Сенсорное развитие интересы ребенка

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание  уделяется развитию речи . Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта , требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако , на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения  сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования  у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

5. Разработать практические рекомендации для педагогов ДОУ, родителей.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

– теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

-эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети  младшего  дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как  

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов , таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти  учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития , где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром  и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть , слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не  только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее  влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими  окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в  целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

  4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития , через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

-принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;                                                                                 –принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации   -принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

-принцип связи применять полученные знания на практике.

-принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.           

 Воспитательно –образовательные задачи, которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития ,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы  определить уровень сенсорного развития у детей  младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача.Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д .

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные  «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре , как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания , полученные в ДОУ дома , в привычной для них среде . Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных  интересов, с целью формирования  сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов , я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий  уровень-46%  Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом , можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

 Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный  результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

– совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

-обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

-совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

-активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

– вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

-проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.

Resource id #92

Источник

Мария Калинина
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания

Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности.

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте сложно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Недаром профессор Николай Матвеевич Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Задачи сенсорного воспитания:

1. поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом;

2. формировать представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

3. формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;

Основываясь на задачи сенсорного воспитания,на третьем году жизни дети должны научиться:

интересом и удовольствием действовать со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;

-успешно выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;

-подбирать пары, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;

-различать среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий;

-проявлять интерес к количественной стороне множеств предметов и другие.

Исходя из этого, необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из важных условий для развития познавательных интересов детей. И очень важно обеспечить единство развивающей предметной-пространственной среды и содержательного общения с взрослыми. Для детей образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. В групповом пространстве выделены специальные центры, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойств.

В нашей группе есть центр сенсорики, где представлены различные пособия и игры для сенсорного развития детей, некоторые из них сделаны руками педагогов и родителей. Стараемся подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (одного цвета, но разного размера, одинакового размера, но разного цвета и т. п.).

Создан центр воды и песка,в котором представлены следующие предметы: совки, формочки, некрупные игрушки для закапывания, палочки, грабельки, набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, пластиковые шарики и т. д.

Игры с песком и водой в раннем возрасте вызывают массу положительных эмоций, так как это одна из форм естественной жизни ребёнка. Они развивают тактильные ощущения, воображение, внимание, познавательный интерес.

Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Для этого создан центр конструирования, в котором представлены – кубики (разного цвета и величины, строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей.

Таким образом, деятельность в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, познавательного интереса.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.

Таким образом, работа по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию познавательного интереса, сотрудничеству со взрослыми и детьми, действиям с предметами; мотивирует к самостоятельным действиям с предметами в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. В своей работе по формированию представлений о сенсорных эталонах дидактические игры применяю в качестве одного из методов проведения самих занятий, а также в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. И провожу их не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Руководя дидактическими играми, я сохраняю заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Считаю, дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал был неизвестен детям, я оказываю активное педагогическое воздействие. В своей практике по сенсорному воспитанию детей раннего возрастаиспользую такие виды дидактических игр: игры-забавы; настольно-печатные; словесные; музыкальные. Считаю,что обязательным элементом дидактических игр является: отражение учебного материала; выделение игровых задач; наличие правил, действия играющих; подведение итогов игры.

Таким образом, развитие познавательного интереса у детей раннего возраста с помощью одного из средств сенсорного воспитания – дидактических игр и упражнений будет успешным, если будут созданы условия для эффективного их использования.

Работа по развитию познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания осуществляется мной в тесном сотрудничестве с семьёй. Целью работы с семьёй, является не только просвещение родителей в вопросах развития интереса и сенсорного воспитания у детей, но и возможность сделать этот познавательный процесс интересным для них.

Была проведена и оформлена консультация по теме «Дидактические игры в детском саду и дома». Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

Объясняла взрослым, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Таким образом, использование средств сенсорного воспитания для развития познавательного интереса у детей раннего возрастастановится возможным при выполнении следующих условий:

– наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;

– постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности;

– наличие эффективных методов и приемов работы с детьми; совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательного интереса детей раннего возраста уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

Источник