Сенсорное развитие детей в доме ребенка
Кравченко Ирина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребенка
Сенсорное воспитание детей в условиях Дома ребенка.
В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На основе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
В раннем возрасте ребенку необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания малыша, тем активнее будет его сенсорное развитие. Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап формируется на основе предыдущего.
Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условноделится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
В Доме ребенка оборудована специальная темная сенсорная комната. Это помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, вызывающая у ребёнка желание исследовать окружающее пространство. Специализированная сенсорная комната наполнена уникальным оборудованием, оказывает комплексное воздействие на органы чувств, нервную систему ребенка таким образом, что возникает ощущение полной безопасности, умиротворения. Детям сенсорная комната может помочь развиваться. В ней есть сухой бассейн, пузырьковая колонна, зеркальный шар, дидактические мягкие модули, тактильные панели, игровые сенсорные элементы, пучок фибероптических волокон-с боковым точечным свечением «звездный дождь». Совершенно безопасные волокна ребятишки перебирают, держат, обнимают. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание (чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения).
Сенсорнаякомната выполняет следующие основные задачи:
способствует уменьшению невротических и вегето-сосудистых реакций у детей с проблемами психоневрологического характера;
стимулирует повреждённые или ослабленные органы чувств (тактильную чувствительность, слух, зрение, обоняние, осязание);
снимает хронические боли.
Сеансы в сенсорной комнате способствуют реабилитации детишек, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, речи, зрения, слуха, моторики, задержки психоэмоционального развития. Занятия в сенсорной комнате помогают снять стресс, корректировать психоэмоциональное состояние, позитивно сказываются на развитии детей, уменьшают тревожность, помогают преодолеть детские страхи, снижают конфликтность, снижают гиперактивность, повышают уровень сенсорной (тактильной) чувствительности, развивают мелкую моторику, улучшает внимание, пробуждает интерес к исследованиям окружающей среды, расширяют кругозор, развивают творческие способности, таланты, воображение, содействуют адаптации к условиям Дома ребенка, снижают утомляемость, помогают расслабиться и устраняют проблемы с засыпанием.
Кроме специальной комнаты определенным образом подобраны игрушки и окружающая детей среда в групповых комнатах. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, помогаем ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Ребятишек знакомим со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
От рождения до 2,5 – 3 месяцев вызываем ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой. Учим ребёнка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разглядывавшего его взрослого (к 20 дням). Вызываем у ребёнка первую улыбку (1 месяц). Ласково разговариваем с ребёнком, держа его в вертикальном положении, вызываем длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого (2 месяца). Побуждаем следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (3 месяца, прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызываем у ребёнка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и так далее).
От 2,5 – 3 до 5 – 6 месяцев закрепляем и обогащаем зрительные и слуховые реакции детей при виде близкого человека, яркой игрушки. Поощряем попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука. Совершенствуем умение следить за перемещающимися объектами и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лёжа на спине, животе; на руках у взрослого).
Учим проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде воспитателя (к 4 месяцам). Развиваем эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, весёлая, строгая).
Следим за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребёнка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать её (3 месяца).
Развиваем зрительно-моторную координацию рук, когда ребёнок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает её, манипулирует ею (4 месяца).
От 5 – 6 до 9 – 10 месяцев обогащаем восприятие ребёнка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагаем его вниманию предметы разной формы, из разного материала. Способствуем эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.
Развиваем координацию рук. Способствуем формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой, дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе)
От 9 – 10 до 12 месяцев продолжаем обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствуем зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Предлагаем послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов; учим различать холодную и тёплую воду. Учим понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, а на кубик можно поставить ещё один кубик.
Чуть позднее дети начинают осваивать действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малышей учим доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его.
На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.
В этот период продолжаем работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогаем им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детейвключать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.
Упражняем в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение. Учим детей называть свойства предметов.
Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в условиях Дома ребенка направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов.
