Сенсорное развитие ребенка курсовая работа

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего дошкольного возраста. Развитие восприятия посредством тренировки сенсорных систем. Методика подготовки и проведения занятий.

  • Характеристика средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение особенностей формирования сенсорных эталонов у дошкольников. Диагностика сенсорного воспитания детей. Рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 21.05.2015

  • Психолого-педагогические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Психологические особенности сенсорного развития дошкольников. Использование дидактических игр в детском саду с целью развития сенсорики.

    реферат, добавлен 24.08.2012

  • Теоретические аспекты сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика уровней сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста. Методика для определения уровней сенсорного развития.

    контрольная работа, добавлен 17.10.2019

  • Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста. Три модальности сенсорной адаптации: полное исчезновение и притупление ощущения, повышение чувствительности. Формирование у детей раннего возраста предпосылок сенсорных эталонов.

    курсовая работа, добавлен 06.02.2014

  • Описание и специфика умственного воспитания и развития детей в дошкольном возрасте. Понятие и сущность “сенсорного развития ребенка” в психолого-педагогической литературе. Исследование формирования сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста.

    контрольная работа, добавлен 08.05.2015

  • Понятие сенсорного развития ребенка как развития его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста. Характеристика педагогики Фребеля детского восприятия.

    реферат, добавлен 29.02.2016

  • Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей дошкольного возраста. Моделирование и проведение формирующего эксперимента, наблюдение за детьми. Анализ педагогического опыта.

    дипломная работа, добавлен 06.04.2013

  • Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Педагогические условия развития сенсорных эталонов детей. Функциональные задачи сенсорной комнаты, характеристика и значение её оборудования. Виды и формы работы в сенсорной комнате.

    курсовая работа, добавлен 31.01.2017

  • Характеристика сенсорного развития как фундамента общего умственного развития ребенка, которое является условием успешного обучения. Основные характеристики детского экспериментирования. Методы развития у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах.

    статья, добавлен 12.07.2020

  • Исследование, проблемы развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятия аппликации. Специфика занятий изобразительным творчеством. Дидактические игры на занятиях аппликации для развития сенсорных способностей.

    курсовая работа, добавлен 06.06.2015

  • Источник

    Замаева Наталья
    Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа)

    Введение

    Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе

    Проблема развития способностей занимает важное место, как в психологической, так и в педагогической теории, и ей посвящено значительное количество исследований.

    Глубокий анализ проблемы способностейбыл дан ведущими отечественными психологами: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др.

    Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн).

    Как показывают исследования, большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу[17].

    Начальные этапы познания мира обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу всех представлений человека. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от развитости ощущений и восприятий.

    Особое значение чувственное познание окружающего мира имеет в дошкольном детстве. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

    Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт[19]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, но, абсолютно известно, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль.

    Читайте также:  Тазовое предлежание плода развитие ребенка

    Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

    В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

    Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д. [3].

    Как показывают исследования, развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста определяется предметной деятельностью, присущей предыдущему возрастному этапу. При этом, внешние свойства предмета перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой – должны быть учтены при выполнении предметного действия. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

    В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования в педагогике и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами, и поэтому нужно учить их видеть, учить воспринимать предметы и объекты в окружающем мире, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

    Значение развития сенсорных способностей ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

    Одним из таких средств на наш взгляд, являются занятия по математике, на которых не только развиваются математические навыки детей, но и осваиваются основные сенсорные эталоны (цвет, форма, геометрические фигуры, пространственные ориентировки и т. д.).

    Поэтому цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем показать влияние занятий по математике на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

    В соответствии с целью, объектом исследования является процесс сенсорного развития детей во 2-й младшей группе детского сада.

    Предмет исследования: занятия по математике как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2. Выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

    3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических упражнений и игр, используемых на занятиях по математике для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

    4. Проанализировать результаты исследования.

    Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.

