Сенсорное развитие аномального ребенка
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система – это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.
Сенсорное нарушение у детей – это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?
ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.
Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.
Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.
Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.
Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.
Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.
Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.
Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.
В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Такие дети часто пытаются “скрыть” или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.
Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.
Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.
Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).
Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.
Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Источник
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Сенсорное восприятие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. д. Развитие Ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Выделяется два основных сенсорных метода- обследование и сравнение.
Обследование- специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
- восприятие целостного облика предмета;
- выделение его главных частей и определение его свойств(форма, величина и т.д)
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т, д.)
- выделение мелких деталей и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.
- повторное целостное восприятие предмета.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объёму (объёмные предметы). Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объёма, познаём ту форму, которая становится основной в рисовании. Ощупывающие движения при обследовании объёмных форм ложится в основу изображения в лепке.
Сравнение- это и дидактический метод, и, одновременно, мыслительная операция, посредствам которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами и явлениями.
Сравнение может идти путем :
-сопоставления предметов друг на друга или приложения друг с другом;
-ощупывание предметов;
-группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов- эталонов;
-последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета;
-выполнения планомерных действий.
Таким образом, сравнение- своеобразный механизм обследования предметов который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и некоторые другие.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий не возможно без закрепления опыта ребенка в слове.
Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к общению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.
Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи- сенсомоторное развитие ребенка.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии очень важно вызвать и поддержать интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
- Моторика и графомоторные навыки.
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков :
-скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности;
-недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движения рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитие познавательной деятельности ребенка.
Известно, что в основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения- лежат так называемые базовые «схемы -движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировки движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика- основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Для развития мелкой моторики полезны следующие упражнения:
-составление контуров предметов (например стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
-составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок разного цвета;
-нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;
-сортировка бобов фасоли, гороха, гречки;
-застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков;
-завинчивание и отвинчивание крышек пузырьков, баночек;
-доставание бусинок ложкой из стакана;
-наматывание ниток на катушку;
-комканье платка одной рукой»
-прикрепление бельевых прищепок к натянутой веревке;
-игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами и т. д.
Нормализации тонуса мелких мышц способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом. Также ежедневное проведение с детьми пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики рук.
- Тактильно-двигательное восприятие.
Тактильный вид ощущений возникает в результате соприкосновение объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность, шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством соприкосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не разовьётся.
Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
-лепка из глины, пластилина, теста;
-аппликация из разного материала;
-оригами;
-рисование (пальцем, кусочком ваты)
-игры с мозаикой, конструктором;
-игры с пазлами;
-игры с водой;
-игры с мелкими камушками, сухим песком и др.
Не следует забывать о массаже и самомассаже рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности рук.
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи используются для самомассажа рук, ног, спины.
Очень полезны для детей игры с цифрами из шершавой бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает её и называет. По аналогии проводятся игры с буквами.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами- путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания –объемный, при обведении- контурный, плоскостной. Можно использовать различные игры. Например: «Поймай игрушку», «Чудесный мешочек» «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Угадай из чего сделан предмет», «Узнай по контуру» и т. д.
- Восприятие формы , величины, цвета предметов.
Выделение формы, цвета, величины – обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия- основа развития интеллекта.
Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов происходит только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и примериваний, сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладение умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. Знакомство с основными эталонами формы, величины, цвета происходит посредством соотнесения свойств предметов между собой.
Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, цвету, величине, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных рисунках, и др.
Приведу примеры игр и упражнений: «Найди пару», «Каждую фигуру на свое место», «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина», «Какая фигура лишняя», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Разноцветные круги», «Какого цвета не стало» и т. д.
- Зрительное восприятие.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие- это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз.
Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания. Под руководством педагога дети вычленяют сначала основные элементы объекта, затем его детали, определяют его соотношение, положение в пространстве, а после отмечают изменения в самом объекте или его расположении.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения и игры:
-определение изменений в ряду предметов;
-нахождение в нем «лишней» игрушки;
-нахождение различий между двумя сходными картинками;
-нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок;
-запоминание последовательности из 4-6 предметов и её воспроизведение.
Активизация зрительных функций повышает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, способствует более полному овладению разными видами деятельности.
Считаю необходимым включать в свою работу следующие игры:
«Найди ошибку» , «Найди различия и сходства», «Что попало», «Что изменилось», « Сложи узор» и т.д.
5.Слуховое восприятие.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия , различение неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности.
У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к не речевым звукам; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировки в пространстве.
Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, не четко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами, а значит- корректировать недостатки слухового восприятия.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршание, скрипение, писке, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
Приведу примеры игр и упражнений.
«Что слышно», «Щумящие коробочки», «Повтори», «Определи откуда звук», «Тихо-громко», «Быстро и медленно», «Определи на слух» и др.
6.Восприятие пространственных отношений.
Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового , кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определённый уровень развития аналитико-синтетического мышления.
Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:
-ориентироваться в схеме собственного тела;
-определять расположение предметов в ближнем и дальнем
пространстве;
-моделировать пространственное расположение предметов;
-определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять
его;
-ориентироваться на поле листа бумаги.
Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребенок рассматривает в зеркале свое отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела и отдельных его частей: рук(ладони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры «Мое тело», «Покажи правильно», «Не законченные изображения» и т.д.
На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства- позиция близости: близко, ближе, далеко, дальше, а затем делается упор на право- левостороннюю ориентировку.
Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найдите спрятанную игрушку):
Вперед пойдешь- куклу найдешь.
Назад пойдешь- медвежонка найдешь.
Вправо пойдешь- мяч найдешь и т.п.
7.Восприятие временных отношений.
Ориентировка во времени – это развитие «чувств времени» на основе ознакомления детей с единицами времени. Данное умение жизненно необходимо; оно дает возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность, учитывая фактор времени.
Умение определять время, чувствовать длительность, правильно использовать слова для его обозначения является главной задачей при формировании временной ориентировки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Чувство времени формируется у детей через знакомство с привычными временными эталонами и на основе стереотипных видов деятельности.
Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляется системно в строгой последовательности в процессе предметно-практической деятельности, с опорой на наглядные пособия и дидактические игры.
Приведу примеры некоторых игр, которые применяю я :
«В какое время суток это бывает», «Неделька», «В какое время года нужны эти наряды», «Долго- быстро»
Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка. Выполняя игровые действия , дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений: учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению. В игре воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, обогащается эмоциональная сфера.
Следует помнить , что дети с интеллектуальной недостаточностью из-за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении своих действий.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного восприятия ребёнка делает данный процесс более эффективным.
В этом году я планирую создать сенсорный уголок в своей группе для того, чтобы коррекционно-развивающая сенсорная среда способствовала более эффективному развитию детей.
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
С ЗПР
КОМИССАРОВОЙ Т. А.
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
2008-2009 уч. год
Источник