Источник
uɶxàyéÖ½E|Ý^!Èæù§*ÂçU/)qw*2ø¼ªúº}@õ9èÚe¯µ”çÊÂá¢-Âísµa¬lðfËZà2ú@ãÛ¦:»író¸søsÚÉ¿ñÆõ{÷º¹ÿå$=¸¬Î(ï©OeÝê{òÓõéàBÛ;ÛUʺivçÕúôwI]øÿ¨OømhíªOeÝ(o¨O3âWl”lssuâ.’þu:
ùõb¾ìx5}0}Ô¾ÕÊrjÃÔI ¼xÙT-0ÂX;Õ³,Ü
u×Õ¶¯C©%®Ý2ËÂíP
@föòSv},L”ÁJ7MÒº¸&ÌÅÎ-³°
YÜ-ÀMW×_
WÅòÞmkÁÎ3s”ä{KÐUÄìÖ ¿ê÷áqWv{0^|¥Mº¯¯Êð_ *Ý.¡Í÷õmieýÿ&1-Èû¶òFõOrÃ{ƳQ3>ùòQ1é
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
[ 14 0 R]
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 20 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
20 0 obj
>
stream
x½[Ko#7¾ðè£s0Í÷0èa ß³IvÉ,¾ì¿ß,v³)ª%¬ÛR³U¬úêE½ìÿûùí/_?§××ýçç¯ÿþý_ÓÇËáûçç÷¿~{yÿß~ùõËßþþòùíûß»Ýt8§ÃûãÃËYL ̧÷?Èí?21Ê HKûÎ_xúÓý÷ããÃÇýá·éýçÇ7»ÞÑ(«4Ò
®úxVÕËiÔzrzûå8M/¿:q~9þtpµe6>ß2Õa1)E£ä+¦c*NJaîwϾ&;_Ýk»gêþ>Ûßý¦;éÿÜÕ[~9ó?&9″5¿¾P4&!â©!=ÐzUT!)³ØÑÉdo;¶Ylb·j*ê«GL¸NÃg§g0Þ¿~_+4©PH¨ÿFRLjdÄ]HY+C_&µ²pLµÜ¾ì´¦Y!èlÁÇ[}ÖôlaalØÂ0C;í8t*ël8[üc1áö¸ßwkcÎ9po¿;í¸è@]îýKÆýzÜ=û
PoÝö¯°¢#-欔ë”뤻$¯Lr{¦&z÷v¨Ä.jÂ?üp’ü¢$ÂÙ78×Cöë÷;B WÜÜî_4tb;[a`«ÈFƬ?»0/>j^RÄÊìj~xD;eyµ8££ÐLWÏ1PØ!á1¸¯
VÚ£&3¢_í¾U,¥7]pÈþïpÐh ¼i
@
EÜtE(
çåÑÛ±c
hÀ±®GÛúäXÈBvvM©Ð8+r_kS$ªuAHòÃ3{Bd®3i«Íýr¾&ØèÁ£I°Ósm¶”¸e ¯ès-qÍÜXÅïéyl§ÖµïTÖy0µÎõÜôr0S§*Ðxq¨ÈÃÏ(÷Cpó{Þ©ø²
Á½§Çý;2¦b2¡QÄëCx+¦d{ éúµURزã¥s&«¥îl¤¯ÉPYDËNW1Xm!âö5F2á;걨©zMû¬¢ßÉX
ô¦ßg#TY¼uî)10æ¸ÁHé>¥0:;¬F$lŪñTÛG!v嶪:¶j-J®U°Î.W0·¢”L²S~ qýp”e9óBzÙ>øDp?X
^KåÔz˦[§Ür
ZhÚsñëNZm+
öÈÞf0³,òxÁÉ÷~áÃ)@ºE,%öº£e@©&ÐGTÁͯϪ¥ ðìºp; â¿5©·.êçePº¡ÑUµ ebl^*ÃÜ«ÏbiÃ,NX2ëÊH¥Ñ?M×
lâL:ÎÈM8ï¾´*üZiǶ¸,{¼·)?y`ã¤i]óÖ2V1g´^&½Â”»Ø¬ð,®1,ì!éû}ÁȵT*”q*æùT@°2ä>¾µ¢k³NuV¥á!2ÎÄiäÍÍHôóÉÖ-ª ÞH
Û£#ãBÀh´’A$C¤ZøºlTæ¶?],¶¸aÞsèw”JKæºNÃÄ%|]a˳ÔÝihãV´[“¦æ¿ Ý$ÕGÙ
I]WýVËW1w½úí³_ºXgÐŤpAñVT+”æbû[·s@éóBU
Âã¸
/ëj¢ãd$ÃóqعS ¾íFZ6ÕóEvQ´4¨údUG}é÷Ðäí3UÎ磩¸àÙUS±+_Ófí$﮾5`7ôµôCj7é