    Источник

    Îñîáåííîñòè ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ñåíñîðíûõ ýòàëîíîâ äåòåé. Ôóíêöèîíàëüíûå çàäà÷è ñåíñîðíîé êîìíàòû, õàðàêòåðèñòèêà è çíà÷åíèå å¸ îáîðóäîâàíèÿ. Âèäû è ôîðìû ðàáîòû â ñåíñîðíîé êîìíàòå.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Èãðà «Óçíàé çâóê».

    Öåëü: ðàçâèâàòü ñëóõîâîå âíèìàíèå, óìåíèå ðàçëè÷àòü çâó÷àíèå ïðåäìåòîâ èç ðàçíûõ ìàòåðèàëîâ.

    Äåòÿì ïðåäëàãàþò ïîñëóøàòü çâó÷àíèå 5 öèëèíäðèêîâ, ñ ðàçíûìè íàïîëíèòåëÿìè: ãàå÷êàìè, ïåñêîì, ãîðîõîì, äåðåâÿøêàìè, ðèñîì. Ïîñëå ïðîñëóøèâàíèÿ çâó÷àíèÿ êàæäîãî öèëèíäðèêà åãî îòêðûâàþò è ïîêàçûâàþò, ÷òî âíóòðè. Ïîñëå 2 ïðîñëóøèâàíèé ñíîâà ïðåäëàãàþò ñëóøàòü çâó÷àíèå è îòãàäûâàòü, ÷òî âíóòðè öèëèíäðèêà.

    2.5 Ðåêîìåíäàöèè ïî ñåíñîðíîìó ðàçâèòèþ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòàâ ñåíñîðíîéêîìíàòå

    Ðàáîòà â ñåíñîðíîé êîìíàòå îñíîâûâàåòñÿ íà íåñêîëüêèõ ïðèíöèïàõ:

    ïðèíöèï èíòåðàêòèâíîñòè (êàê ìíîãîîáðàçèå âçàèìîäåéñòâèé, âîçíèêàþùèõ â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ áûòèÿ);

    Читайте также:  Йод и умственное развитие ребенка

    ïðèíöèï êîìïëåêñíîãî âîçäåéñòâèÿ (ñî÷åòàíèå ðàçíûõ ñòèìóëîâ: ñâåòà, ìóçûêè, öâåòà, çàïàõîâ, òàêòèëüíûõ îùóùåíèé); ïðèíöèï íàãëÿäíîñòè (êàê ìîæíî áîëüøå çðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ);

    ïðèíöèï ìóëüòèñåíñîðíîñòè (êàê ìîæíî áîëüøå ñåíñîðíûõ îðèåíòèðîâ); ïðèíöèï äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà (èñïîëüçîâàíèå ãèáêèõ ôîðì ðàáîòû, ó÷åò èíäèâèäóàëüíîñòè êàæäîãî ðåáåíêà);

    ïðèíöèï ñáàëàíñèðîâàííîñòè (ìåæäó ñâîáîäíîé ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà è ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî ñïåöèàëèñòîì);

    ïðèíöèï ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, íåïðåðûâíîñòè (â èñïîëüçîâàíèè ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, â ïåðåõîäå âèäîâ äåÿòåëüíîñòè);

    ïðèíöèï ðàçíîîáðàçèÿ (ïðè ïîñòàíîâêå öåëåé è çàäà÷, â âûáîðå ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ è ïð.);

    ïðèíöèï åäèíñòâà è âçàèìîñâÿçè, öåëîñòíîñòè (ìåæäó ó÷àñòíèêàìè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, öåëÿìè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà);

    ïðèíöèï íàó÷íîñòè (òðåáîâàíèé ê ñîäåðæàíèþ, ôîðìàì è ìåòîäàì ðàáîòû) (6)

