Сенсорное развитие ребенка и блоки дьенеша в младшей группе

Методических разработок « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшей группы».

Цель: развитие сенсорных эталонов у детей младшей группы.

– Задачи:

Образовательные:

-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов.

-развивать зрительное внимание, память;

-развивать ориентировку в пространстве;

– совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму предметов..

– Эффективность

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей. Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.

Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей младшей группы.

Методические рекомендации.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Основные задачи в работе с блоками Дьенеша с детьми младшей группы:

– способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвет; толщину;

– определять свойства фигур на ощупь;

– обобщать фигуры по одному, двум свойствам;

Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции, познавательные процессы, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

.

Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.

Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами.

Игры, которые можно проводить с детьми младшей группы с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:

1. Игры и упражнения направленные на зрительное восприятие формы.

Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.

Предлагаемые игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».

С помощью этих игр можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У детей нарушениями зренияс формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать этот процесс.

2. Игры с блоками Дьенеша для формирования представлений о цвете.

Дети с нарушением зрения учатся с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Для развития цветовосприятия можно использовать такие игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы подарок».

3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.

Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения.. На этом этапе применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы»

Приёмы, которые предлагаются использовать в работе с блоками Дьенеша, основываются на перспективное планирование.

Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Затем используются игры и упражнения , которые развивают у детей умения оперировать одним свойством.

На этом этапе можно предложить детям такие задания:

«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)

Варианты игр:

«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Найди и назови».

На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают умения оперировать сразу двумя свойствами.

Задания для выделения блоков по двум свойствам:

«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;

«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;

При работе с блоками Дьенеша эффективно использовать обручи. Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу.

Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2 свойств фигур, без отрицания Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка на третьем месяце

Перспективное планирование игр с логическими блоками Дьенеша.

Младшая группа

Месяц

Название игры

Цель игры

Описание игры

Сентябрь

Мониторинг

Выявление уровня развития детей

Октябрь

«Давайте познакомим

ся»

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша.

Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению.

Ноябрь

«Найди такую же фигуру»

Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы.

Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога.

Декабрь

«Пироги для мишки»

Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов

Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога.

Январь

«Подарки от Деда Мороза для зверят»

Развивать умения находить такие же фигуры по размеру,

Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога)

Февраль

«Льдинки»

Развивать умения находить фигуры такие же по толщине.

Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика ( такие же фигуры по толщине, как у педагога.

Март

«Собери бусы для Лисички-Сестрички»

Развивать умения выделять фигуры по одному свойству

Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных бусинок,( из больших, из круглых).

Апрель

«Дорожка для Колобка»

Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие)

Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома Колобка ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру)

Май

«Сделай узор на коврике»

Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве

Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения.

– Cписок использованных источников и литературы:

1. Авторская разработка.

2. Авторские фотографии.

3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва, 1998г.

4. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007

5.Ф.Н.Блехер «Дидактические игры», Просвещение, Москва,1964

6. Л.С. Выготский « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.

7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987

8. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.

9. Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.

10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru; igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г. Лысково

Сообщение по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Подготовила: Пропажина Е.Н., воспитатель

2021 г.

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.

Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах. Например, желтый как солнышко, круглый как мячик и т.д.

Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, то есть ознакомление с признаками объекта происходит при выполнении действий с предметами.

Значительное место в сенсорном развитии детей раннего возраста занимают дидактические игры. При подборе дидактического материала мы обратили внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребёнку для обхвата рукой. Мы решили использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, так как они отвечают всем требованиям к дидактической игрушке для детей раннего возраста. Они ориентированы на усвоение знаний и формирование умений в ходе интересных игровых действий.

Блоки Дьенеша специально созданы для малышей и привлекают своей красочностью. Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), которые отличаются цветом, размером, толщиной. В игровой форме малыши учатся находить нужные фигуры, сравнивать их, цветовая гамма помогает изучать цвета. С логическими блоками можно выполнять различные действия: выкладывать менять местами, прятать, искать. Это современное дидактическое пособие, которое можно использовать как в совместной деятельности, так и самостоятельно занять ребёнка интересным делом.

Существует множество интересных игр с блоками Дьенеша.

Целесообразно сначала познакомить детей с блоками. Дети могут использовать их как строительный материал: строить дорожки для машинок, башенки, забор, стол, стул. т к. блоки яркие, безопасные, легкие ими удобно строить на столе, ковре. В помощь к блокам используются альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. Этот игровой альбом поможет детям почувствовать себя волшебниками, самим создать слона и жирафа, грузовик и черепаху.

Читайте также:  Что обозначает термин развитие ребенка

Затем можно организовать игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Например, «Волшебный мешочек»: дети на ощупь определяют и называют круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат, тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).

«Сухой бассейн», в который «закапаны» фигуры. Дети достают и называют, какую фигуру они нашли. Такие игры очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

«Найди соседа». Предложить малышу собрать все красные, или все квадратные фигуры учит детей различать предметы по свойствам, группировать по цвету.

Таким образом, в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме.

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.

Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине – использую игры: «Длинные и короткие», «Какая палочка длиннее?»;

для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это формы», «Волшебная коробочка»;

для обучения группировать, соотносить предметы по цвету: «Найди свой цвет», «Найди такую же»;

для закрепления качеств предметов (величина, форма, цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с предметами.

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета. Дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности. С помощью палочек детей так же легко подвести к осознанию отношений больше – меньше,

Используя такой занимательный материал, дети стали более активны в процессе обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины.

Таким образом, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это уникальное средство развития сенсорного развития у детей раннего возраста.

Источник

Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста

Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Знакомство с блоками».

1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.

3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.

4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.

Игра «Найди такую же фигуру»

Содержание:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди НЕ такую же фигуру»

Содержание:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку – большие, а в другую – маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Игра «Найди такой же»

(развитие умения сравнивать фигуры по величине)

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Читайте также:  Укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в доу

Игра «Большой – маленький»

(умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Мышки – норушки»

(умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

Игра «Найди фигуру»

(умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

• Найти фигуру, как эта по величине

• Найти не такую фигуру, как эта по величине

• Найти фигуру, как эта по цвету

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету

• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Раздели фигуры»

(умение группировать предметы по форме)

К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну конечно это круг.

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я квадрат.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну пожалуй и довольно!

Что ты видишь – треугольник.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат прямоугольник.

Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре.

Игра «Угощения»

(умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

• Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

• Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Игра «Рыбалка»

(умение различать предметы по толщине)

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.

Игра «Поручения»

(умение сравнивать предметы по цвету и толщине)

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму – синие, тонкие;

Третьему – жёлтые, толстые и т. д.

Игра «Кондитерская фабрика»

(умение сравнивать предметы по форме и толщине, с опорой на схему).

Дети «работают» на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в коробки соответственно схеме.

Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)

Игра «Чудесный мешочек»

(развитие тактильных ощущений)

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»

Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.

Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)

Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.

Игра «Найди пару» (внимание)

Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки по одному и предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур.

Источник