[8ÏÒÑ¿eaz v·í¶YÓâÁþ,{k2âÌAÄîyI®ÁjxÔ ÀþèdÍTa¢”K¢Ë¾ß½L׺e¼v°äìÞÈ
Pð®q²ûÈ)¯z½Øpúx6ÔSÊÔèh ÷å:Ys¯¬õ¡Ù×ÐΔÄÄè¨Mv;mZ÷rM¾³¬’©ÖA¸G=ÊJäBj×±%Û4ÉÒÈÂ}LÒ÷Á,A#öÀ>FÑNEe0,$³¨5o®e”AQ»Ê
ÍÌh1aôSåxHú Óçôõ纡×{Wö5±1O!Öàg]:6Ú¨hy¹xUÉÊà¶ê5+s¡èÙJí”ÔÀ#¤vੲIæø²àqøI¥5¯e)~gGs£x)§^;á@åÃqûï5¿·û|àï!ÛpÇE
æÐ%ÝÞçBR¶Ý¼ýÊ`÷8rªRFñ¾uê¨?Çò”0¢Õåkä”ÒqÿÕd%x83·V]ùNrñO²õLâ룩J(8󬶯jC¨ljðJÌudêþᦰ÷Wý!!ÿÑî[Í6⾡a.È0ÁÔ,LØoy>yĵH´ÿ=ZÅ#ÒÐ^Ç>å-%fé¨Ý9äÀïØSx%Ý °Êj¥×î zÕ£$NѨé(¤Ã|ÍrµÕÚ= oôHúæÉ{ªÊ{ß~.êQ°Â*pªñ½ÑÌMBÓ½:Õé*¸VQôÔÔ¸¬Q#¦ÏÊ3÷eCþþ1²>”:YkgÅìÎrDÐ]´õ§]÷®VÖxG)¬S!ö¡jC ov è”ï´ÎaýbÃGÆ]0RáùØ v% +ã9׫´uR-Úpi!8ÞºèC¯¸
Úò9½«wQe^YÉsAY÷HÛA³z¾Õ[¾æPn6¦«EG¨TÀ¡P%ÖA(ðBøÎ6áçð:ýëÏ~ýϤ÷ Ò#Þ²yDi³ôQPøQ?¡ü_z”¨ÕÁ*ÝMkÈ´%جú)3aÎýâ|hÕAr4«ÐnJ;R@¨O·SRI
é¦E5Âlê åfî~{û5′{¡Þ»«”¬x)[°iÑÚ½QÌÙ¼Ùv}Ò$>¥9Z4²oqw¯±áz;¦Éìõsb!6õ±rJ¬òB©û
~”qH¥´Ü´{(=8[¯È(ÿýåp3çáo5êÉtÓùb§|ÑÜnû3lqSz2d×ý^íuÖ]ªÎ4Ô}NOLn>$(è.¬ôÎ0åÖ*&áܦx~ÂzCÏÔ`SÖ Àø¦l£x¦cÇáQYÄèáË(VlÏ£ºÆy$×&aYÛ¬VRÌõl÷Ó1)édõ*$!çKw}båj¾roÑmV^n¼miÑÐ!æÐ! ¸ö)¶Ï±C1ºwl¿±7ß
¹c”ö}v=E©«s´d.ÇÚðï+cÙ`)@GK%nJc:{FSãÑÜéW6tj51-b¼`ôÛCræX¡,ßvõÄÖË9V@uèÖÁÖ·áÃ;ùÝ
o¦)^iðÌ
ßwÆq¤G¸ÎÓD%H9¨WÁp½°¥nÂÃu}®Å¤D¨Ô«ó$’Bå9ÚS5:]Êc¤ÄIêÊÚhfÒ¢ä8VuòxR
äAÌo3sÕ{ë1ï9gñ©Cs)UâQÌy9hÍ”ò2æ sïȨJÚ©bskNY9ÿu
ÔÜSN@3HKÁáRÕ$zA«gº ÞüìD¯>L²@Â$è!us+Õ©«@t¸öZ´ j álÊ´1¡Ht|Â@Åä4à£æö®Í»@÷è[ÁCTs(áÜAw&s(áBBP9µçÔ.¸ØÁXb©s¸H%ÍR3ì¹¹ï§æhÁ½´xÇs =GnCm_KÀ!ZègË1p¶Xê³åevRQÉu©âO1èfBJ¨2zùyж¸w|èG#è½Oì&-hÁ&à¡ÿ “lÀw[V %Õ%´îÓ£1p5mö{em¢¯É0Ã>M:!+h4ÏpsDVÊA_ËͦèYYê.ªÜqÕGwÄ3ÙÌ£ÃI¶?Wýã¨C
ç!aTÿ(¬Ô¿Ð×öt«Ùwá÷’?À
Û®»ùàØ§1X±1!¼öÓù£Âµ}¨8}MZIñ ëñ?gû@Ï¥y;3`ßXVk
3bgæ f6O
íÆÛõÐa.é0îH[ê°úÞÉήy£8}ÁpOÅ(³&67Âfn:-bsU`AVÍS2;WïÅÛOQ.8dmrBíCǵâôëRô”º:´0ÿév%¸% Më W[z«Øvz ½©¬Æ
Ý:bH3X5êô¥ªØ ^÷ôL´RR®í]£ÌVÑQXg:©F ÓY¥B&cèÖ.8ZqT®hÀórEDµöºûÔÁû] ~eéØ(t«ÊPñ|#