     ñðåäå ñâåòëîé ñåíñîðíîé êîìíàòû ðåêîìåíäóåòñÿ îðãàíèçîâûâàòü îáðàçîâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñ äåòüìè 2-3 ðàçà â íåäåëþ ïî 20-25 ìèíóò, ÷åðåäóÿ ñîâìåñòíóþ äåÿòåëüíîñòü äåòåé ñî âçðîñëûìè è ñàìîñòîÿòåëüíûå èãðû äåòåé. Çàíÿòèÿ â ñåíñîðíîé êîìíàòå ìîãóò áûòü êàê èíäèâèäóàëüíûìè, òàê è ãðóïïîâûìè (6-7 äåòåé). Ôîðìà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíîñòè è òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà ðåáåíêà è ïåäàãîãà. Ñ äåòüìè çàíÿòèÿ äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ â ôîðìå èãðû.

    Ïîñêîëüêó áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðàçäðàæèòåëåé ìîæåò âûçâàòü ó ðåá¸íêà îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè, çíàêîìñòâî ñ Ñåíñîðíîé êîìíàòîé íàäî íà÷èíàòü, êîãäà âñå ñòèìóëÿòîðû âûêëþ÷åíû. Äëÿ äåòåé ïîëåçíî íà çàíÿòèÿõ, äëÿ èçáåæàíèÿ îäíîîáðàçèÿ, èñïîëüçîâàòü ñêàçî÷íûå ñþæåòû, ãäå èñïîëüçîâàíèå êàêîãî-íèáóäü òðåíàæ¸ðà áóäåò ÷àñòüþ ñêàçêè. Ïåðåä âõîäîì â êîìíàòó äåòÿì ìîæíî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî îíè ñåé÷àñ ïîïàäóò â âîëøåáíóþ êîìíàòó, à ÷òîáû âîëøåáñòâî íå èñ÷åçëî, íóæíî âûïîëíÿòü çàäàíèÿ.

    Çàíÿòèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ íà÷èíàòü ñ ñåàíñîâ, íàïðàâëåííûõ íà ðàçâèòèå îáùåé ÷óâñòâèòåëüíîñòè (ðàçâèòèå ðåöåïòîðîâ, ðàñïîëîæåííûõ íà êîæå è ðåöåïòîðîâ, íàõîäÿùèõñÿ â ìûøöàõ, ñóñòàâàõ, ñóõîæèëèÿõ), òàê êàê äàííûé âèä ÷óâñòâèòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ. Äëÿ òàêèõ çàíÿòèé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ñåíñîðíûå ïàíåëè äëÿ ðóê è íîã. Ðàáîòàÿ ñ ìàòåðèàëàìè, èìåþùèìè ðàçíóþ ôîðìó è ôàêòóðó (âîðñ, òêàíü, ïëàñòìàññà è äð.) ðåáåíîê ó÷èòñÿ ðàçëè÷àòü ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ: òåïëûé – õîëîäíûé, ìÿãêèé – æåñòêèé, êðóãëûé – êâàäðàòíûé. Óëó÷øàåòñÿ çðèòåëüíî-ìîòîðíàÿ êîîðäèíàöèÿ è ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîí÷èêîâ ïàëüöåâ.(6)

    Ïðîäîëæåíèåì çàíÿòèé ìîãóò ñòàòü èãðû íà ðàçâèòèå òàêòèëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, èãðà «Âîëøåáíûé ìåøî÷åê» (â íåïðîçðà÷íûé ìåøîê êëàäóòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïî ôîðìå è ìàòåðèàëó, ïðåäìåòû, êîòîðûå ðåáåíîê äîëæåí íàéòè íà îùóïü). Íàïðèìåð, â ìåøî÷åê ìîæíî ïîëîæèòü ïèñüìåííûå ïðèíàäëåæíîñòè è ïîïðîñèòü ðåá¸íêà íå ãëÿäÿ äîñòàòü ðåçèíêó, êàðàíäàø, ðó÷êó. Äëÿ äåòåé, èìåþùèõ ïðîáëåìû âíèìàíèÿ, íå ñòîèò êëàñòü â ìåøî÷åê ìíîãî ïðåäìåòîâ. Äëÿ íà÷àëà ìîæíî ïîëîæèòü îäèí ïðåäìåò è ïîïðîñèòü íà îùóïü óãàäàòü, ÷òî ýòî òàêîå.

