Сенсорно перцептивное развитие ребенка

Сенсорно перцептивное развитие ребенка thumbnail

. ПЛАН

1. Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

2. Особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста

3 сенсорные-пецептивний развитие ребенка от 3 до 7 г

31. Формирование сенсорных эталонов в процессе ориентирующих действий

32. Развитие наблюдения – целенаправленного восприятия

4. Развитие различных видов восприятия ребенка от рождения до 7 лет

. Литература

1. Альтхауз. Д,. Дум. Э.. Цвет – форма – количество:. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /. Пер с нем под ред. В. В. Юртайкина -. М:. Просвещение, 1984 –

64 с

2. Ананьев. Б. Г,. Рыбалко. Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей -. М:. Просвещение, 1964 – 304 с

3. Артемова. Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников -. М.:. Томирис – 112 с

4. Бауэр. Т. Психическое развитие младенца -. М:. Прогресс, 1979

– 320 с

5. Венгер. Л,. Пилюгина. Э.. Г,. Венгер. Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Просвещение, 1988 – 144 с

6. ВетлугинаН. Музыкальное развитие ребенка -. К, 1978 – 252 с

7. Запорожец. А. В,. Венгер. Л,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Восприятие и действие /. Под ред. А. В. Запорожца -. М:. Просвещение, 1967 – 324 с

8. Запорожец. А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / /. Избр психолог труды:. В 2 т -. М, 1986-Т 1 -. С 91-99

9. Ендовицкая. Т. В,. Зинченко. В. П,. Рузская. А. Г. Развитие ощущений и восприятий / /. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /. Под ред. А. В. Запорожца,. Д. Б. Эльконина -. М, 1964 -. С 13-71

10. Люблинская. Г. О. Детская психология -. М.:. Высшая школа, 1974

-. С 114-153

11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /. Под ред. М. В. Антроповой,. М. М. Кольцовой -. М:. Педагогика, 1983 – 160 с

12. Мусейибова. Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание – 1970 – № 3 -. С 36-41

13. Мусейибова. Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / /. Дошкольное воспитание – 1972 – № 2 –

С 48-55

14. Проскура. Е. В,. Шибицкая. Л. Как учит самых маленьких

-. М.:. Сов школа, 1987 – 112 с

15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /. Под ред. Л. Венгера -. М:. Педагогика, 1986 – 223 с

16. Репина. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги / /. Вопросы психологии – 1960 – № 5 -. С 115-124

17. Рихтерман. Т. Д. Формирование представлен в времени у детей дошкольного возраста -. М:. Просвещение, 1991 – 47 с

18. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /. Под ред. А. П. Усовой,. Н. П. Сакулиной -. М, 1965

19. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология -. М:. Изд центр”Академия”, 1997 -. С 141-157

1 Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

Ощущение и восприятие – начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем

. Ощущение – это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те.

Наиболее распространенная классификация ощущений за органами чувств предложена. Аристотелем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В настоящее время осязательные разделяют на тактильные (давления) и температурные. Выделяют промежуточные м между тактильными и слуховыми – вибрационные, что имеют место, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорители. Общие для всех анализаторов – болевые, которые не имеют специфического рецептортора.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявлениящ.

Как и ощущение, восприятие возникает лишь при непосредственном воздействии на анализаторы. Переход от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов

Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помощью слаженной работы др.. В результате человек на получает образ, адекватный действительноститі.

Виды восприятия различаются по: 1) конкретным содержанием объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала) 2) формами существования материи (времени, пространства, движения), 3) ведущим анализато тором (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинестетических или двигательное.

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания

протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще. Ряд психологических и психофизиологических их исследований (Денисова. Н. М,. Фигурин. Н. Л,. Еще-лованов. Н. М,. Аксарина. Н. М,. Голубева. Л. Г,. Кистяковский. М. Ю и др.) раскрывают, как происходит сенсорно-перцептивный развитие в немовлячому вицмовлячому віці.

Для понимания закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы младенца важно принять во внимание, что его моторное развитие отстает от развития анализаторов. Ограниченность двигательных возможностей младенца пяти сдерживает и развитие чувства и восприятия, ибо, как отмечалось выше, эти процессы носят активный характер и на основе движений анализаторов формируется адекватный перцептивный образ. Сразу после рождений ния ребенок совершает хаотичные, неуправляемые движения ручками, ножками, не может держать головку, останавливать взгляд тощщо.

Читайте также:  Вторичные нарушения развития ребенка

Первые ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой ребенка. По реакциями новорожденного на различные зрительные раздражители заметно, что он различает среди них неприятные и приятные. Приятные раздражители вызывают хотя и непродолжительное сосредоточения, ребенок как бы”замирает”Неприятные – порождают беспокойство, попытки блокировать поступление сигналов из окружения: закрывает глаза при очень ярком свете, отдергивает ручку хо лее холодных, горячего, начинает плакать тощ плакати тощо.

Движения глаз развиваются постепенно, остановить взгляд новорожденный не может, только к концу первого месяца он может сосредоточить его на несколько секунд. Лучше ребенку дается отображения движущихся предметов. Уже е в конце первой декады жизни малыш прослеживает глазами движущийся предмет. Появление в 2-3 недели конвергенции глаз позволяет ребенку лучше различать предметы на разном расстоянии от анализатора. Расстояние эта постепе во растет: в 4-5 недель составляет 2-4 м, в 3 мес – 4-7 м. С 6-10 недель возникают круговые движения глаза, позволяющее отслеживать предмет, движущийся по коло колу.

Слуховой анализатор малыша также от рождения полностью готов к функционированию. На первом месяце жизни малыш сосредотачивается на голосе взрослого, приятных, тихих мелодичных звуках. Новорожденный не е любит громких, резких звуков: вздрагивает, беспокоится, плачет. От шума ребенок легко просыпается. Первые игрушки ребенка – звуковые, они привлекают малыша своей способностью издавать звук вследствие определенных х действий с ними: потрясти погремушку. Между зрительным и слуховым анализаторами постепенно устанавливаются связи: в 2-4 месяца ребенок начинает возвращать лица к источнику звука (голос взрослого, игрушкаашка).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последнем. Стремление ребенка рассмотреть, прислушиваться развивает как анализаторни мышцы, так и движения всь ього тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на пред цели, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно достать, схватить и утр имати подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Довольно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на п евний расстоянии от неід неї.

дальнейшем хватания значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое до конца эта 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 м ис ребенок заранее складывает пальцы по форме и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы, для карандаша – составляет их пальцем. Чтобы приспособить свою руку к пре дуете, ребенок должен учитывать его форму, принимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних способствуют манипуляции ребенка с предметампредметами.

Совершенствование хватание предметов с 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок поворачивает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, перекладывает. Ее зрительные анализаторы направлены на разглядывание, прислушивание, вкушение на вкус. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов – форму, величину, гущу, вес, упругость, температуру, устойчивость и др.. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к й х свойств и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте місці.

Развитие зрительного восприятия ускоряет понимания речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает:”где?”. АЛЮКОМ предмета в ответ на просьбу взрослого”покажи, где? “покажи, де?”.

Заключение об особенностях сенсорно-перцептивного развития в немовлячому возрасте:

– ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;

– развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторики ребенка и способствует последнему;

– развитие моторики, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулирования предметами, становится условием их восприятия;

– адаптация руки к захвата предмета в соответствии с его формы свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;

– развиваются мижанализаторни связи – зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;

– начинает формироваться первые познавательное действие – обследование предметов

Источник

« Развитие сенсорно-перцептивной деятельности».

Давайте для начала разберемся, что такое сенсорно-перцептивная деятельность, что это означает! Сенсорно-перцептивная деятельность, это те процессы, которые обуславливают связь внутреннего мира со внешним, посредством органов чувств человека.

А сенсорные процессы это что? – это ощущения, а перцепция – чувственное познание предметов окружающего мира, познание себя и взаимопонимание участников общения.

Так как мы, имеем виду детей, с синдромом РАС ( аутистов), то тут возникают, трудности и таким детям необходимо психологическая, логопедическая, педагогическая помощи. Такие дети испытывают сложности в повседневной жизни, они ощущают стресс, раздражение, временами агрессию, и даже истощение и боль.

У обычного, здорового человека ,имеются семь чувств:

– Зрение

– Слух

– Осязание

– Вкус

– Обоняние

– Равновесие (вестибулярный аппарат)

– Восприятие собственного тела.

Читайте также:  Влияет ли гипотериоз на развитие ребенка

Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Вот у таких детей, сенсорно-перцептивная сфера, находится на недостаточном уровне, и вот некоторые причины:

  1. Незрелость различных систем анализаторов.
  2. Неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности.
  3. Снижение эффективного восприятия.

4.Недостаточная дифференцированность и полнота воспринимаемых образов.

