Сенсорное развитие ребенка игры
Новорожденный ребенок уже обладает возможностями слышать, видеть и ощущать вкус. Но для правильного мироощущения ему нужно сформировать сенсорные эталоны восприятия.
Формирование сенсорных эталонов восприятия
Правильное восприятие мира основано на умении сравнивать и оценивать, что предполагает наличие в сознании каких-то мерок и шаблонов. Это и есть сенсорные эталоны восприятия.
Рассмотрим на примерах по органах чувств.
Слуховое восприятие
Ребенок должен научиться слышать и понимать, что он слышит: уметь отличить звон от стука, музыку от шума стройки и т.д. Это важно также для формирования речи.
Зрительное восприятие
Примеры зрительных эталонов – это цвет, форма предметов, размеры. Ребенку нужно знать, что такое красный и как выглядит, например, треугольник и пр.
Тактильное восприятие
Здесь важно все, что можно распознать, касаясь предмета пальцами.
Это: твердое и мягкое, гладкое и шершавое, теплое и холодное и т.д.
Обонятельное восприятие
Развитое обоняние – это не только умение отличать чистый воздух от запаха дыма, гари, запах еды от несъедобного и пр, но и ориентировать в более тонких ароматах. Такие навыки способны спасти жизнь.
Вкусовое восприятие
Среди сенсорных эталонов вкусовое восприятие позволяет познать, что такое сладкое, кислое, горькое и соленое. Важно также понимать различия в консистенции и температуре: густое, горячее и т.д.
Игры на развитие сенсорного восприятия
Слуховое восприятие
Игра «Угадай, какая баночка звенела»
Необходимо:
- Подготовить пластиковые баночки с различными видами круп и мелких предметов (рис, фасоль, пуговицы).
- Встряхивать поочередно баночки.
- Ребенок с завязанными глазами слушает.
- Поставить перед ним все баночки.
- Попросить указать, какой баночкой вы звенели. Он может сам потрясти их и проверить.
«Отвернись и угадай»
Нужно:
- Взять карандаш или ручку.
- Постучать вместе с ребенком по предметам из разного материала: по баночкам, стакану, столу и пр.
- Попросить малыша отвернуться.
- Стучать по этим же предметам.
- Ребенку нужно угадать, по какому предмету стучите.
ИНТЕРЕСНО! Можно поменяться местами: малыш стучит, а вы угадываете.
Зрительное восприятие
Игра «Дорисуй картинку»
Взрослому нарисовать несколько предметов или животных, в каждом рисунке намеренно упуская какую-то важную часть: лапу, рога, рукав, усы и т.д.
Малыш угадывает, что вы нарисовали и завершает рисунок.
Игра «Загадочный силуэт»
Для игры:
- На пляже или детской площадке разровнять поверхность песка.
- На песке выложить контуры знакомых ребенку предметов: гриб, бантик, лист, яблоко и т.д.
- Задание: узнать и назвать предмет по контуру.
Тактильное восприятие
Игра «Лоскутки»
Нарежьте много кусочков разных тканей.
Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).
Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.
Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.
Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.
Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.
Игры на развитие обоняния
Игра «Съедобное-несъедобное»
Необходимо:
- Разложить в одноразовые стаканчики по кусочку разных предметов: в некоторые – продукты питания, а в некоторые – несъедобные.
- Завязать ребенку глаза.
- Давать стаканчики и спрашивать, съедобное там или нет. Пусть ставит одну группу влево, а другую – вправо.
- Когда стаканчики распределены, малыш с открытыми глазами смотрит, где он ошибся.
Игра «Прятки с запахами»
Ребенку нужно найти в квартире спрятанный ароматный продукт.
Договариваетесь, какой продукт прячете (например, апельсин)
Ребёнок выходит из комнаты.
Вы чистите мандарин и прячете так, чтобы от него шел запах.
Только не прячьте фрукт далеко: ребенок утратит интерес.
Вкусовое восприятие
Игра «Живая вода»
Необходимо:
- взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);
- в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;
- ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.
ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.
Игра «Фрукт, ягода или овощ»
Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.
ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.