    Âûâîäû ïî 2 ãëàâå

     óñëîâèÿõ ñåíñîðíîé êîìíàòû èñïîëüçóåòñÿ ìàññèðîâàííûé ïîòîê èíôîðìàöèè íà êàæäûé àíàëèçàòîð. Òàêèì îáðàçîì, âîñïðèÿòèå ñòàíîâèòñÿ áîëåå àêòèâíûì, Òàêàÿ àêòèâíàÿ ñòèìóëÿöèÿ âñåõ àíàëèçàòîðíûõ ñèñòåì ïðèâîäèò íå òîëüêî ê ïîâûøåíèþ àêòèâíîñòè âîñïðèÿòèÿ, íî è ê óñêîðåíèþ îáðàçîâàíèÿ ìåæàíàëèçàòîðíûõ ñâÿçåé.  îòëè÷èå îò òðàäèöèîííûõ ìåòîäîâ ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè, äëÿ êîòîðûõ õàðàêòåðíî íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî è îäíîîáðàçèå ìàòåðèàëà, â ñàìîì îáîðóäîâàíèè ñåíñîðíîé êîìíàòû èòîæåíî ðàçíîîáðàçèå ñòèìóëîâ. Ïðîäóìàííîå ïðèìåíåíèå ðàçëè÷íûõ ñòèìóëîâ ïîâûøàåò ýôôåêòèâíîñòü êîððåêöèîííûõ çàíÿòèé, ñîçäàâàÿ äîïîëíèòåëüíûé ïîòåíöèàë äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

    Ýêñïåðèìåíòèðóÿ ñ ìîäóëüíûì îáîðóäîâàíèåì, ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò èíèöèàòèâó è òâîð÷åñòâî, àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ ôèçè÷åñêè è èíòåëëåêòóàëüíî. Âî âðåìÿ èãð ñ èñïîëüçîâàíèåì ïîëèôóíêöèîíàëüíîãî èãðîâîãî îáîðóäîâàíèÿ ðàçâèâàþòñÿ ïðîöåññû âíèìàíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ïàìÿòü, ìûøëåíèå ðåáåíêà, ðàçâèâàåòñÿ åãî ðå÷ü. Ïðè ðåãóëÿðíûõ çàíÿòèÿõ â ñâåòëîé è òåìíîé ñåíñîðíîé êîìíàòå ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ îðãàíèçîâàííîñòü, öåëåíàïðàâëåííîñòü, ïðîèçâîëüíîñòü è äðóãèå êà÷åñòâà, êîòîðûå áóäóò òàê íåîáõîäèìû åìó íà ïîñëåäóþùèõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ.(6)

    Çàêëþ÷åíèå

     ñâîåé ìíîãîâåêîâîé ïðàêòèêå ÷åëîâå÷åñòâî ñîçäàëî îïðåäåë¸ííóþ ýòàëîííóþ ñèñòåìó âåëè÷èí, ôîðì, öâåòîâûõ òîíîâ. Îâëàäåâàÿ ýòîé ñèñòåìîé, ðåá¸íîê êàê áû ïîëó÷àåò íàáîð ìåðîê, ñ êîòîðûìè îí ìîæåò ñîïîñòàâèòü ëþáîå âíîâü âîñïðèíèìàåìîå ñâîéñòâî ïðåäìåòà è äàòü åìó íàäëåæàùåå îïðåäåëåíèå.

    Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå ñîñòàâëÿåò ôóíäàìåíò îáùåãî óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñ âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà è íà÷èíàåòñÿ ïîçíàíèå. Âñå äðóãèå ôîðìû ïîçíàíèÿ – çàïîìèíàíèå, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå – ñòðîÿòñÿ íà îñíîâå îáðàçîâ âîñïðèÿòèÿ, ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì èõ ïåðåðàáîòêè. Ïîýòîìó íîðìàëüíîå óìñòâåííîå ðàçâèòèå íåâîçìîæíî áåç îïîðû íà ïîëíîöåííîå âîñïðèÿòèå.

    Читайте также:  Развитие речи 2 летнего ребенка

    Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå – ýòî ðàçâèòèå ó ðåáåíêà ïðîöåññîâ âîñïðèÿòèÿ è ïðåäñòàâëåíèé î ïðåäìåòàõ è ÿâëåíèÿõ îêðóæàþùåãî ìèðà. Ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ íà ñâåò ñ ãîòîâûìè îðãàíàìè ÷óâñòâ. Ýòî ëèøü ïðåäïîñûëêè äëÿ âîñïðèÿòèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà. ×òîáû ñåíñîðíîå ðàçâèòèå ïðîõîäèëî ïîëíîöåííî, íåîáõîäèìî îðãàíèçîâàòü öåëåíàïðàâëåííîå âîçäåéñòâèå ñî ñòîðîíû îêðóæàþùåé ñðåäû íà îðãàíû ÷óâñòâ ðåáåíêà. Åãî ñëåäóåò íàó÷èòü ðàññìàòðèâàíèþ, îùóïûâàíèþ, âûñëóøèâàíèþ è ò. ï., ò. å. ñôîðìèðîâàòü ó íåãî ïåðöåïòèâíûå äåéñòâèÿ.

    Áîëüøèíñòâî ó÷åíûõ ñ÷èòàþò, ÷òî èìåííî ìëàäøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò íàèáîëåå áëàãîïðèÿòåí äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ÷óâñòâ, íàêîïëåíèÿ ïðåäñòàâëåíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå. Ïîýòîìó, ñåíñîðíîå âîñïèòàíèå – ýòî îäíà èç îñíîâíûõ ñòîðîí äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.

    Çíà÷åíèå ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äëÿ åãî áóäóùåé æèçíè âûäâèãàåò ïåðåä òåîðèåé è ïðàêòèêîé äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ çàäà÷ó ðàçðàáîòêè è èñïîëüçîâàíèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ ñðåäñòâ è ìåòîäîâ ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ â äåòñêîì ñàäó.

     ðàìêàõ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ â äàííîé êóðñîâîé ðàáîòå áûëî ïðîâåäåíî îáøèðíîå ðàññìîòðåíèå òåîðèè ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðå. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñóùåñòâóþò çíà÷èòåëüíûå íàðàáîòêè â îïûòå äîøêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé â ïëàíå ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ. Îäíàêî ñóùåñòâóåò ïðîáëåìà áîëåå ðåçóëüòàòèâíîãî åãî îñóùåñòâëåíèÿ â îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå.

     ïðàêòè÷åñêîé ÷àñòè íàìè áûëà ðàññìîòðåíà òåõíîëîãèÿ ñåíñîðíîé êîìíàòû. Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ñåíñîðíàÿ êîìíàòà, íåñîìíåííî, ÿâëÿåòñÿ óíèêàëüíûì èíñòðóìåíòîì ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñåíñîðíàÿ êîìíàòà ðàñêðûâàåò ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè è ñïîñîáíîñòè äåòåé, óñêîðÿåò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ íà îñíîâå àêòèâíîãî ñåíñîðíîãî âîçäåéñòâèÿ è ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ èíôîðìèðîâàííîñòè îá îêðóæàþùåì ìèðå.

