Сенсорное развитие детей 2 лет в доме ребенка

Консультация для родителей «Сенсорные игры для развития детей дома»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А когда в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!

В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой – маленький), творческое воображение.

Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье! »

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Яблоко.

Мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.

Источник

Статья на тему: Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие – непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны -это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка – это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком.

Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

  • Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
  • Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
  • Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
  • В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

Методики и средства сенсорного развития ребенка.

Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур – не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.

Средства развития ребенка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.

В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребенка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребенку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.

Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребенка.

Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:

  • находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
  • правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик);
  • разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
  • самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков.

Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками:

  • способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу;
  • знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу;
  • при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету;
  • способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу;
  • применение средств дошкольного развития ребенка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры.

Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.

Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

  • выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
  • нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
  • сортировка предметов по различным характеристикам;
  • определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
  • обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
  • подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

Занятия для сенсорного развития ребенка в 2-3 года

Чтобы сенсорные способности малыша развивались соответственно его возрасту, необходимо уделять внимание дидактическим и ролевым играм, в которых ребенок осваивает всевозможные манипуляции с предметами и учится самостоятельно определять весь спектр их характеристик.

В процессе подобных занятий не только улучшается способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев, в результате чего стремительно расширяется словарный запас.

Одними из самых эффективных и доступных игр, способствующих сенсорному развитию, для крошек в возрасте 2-3 года являются следующие:

  • составление пазлов из 4-9 деталей;
  • игры с деревянными вкладышами и конструкторами;
  • складывание узоров из простых геометрических фигур;
  • поиск предметов по силуэту;
  • собирание пирамидки;
  • изучение понятий «один» и «много» с использованием ярких картинок или игрушек;
  • веселые и заводные танцы под музыку.

Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 2-3 лет.

Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам» Цели: способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить карандаши по стаканчикам определенного цвета.

Дидактическая игра «Цветочная поляна» Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки. Описание игры: выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»

Дидактическая игра «Разложи яички в свои домики» Цели: способствовать формированию умения различать и правильно называть 4 основные цвета; побуждать совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Описание игры: дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом, по возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическая игра “Пальчиковый сухой бассейн” Цели: способствовать формированию основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитанию усидчивости и терпеливости в работе; снятию эмоционального напряжения. Описание игры: попросить малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки.

Дидактическая игра «Божья коровка найди свою полянку» Цели: побуждать различать цвета, способствовать формированию умения подбирать предметы одинакового цвета. Описание игры: попросить ребенка посадить божью коровку на цветок такого же цвета.

Дидактическая игра «Мозаика» Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности. Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д.

Дидактическая игра «Волшебные прищепочки» Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)

Дидактическая игра «По грибы» Цели: побуждать подбирать предметы одинакового цвета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, способствовать развитию умения понимать слова «такой», «не такой», «разные». Описание игры: сложить в корзинку определенного цвета грибы такого же цвета.

Дидактическая игра «Одень куколку» Цели: закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать их свойства и качества, упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику; побуждать детей называть предмет, его цвет; воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. Описание игры: детали одежды одинаково цвета надевать одной кукле. Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели: способствовать формированию умения детей различать

Источник