ÚUÿÊëoÞ²¢X2p1ÁÎm9¸·BB
M³ÛrÒ»r`¢1_)Ì6¨L}Zíø_çPs|PJ ÄÒsT1óñ§L·Ò;”®å ÒwepsÈÒFw²,”à4øòçGh
16=.nr8¬
ù¼P”@½XúRok×0çι¼O0l y½ípõ¹:,ï^È8»ï×Û±Sª’âï¼_¥èÔ+¥~¼2Åocøþ¬W¸ç ²ü]á ¼!K jØÐ}=㻡k«wÀq´Pîk${Öò=÷4
H èÃZKakYj·0 z’¥?µð¢Õ~=gáÁJjºº”Q¶Ío©Áhçå¼öç~ª4iyJÍ,Í7±ù¥©&ºæÒßbráh*Óõî·#Ï=p¡t@Bܬènî¯
hd±Õ¯Ùm*ÞZWÕ{4ë0’¸{WJ7ó´}H7êºD÷mÎûy³Ò=Ŷӡͣe[> UWI×Ü4>U&46
å-)MÆì6¢ cðzG{ª
Þó¼Î©
J0ï-:ÓqÞÀû4þZòQx ÞwàrAFØ´í
äkUmN7òó¥ ×x”ªÃêbZžrÓ®8ßIõÞ·7¡p4ÈFà*Lt¬¡=±ÃÀJ(nGRØ1?gæ##Z1]çSº¾öÒ_é½òñȦ>IË*uwÍíC%´RSz’%ln *e!xÚî{¾1’2)Sk·å´Ü «FvlÝÂÏ9
²£:ÑàÏz¢ÍÁælÝy`ûú##æ{LËÍÏ,1ë[æñFÎF¦+·^Ó} v*ëÜä2øÅØløj>5u±ðÜ:´ìrgR¾Lí¯m~úenÞÃÁ4m¾G .-Ù¬&}ÖüÛÕû¶wü¥zçZîÀ´ÒÕW1I1äx¡øuIqv ¾µ±hIo¢rîß[
$öÓÇlªÁí.½zÕm”¤ÜéHÇøbKÚ½r3Tg,b{}[b4m¢¬Uý[¥*¨V¯8ËmFa%c1A¥ÞG=©Þ ôyÍä?:©Söæßf¯e!$tȬÍUæ±-C©¡Fásx9Ð6aèrÅÑ#”ª*××_.âzÇk ¼¹P3R36&ÕÏ1IÒEÃ;«+6°)z²WrªÌpG¡v¡B/¡.k~
eõݦ¡’zÜé?¬Bj[sj¥”dõ:Tñ¦fèã9¾I^Ñ3÷yèj$¼ãØ0IÞËu ä^§D>-E¦ÊÔ]·¤aÿp¹cu&¶~s8:ú Ë`üaHBbx(%hí
䫳éí¼Õ¨#͸lÃkº«Ì0CB£~£¥¶=ð©,o&}K}3.-¢vô1rábL@2Ê 55ÍÒ@/à Yp%¼¹Z¥oTÒ
æ;9Ò MΦ»c`ßµà¦yZ½DÅG)Áðó2Å´5Ðá1-RQõ^iQ´úMÎb4%4Ã’-m;·Ý
äÍFw7rTglg³|GU8-}%
^²£:,Ûâéòµ[ÆUÒºN£ÈdC¢÷JȨ*èðúʬãÁFªzÈQH+Ïí;uø£î¼¶¬ÆH¦úâOÒGóýào9-NT]×6Ìû@¸é’ýqÕ°(ü±¿o}*±ÓÌ+0¡lÉ0¸a¦½U@zÕðzÜ´%d)]clº+2yà9¨Å} K´a9¶A%¥èþAö¬3v׸ôîÅ^5ÂLçÊ;Ö§eðGF®¨uÏõ©ZuË¢ÆrgþZ¦¼i:î¨p×örþ1¸*/¹cìÐSåià&ìÕ0îv¹ ùâi¬Y¯
KäóMÑùîIxg+½ft_I®r9w´
¢¢¢øcGê ®»ªWÊ»¾HykáËÇc
ùvÍâ6ÿX]
endstream
endobj
25 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 26 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
26 0 obj
>
stream
xÍK·¾Ð£d[]|ÓÙG |ÐmíàØ¶@üû°ø,²9$Ǻ¼;³ÝÕd±ê«¯ÅþpùÏ_þüãÓÇ._¾|þñ_?ýóôúáúÇ/üöÃOÿý÷O¾ûü˯¿þòë¿Ï§ëÓãéúéí/ò°íâôéç·oà´»ÿàÄ߸
îaµøì
ñj*àUè!st*Þ!epÀ¼L/UtJp3[9À0ëôfEH¯ÉW=Ô¤éáéæÝ¹%6³
±Ó
É®DU%ªäǼ.ê¸.ÔPò)~¾xÏ”ý>Õ!·)WeÛ£2è).a@Qô Òz@ !öÏ,ëñÁ4záXÇ!Îêù”gp÷%¿bÒã¯üR`¼ÁúØCõ%Wú¸{rà÷>_¹¾ì&ųﹹäÿ+#1ïÃÀ¡1Ý&y;¢!²«Ji6¸cV¶’C¹4Fk(elß;§Õ$̦tºQÈYÎÀ÷å¤Á±0%,TJáÞY®´1!¼ay*t òâ¦Vþú1pXeÎ>¸3¤sÛaòÐp|ÄÈZæp9_ÒÇF”3@lÐÞµrZÎgOç=e)=O,Ä3éA¥G§=jÔS²ÁeYf4H~ÿ~¬S5k6 üdä¬É3øçÃØ%X¡Såh=áÎ+n2’lë¸ÈeU×V3klRi]!´|¡·c6ÔeáN4Eʼ.E#ÞÿsGgWÈÅ]²Ã0eAHhì!S.M6G¡8å@£ý:ÉÉáA!RÝÀA©NT°ë6«#æmg*ÆiKq4′ .攦üX¦vèOG«O¸Û*H
“Uà
4ýïx¥¶Än¥ß¤UéãK¼çvd;
{Ãfçñ§³ 1¿64ïç Z’^Óó3`¢è¥Ê `ã>ÿ5_
ÑÅÒâÇd_
S±ÊJáÂ}ø8ì6
HpóvB¡ãË0GHÊ~^)»MÖ^´;.Mbó]cì¼C1sÍaÇ|«]éç
~RÄ£a©Ú°psH¢Ð ºgï4IuxeªÚÕqɱ!~ow&%[Áð8½ÃärVyUýÇnx»àèǾ·¡¾ëX-º25Æ;Ö°Ïß÷M°{¤¤ªN ;;BÖ-¨Mùgn£¨kÞs± Tºü½)¬Û°; ¥ ,(ÅñKA6Ä¿&¶¶ÜBï¥xë¬,HræáS·/x¹wìr ZMæ´H³ÝÄO;1äçn+ Mî&ÀTE¿L¤LÂUA¥ñnÙÆ5;4>Åহ׽>(Ü/NYt|§@3$N2¶Èd¯iô¾:ø¡^çÞi=ýÁk5¦ 1bì*ôñQZÜSpM ®õƧ9¤J|ÛxÞbUËrH÷¯cBÙãÐBLL¨ì
x~hPåêñÉVñq&`[=J×§léÙ
«q4VfP¹V;ßDC·3ÂÀjv¦
aF÷ÑXBZ]UDÓµ¡2Sµº”ÊO·qº
´®ÉKÜC½§¬ØrH]¨u´¡¹+ìí¾MÌ´#nXG”ã¬òò½Ö+A¸fÉÝ¢µ¥«ýh¸N¬JfR Wï¶yJ´æÄ¤³Ï)£½
,Èb̽F¶T¨LíPiY(ÉФmÒ½jQ²ª_S«c~Yö®ÃÂdGÆýuYQà´¢Jà#uF
Oä¨Rmn=*6Öç5rb!£>mÒ×^wåKvxke^»ÂqRMàuúJÀQ”Ü¡xúyÀ¬ûî Ç2ìYF`Öo$ñLdM§4ïñ f6¥*¡Ôï/ayÍÏ¿Æ ?êqÏDBòg=Ú´^O9Ùý6áó{h[Ó’âÞ0*mP°©{ó
Jßñ0Uõ¿·2Ö_(Wq¿eÞh,¢]À)í#m¨:Ш;’/t9õ&®±rìÙyÕSKÍ9Bu2Kp¥n
MÙrÐ8+8ÒÝam&’4¹·X¾ÔÙ{Ênîê £7Ê3ãM]àó}LÉüA§;ÜwØ+ ù5¾%ûwèH5ÀN¾Zme¶f;]@HCÿ]ØÂ_¨¼+§¿Ês§ÊX¨¼;¬²TdXÕ¯ØÓMûmóM]à%w)Â>[ó8êkeÒlÆÞ¡9Q·dIÿ)Â1E¿A:Ábá]oÁ vDÞß2®75’GU7©ò {áøhÖ vÃų¨B3íÎäW%d*Míïp¨óóéu e¨X+í¨ÜW;ªéõÉObOí!cÊmýí¦HgΩÌe»Q²ê
çpÚK}{¨^.Ì÷ëÇ”å4âÎ$ª3µ¢*8í¡hü! *^²{Ú>¸¿û?7=ÿgcÿ°ìÿåK ÖG%É¡¯©=´Ú´ÇÝØ/¬Þ×?×;Cõê-RzÒ
+ô$xôçÒ]¥Ø0jGiö2A¶FL»~«ºH¼RÂ^eç0²®”]î¦=tu:Vâ
È*)GÌllÛ^Øî³Êùd{BîëúªâvpÝÒyCßl,I7§]±ÄÒæ·$µ*r6¾úó!ù}UEj²ùÍT9ùõP¢EP©©§Wö»¥4±2AÂVû~$Ì´±Äÿü
endstream
endobj
27 0 obj
>