    Ïðåäëîæåííûé âàðèàíò ñåíñîðíîé êîìíàòû, à òàêæå ðàçíîâèäíîñòè èãð-çàíÿòèé ïî ñåíñîðíîìó âîñïèòàíèþ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñåíñîðíîé êîìíàòå ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí âîñïèòàòåëÿìè äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèé â ñâÿçè ñ ïðîñòîòîé è äîñòóïíîé ðåàëèçàöèåé: â êîìíàòå çàäåéñòâîâàíî áþäæåòíîå è ïðè ýòîì áåçîïàñíîå îáîðóäîâàíèå, âîñïèòàòåëü áåç äîïîëíèòåëüíûõ êîìïåòåíöèé ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî îáîðóäîâàòü îïèñàííóþ êîìíàòó.

    Äàííûé àñïåêò èìååò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî â Ðîññèè íàñ÷èòûâàåòñÿ ëèøü íåñêîëüêî îðãàíèçàöèé, ñïåöèàëèçèðóþùèõñÿ íà ïîñòàâêå îáîðóäîâàíèÿ äëÿ ñåíñîðíûõ êîìíàò.

    Ñïèñîêëèòåðàòóðû

    1. Äèäàêòè÷åñêèå èãðû è óïðàæíåíèÿ ïî ñåíñîðíîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ / Ïîä ðåä. Ë. À. Âåíãåðà. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2005. – 424ñ.

    2. Êîçëîâà Ñ. À., Êóëèêîâà Ò. À. Äîøêîëüíàÿ ïåäàãîãèêà. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2006. – 434 ñ.

    3. Ìåòèåâà Ë. À., Óäàëîâà Ý. ß. Ðàçâèòèå ñåíñîðíîé ñôåðû äåòåé. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2009. – 160 ñ.

    4. Ìóõèíà Â. Ñ. Ïñèõîëîãèÿ äîøêîëüíèêà. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 2005. – 276 ñ.

    5. Îáóõîâà Ë. Ô. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: òåîðèè, ôàêòû, ïðîáëåìû. – Ì.: Òðèâîëà, 2006. – 203 ñ.

    6. Êîëîñ Ã.Ã. Ñåíñîðíàÿ êîìíàòà â äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè: Ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè. – Ì.: ÀÐÊÒÈ, 2011.

    7. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå òåõíîëîãèè â ÄÎÓ: ïðîãðàììû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòíîé, ïîçíàâàòåëüíîé, ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû äåòåé, äèàãíîñòè÷åñêèé êîìïëåêñ (àâ. – ñîñò. Ë. Â. Ãîäîâíèêîâà è äð.) – Âîëãîãðàä.: Ó÷èòåëü, 2013

    8. ßíóøêî Å.À. Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. – Ì.; Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2009. – 72 ñ.

    9. Ãàëîé Í.Þ. Èñïîëüçîâàíèå èíòåðàêòèâíîãî îáîðóäîâàíèÿ ñåíñîðíîé êîìíàòû â ðàáîòå ñ äåòñêî-ðîäèòåëüñêèìè ïàðàìè è äåòüìè ðàííåãî âîçðàñòà // Ñîâðåìåííîå äîøêîëüíîå îáðàçîâàíèå. Òåîðèÿ è ïðàêòèêà. – 2015. – ¹1. – Ñ.38-45.

    10. Ñåíñîðíîå âîñïèòàíèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÷åðåç âîñïðèÿòèå öâåòà // Ïåðâûå øàãè: (Ìîäåëü âîñïèòàíèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà). – Ì.: 2002 – ñ. 303-310.

    11. Íåìîâ Ð.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé:  3 êí. – 4-å èçä. – Ì.: Ãóìàíèñò. èçä. Öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2001. – êí. 1: Îáùèå îñíîâû ïñèõîëîãèè. – 688 ñ.

    12. Êàëüìîâà Ñ. Å., Îðëîâà Ë. Ô., ßâîðîâñêàÿ Ò. Â.

    a. Ñåíñîðíàÿ êîìíàòà — âîëøåáíûé ìèð çäîðîâüÿ: Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Ë. Á. Áàðÿåâîé. — ÑÏá.: ÍÎÓ «ÑÎÞÇ», 2006. — ñ.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник