивидуальный подходы в работе с больными детьми.
Источник
МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида»
Проект: « Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».
Учитель-дефектолог:
Наумова Надежда Анатольевна.
г. Каменск – Уральский
2019 – 2020 г
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети разновозрастной группы с умственной отсталостью, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие»,
«Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Постановка проблемы.
Проблема сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста задержкой психического и умственного развития на сегодняшний день актуальна, так как в дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей с умственной отсталостью любой степени.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и ниже среднего. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей с умственной отсталостью.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
Обеспечивать накопление представлений у детей о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Развлечение. «Путешествие воздушных шариков»
- Собрание-практикум для родителей «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр».
- Презентация для родителей.
- Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта..
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь – октябрь 2019г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2019-2020г.
Заключительный этап: май 2020г.
Содержание практической деятельности:
Подготовительный этап:
Сентябрь
- Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
- Анкетирование родителей.
Октябрь
- Разработка содержания проекта «Познаём, играя»
- Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
- Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
- Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Основной этап:
Ноябрь
- Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
- Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
- Изготовление дидактических игр.
- Дидактическая игра «Что катится?» Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
- Дидактическая игра «Строители» Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
- Дидактическая игра «Спрячь мышку» Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
- Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
- Дидактическая игра «Оденем кукол» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода»Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей, желание участвовать в проекте.
Декабрь
- Развивающая ситуация «Разноцветные шары» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
- Дидактическая игра «Разноцветные колечки» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Пирамидка» Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
- Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
- Дидактическая игра «Накрой на стол» Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
- Дидактическая игра «Угощенье» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету
- Выставка художественной и методической литературы.
- Выставка дидактических игр и игрушек
Январь
- Развивающая ситуация «Дома для медведей» Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Матрешка» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Подарки для кукол» Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
- Дидактическая игра «Подбери пару» Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
- Дидактическая игра «Разложи по местам» Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
- Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
Февраль
- Развивающая ситуация «Высокий-низкий» Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
- Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
- Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
- Дидактическая игра «Раскрась-ка» Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
- Дидактическая игра «Большой – маленький » Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Собери квадрат» Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий» Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов.
- Консультация: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».
Март
- Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
- Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
- Дидактическая игра «Магазин» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку»Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику.
- Семинар практикум:«Игры с использованием бросового материала»
Апрель
- Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости» Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
- Дидактическая игра «Геометрическое лото» Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
- Дидактическая игра «Цветочные полянки» Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
- Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
- Дидактическая игра «Сделай узор» Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
- Дидактическая игра «Веселый Петрушка» Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
- Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов.
- Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»
- Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру.
Заключительный этап:
Май
- Развлечение «Поможем колобку» Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
- Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
- Подведение итогов реализации проекта.
Предполагаемый результат:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
- Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей с умственной отсталостью посредствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
- Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Литература:
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук.: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
3. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .
4. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
5. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1996.
6. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов/д:Феникс,2007.
7. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей.-М.:Просвещение,2001.
9. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста»-М:Учитель,2014.
10. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» – М: Аркти,2008.
11. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
12.Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста из опыта. работы» М – Детство – пресс, 2011.
13. Лиханова Т.И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. М: Сфера, 2012.
Источник