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 30 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
30 0 obj
>
stream
xµ[Io%·¾ ÿÐÇq`µ¸7à¡·è `À¹É>ÛñÁÀÐ%ÿ>,n]d³iÎh4MvYõÕWK?ÿ|ýíÏ?½§ÓÓùõõóOÿþù_ÃËÓåËëëß|úôßÿüüôýç_ûãóëo_þ¦ár»Oîjà|d0|úåáÿ¤£Tâ£Õþ_~øÀ_ñÿþþðáå£úæÇáÓ?>g¹©´cïÉáù»ë0é¹?~øðËß:ëy¥28´*çMU~91¡ÏÓ£ôª³ÿÙLêþxø«»ÿY3Ƥÿù: ÿfãããR6iüëÅÿw
KçÓ²¢VtåV¼vçü$=?®ôÈÄ` FøëçáüôÆ©H!بü6vó
ld^¤^>ÊqK”U)©{JJ[Íûûßâ¾êÝ.Úçmñås¸’îÍ_ÑðZ§Gø»ûÄ xsü3LòÅN.ZKX!¢
äk×”Ù.>äãÁ.%è:qFþnZ{©çdê÷Z’^b²§®W¬J§òû£³ÄsH”>ê¨ÁbþbãþM(¼Z1Øà,;@a;v^¶Ûüy%%yx(þp £Û³¸$ë¹çÓjzãÉjn#ÛGmF©;ÂY´Ó£!°
¨|XÄ%$À&$pqæ7.£Â¼1^/¸Z{FöÙê·^Ú
L’GgÚ×øýÿkU{*¯=5Ã@Â;«EÆ [UÁÈC5*{X~-½ÙkV7ZuòØ´ì.oq;ðlðOïô(“ðöIðp¶ãñ”øâ»ø)Ó”ýy#/U¯Nt>·Ú»ì°u CcµW}´û.¡×ÁCû4¼bökÔo!ÆÇ1`g@úgÂaµ±S~R=S
ó¥®A]GÈ´Sç(VKYÓ%º9vÜìÂÔltêØÜ!xçVñN{Ækzp§6áN°£p7¿àÚ}²õ/ûn]ò~ïwgâeº¢ÇY=.YK4¢lÉ2
8Ùô¶Ñ¼If!øÐÔ-,Ë (W³É¼·ªÝ-m·u¹(|ʤ=2-E²¶Ë´Gª]¢S>îï(Îj7r§AÀ{KþóWBZ®&Ó¥V
ZýüJÀ.âOµ¢ç³çª8>ðóc#zÑ$>[ë!ÞFsqæ7{ræóáÔ
F,0z¶ÉF]âºètoäLáÞn«L/BL~_diÁa!ò/>]Ô¯Ï|äð-CÙá_I²6t+Gñ5â Ò¸Ò(¹9@wرaÉÖFÁwi¤®=r3帶*#ÝkBÇ!0ÛÕÌüîéý_r¿è$ýiUÊNÑ©®:èRH9µ@ó±ÖS£²ì¡JÚTÌÔ¦:§ÑnRá$þî9$3É¥K¢¸Ï%xy/mTLRDEÉyóü¶yÖj?Ú>J±½³Þ/| ËFiª=O{̨â%^+´ ñ³
h³RdÞÐtüL=rÕÄ.Ûj÷-ÕÊQÈ·Û==éD(×§ çM+YüÆ¡ }Ö¹8vÏæZî@¤;3%«÷ÆñéÖ¾çøù=¿9Wûòv¢pù-
øî}(-GTááÅ#±øvóf Çv07Gi&öbìò¶Ò’Ò*05©ú&íL;Y·6ä1ÑS/”Þ:£1 ÇtàZY]uö*¦:4gQûî
ª#¡ >jÞJ¸í® ÷ÁΧáÚUÛn»+}°S>FÔR®òÊ:bbnÉJh^à·ËÓ [IS0äÄ!%;t/;qUC¿’·^tÄ_%/ cZ%a;¢ÑZ¬vÛ÷¡Xi3r±~·[cn`ún½ï¼Ìs ÚzÌIQ(4Ze¿éÁsg²Áìø¨ßË)+ÙM2¢yøß¸Rº7lêý˶éJNe9¿èJjÝ·¢9u õÒO?yÃWVåXx!©ÌA¥$Ü{þâl¬¢â
ë½³ÝIÁÈ~øæL*v¶+J@VFÇböJ[ÜÛo¢uÛK>âp{¦RÔØúûrý¥R$s;9Û`Æwè$̵.ÓX
6″áÝmYG§¨unó¹@EÛ#ÎFèÍpVã!©[ºËíõsr@mõOyâùé
4]N¥;jºyýeµ29ährÎtdî Ò¯®+Wúdc
oþèRαFÄN}gCC§0/©5òü0Ú3oâ0Öª¶â£>NÈæì¿]7Uº÷Ü6$¡õ=;0¨QViÛþåêÎ
