Сенсорное развитие ребенка при работе с природным материалом
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом.
Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений . Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, тем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Ручной труд способствует сенсомоторике – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, замков, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.
Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д.Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.
17
Список литературы
1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. – С. 80 — 86.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С. 8 -14.
3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. – М., 2004. – С. 109 -111.
4. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвешение, 2011. – С. 5 — 17.
5. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. – М.: Издательский дом МСП, 2008. – С.7-17.
6. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е.Немешева. – М.: Айрис — пресс. – 2011. – С. 4 – 7.
21
Приложение
«Игры с песком»
Игры для детей 3-4 лет.
«Автогонщики». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.
«Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает. В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.
«Заборчик». На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
«Сад- огород». Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты (отдельно), овощи (отдельно). После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
«Что изменилось». Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.
«Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур и величину (большой, маленький, средний).
«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.
«Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
22
«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахар.
«Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.
«Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке сторожевой пес.
«Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.
Игры с песком для детей 5-7 лет.
«Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда другие дети отгадывают, дает инструкцию, как найти спрятанную вещь словами «правее», «левее», прямо и т.д.
«Отгадай разгадку». «Засекречивать» можно предметы, названия которых начинаются с изучаемого звука, буквы, цифры, геометрические фигуры.
«Угадай по описанию». Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.
«Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
«Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.
23
«Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.
«Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.
«Точка, точка, запятая». «Точка, точка, запятая- Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек». Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.
«Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и дорисовать одну линию. Взрослый должен придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние изменения.
«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.
«Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.
«Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.
Источник
Елена Бокк
Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.
В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Так, игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи.
Игры с природным материалом – снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают – тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
Как видим, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.
Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок воспитатель может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием – лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки – снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка, крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых.
С возведением какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога,пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу.Дети организуют совместную игру: куклы «ходят» друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру.
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.
Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.
Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.
При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.
Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.
Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных.
Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.
Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.
Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом, активно влияя на сенсорное восприятие ребенка.
Источник