Как видно, игры простые. Не нужно быть педагогом, чтобы их организовать. А эффект не заставит себя ждать: сенсорное развитие вашего малыша будет проходить всестороннее и качественнее.
Источник
Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.
С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.
Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.
Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.
8. Ммм… как пахнет!
Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.
9. Какое наощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
11. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
12. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
13. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.
Веселых вам игр!
Источник
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР): «Монетки» Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия. Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины. «Матрешка» Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной. Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы. «Квадраты» Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета. Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета. «Веселый паровозик» Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта. Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета. «Съедобное – несъедобное» Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного. Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки. «Пирамидка» Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия. Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета. «Вот какие палочки» Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук. Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки. «Веселые клоуны» Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук. «Змейка» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки. «Мельница» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки. «Забавные прищепочки» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию. «Разноцветные вагончики» Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу. «Бусы» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения. Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки. Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности. «Веселые гонки» Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания. Материал: панель, трубки, шарики. Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?» ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ: «Сапожок» Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук. Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок. «Найди на ощупь» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.) Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы. Сюда насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей. «Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл). «Собери матрешку» Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее. «Золушка» Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. «Угадай, что внутри» Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает? ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: ЦВЕТ «Цветные фонарики» Цель: – Упражнять в ходьбе и беге – Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность – Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка. На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети. Воспитатель: Яркие фонарики Поднимем высоко Жёлтый (синий красный) цвет их Виден далеко. Зажглись фонарики! Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой. Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 3-4 раза. «Достань ленточку» Цель: – Помочь освоиться на гимнастической стенке. – Развивать ловкость и самостоятельность. – Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов). Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок. Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки. На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок. Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем: – «Где же еще синие ленточки?» Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам. Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе. В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют. «Цветные фонарики» Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику , ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) – по два на каждого ребёнка. На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети. Воспитатель. Яркие фонарики Поднимем высоко. Желтый (синий, красный) цвет их Виден далеко. Зажглись фонарики! Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой. Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 3-4 раза. «Бабочки» Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Дети бегают под музыку, изображают бабочек Взрослый: Бабочки летали У лесной полянки Крылышки устали Нет ли где тут лавки? Мы же крошки-бабочки Нам не нужно лавочки Отдохнуть бы нам чуток Сядем лучше на цветок. Дети остановились. Взрослый: 1.Где любимый наш цветок? Красный цветик – огонёк (мак). Дети находят красный цветок и приседают возле него. Сели посидели, дальше полетели. 2. Где любимый наш цветок? Жёлтый, сладенький медок (одуванчик). 3. Где любимый наш цветок? Синий яркий лепесток (василёк) ОДИН-МНОГО «Догони мяч» Цель: -Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу. -Закреплять понятие большой и маленький. – Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием. Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи, два обруча, две корзины большая и маленькая. Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч. Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку. После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие. Дальше игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи. Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч. Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем, -Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить? БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ «Колпачок» Цель -Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета – Учить детей становиться в круг – Развивать внимание Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см, маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей. На пол ставим большой колпачок красного цвета. – Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем. Чок, чок, чок, чок! Стоит красный колпачок, На тоненьких ножках В красненьких сапожках. Чок, чок, чок колпачок! Наклони-ка свой бочек, Что ты спрятал колпачок? Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков. Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя: – Не зевай, не зевай, колпачок занимай! – малыши встают возле колпачков. При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу. Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши. Дети шли, шли, шли, Колпачок нашли. Чок, чок, чок, чок! Где стоит твой колпачок? – Не зевай, не зевай, колпачок занимай! Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок. «Ноги и ножки» Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, они все – большие! Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают. «У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом. Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием. Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!» Большие ноги идут по дороге: То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп! Маленькие ножки идут по дорожке: Топ-топ-топ-топ! «Выбери мяч» Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15). Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей. Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину. При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании. Принесенные мячи кладутся в одну корзину. Варианты игры:
Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие – в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие – спрятав за спину. 2. Можно использовать мячи трёх размеров : диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см. Дети приносят мячи в следующей последовательности : маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце – маленькие. Большие мячи дети несут на голове, средние – за спиной, а маленькие – перекладывая из руки в руку. Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.
Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики). Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку. Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание. Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания. |
Источник