[VBï©*°´×°>~`eò VªÂòíÇ-Y¬¯ä ù,ݤë^NîY,°âÉ@ÛßÙõ°ws©±K·zýs`X`’Ë;N 9½:ææÌL5»ÏÖ%WÁ§¯¨¬6;êäÞ iÅhKêä/»éÍÝ)ǪVÝPXÀ4¡.ËÔ6ÑG(>R¶¥û¹Î&à’¤”ÂËcÜÌ×ÕÅ¡n·¦
Источник
Татьяна Терехова
Сенсорное развитие детей от одного до двух лет, живущих в доме ребенка
«Сенсорное развитие детей от одного до двух лет, живущих в доме ребенка»
Консультация из опыта работы старшего воспитателя Тереховой Т. А.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.
Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Нужно обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.
Известно, что обеспечение накопления представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, составляют фундамент общего умственного развития ребенка.
Чтобы достигнуть этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
Для успешной реализации поставленных цели и задач необходимо использовать следующие методы работы с детьми второго года жизни: – индивидуальные занятия (все дети, живущие в доме ребенка – особенные, имеют отклонения в развитии, как в психическом так и физическом).
– дидактические игры – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.Дидактическая игра имеет две цели: обучение, чего добивается взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Наше учреждение работает над проблемой сенсорного воспитания детей с особенностями в развитии уже не первый год, перспективный план по сенсорному воспитанию был уже разработан. Я организовала предметно – развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, подобрала игры, многие изготовила сама. Составила перспективный план работы по сенсорному развитию с использованием дидактических игр. Ведь чтобы научить – необходимо преподнести материал в игровой форме, заинтересовать малыша, вызвать ответную реакцию.
Занятия по сенсорному развитиюорганизовывала в соответствии с принципами:
1. Развивать все направления развития гармонично.
2. Разумное разнообразие.
3. Быть чутким и внимательным к себе и малышу.
4. «Запланировала – подготовилась – поиграли».
Предметно –пространственную среду я организовывала в соответствии с требованиями:
– максимальная реализация образовательного пространства группы;
– обеспечить возможность общаться и взаимодействовать детям и взрослым;
– обеспечить реализацию программы;
– насыщенность;
– трансформируемость;
– полифункциональность;
– вариативность;
– доступность;
– безопасность.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. В доме ребенка здоровых детей практически нет. Поэтому мы обучаем детей в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Игры – занятия провожу в соответствии с принципом «от простого к сложному», но часто приходится возвращаться к простому или начинать все с начала. Задачи сенсорного развития успешно решаются и на других занятиях, где задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Я считаю, что научила детей узнавать предметы и это лишь первый шаг к его полноценному восприятию. Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки детей в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ним. Научить детей, живущих в доме ребенка восприятию и есть задача педагогов. Поэтому я считаю, что мой опыт работы, подборка материалов, пособий, перспективный план могут пригодиться и другим педагогам.
Источник