Как можно помочь таким детям преодолеть трудности?

В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычная ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Есть несколько подходов к этой проблеме.

  • Формировать перцептивную деятельность (рассматривание, прослушивание, ощупываение, постепенно соединяя сенсорный опыт со словом.
  • Формировать умение называть предметы на ощупь.
  • Развивать зрительное восприятие, соотносить цвета, форму, умение сравнивать и различать контрастные по величине игрушки.
  • Формировать представление о формах(мячики, кубики, кирпичики).
  • Формировать навыки размещения вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия.
  • Учить чередовать предметы по величине , форме, цвету.
  • Учить выкладывать мозайку разной величины, по цвету и форме по образцу, в сочетании со словесным заданием.

Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если специалистам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге, ребенок поймет ,что перед ним помощник и союзник.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.

Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Существуют игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. Выделяют также игры, которые направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Какие игры могут использоваться при развитии сенсорно-перцептивного восприятия.

– игры направленные на развитие произвольного внимания и памяти;

– игры направленные на развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

– упражнения и игры на развитие психомоторной сферы (жесты, мимики, общей координации рук);

-игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

– игры направленные на выполнение действий с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки);

В проблеме с сенсорно-перцептивной деятельности, могут так же работать такие специалисты как: воспитатель, посредством игр описанных выше, специалисты по оккупационной терапии , разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно, логопеды – часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации и музыкальные терапевты ,посредством инструментов и звуков , психологи при помощи сенсорных комнат, где может быть расслабляющая музыка, вибрирующие подушки, зеркальные шары и многое другое.

Таким образом, сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.

Сенсорные игры помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.

Источник

Статья:

Сенсорные способности проявляются в особо чутком восприятии свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Действия, направленные на восприятие и познание различных объектов, могут дать как поверхностную информацию, так и могут открыть многосторонние знания о свойствах и связях этих объектов. Всё зависит от способностей воспринимающего.

Сенсорные способности дошкольников находятся на начальном этапе, как, собственно, и все психическое развитие в этом возрасте. Важно стимулировать формирование названных способностей, чтобы обеспечить ребенку полноценные условия вхождения в реальный мир.

Особенности формирования сенсорных способностей детей

Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.

Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.

Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.

Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…

Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны. Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования. Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию.

Читайте также:  Особенности развития слабослышащего ребенка

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.

Все сенсорные эталоны перечислить невозможно, отметим некоторые самые важные из них:

  • формы
  • цвета
  • размера
  • громкости
  • гладкости
  • твердости
  • расстояния и т.д.

Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.

К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета), этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.

Основным условием формирования сенсорных эталонных представлений в дошкольном возрасте является возможность провести перцептивтивное обследование ребенком тех свойств объектов, которые должны стать эталонными.

То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.

Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.

Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.

Спросите у ребенка, какой из этих домов больше. Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу. Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.

Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.

Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников

Благодатными условиями для развития сенсорных способностей в дошкольном детстве располагают продуктивные виды деятельности. Рисование, конструирование, лепка, изготовление аппликаций – все эти занятия помогают ребенку не только заметить определенные свойства и отношения объектов, но и дают возможность применить, прочувствовать их через используемые материалы.

Важно не столько освоить сенсорный эталон, сколько научиться соотносить его, как меру, с конкретным предметом или явлением в разных условиях.

Где и усваивать информацию о форме и размерах, как не в конструктивной деятельности. Дошкольник строит башни и мосты, примеряя детали конструкторов; собирает пазлы, выискивая подходящие выступы и отверстия; закручивает гайки, соединяя детали металлических и деревянных конструкторов. Только в такой реальной практике развиваются сенсорные способности, связанные со зрительными и тактильными рецепторами.

Сенсорное развитие в художественной деятельности

Занимаясь рисованием, дошкольник получает представление о разнообразии цветовой палитры.

Более того, используя краски, он учится самостоятельно создавать различные оттенки любого основного цвета. Благодаря таким упражнениям ребенок четко усваивает эталон цвета и понимает, как образуются его оттенки.

При частых занятиях изобразительной деятельностью с каждым годом в рисунках ребенка будут добавляться достижения, связанные с сенсорным развитием:

  • к 4-м годам в изобразительном творчестве дошкольника будут равномерно повторяться однородные детали;
  • в 5 лет ребенок уверенно использует ритмические структуры из неординарных элементов (ярким примером выступают рисунки дом-дерево-человек, солнце-дом-цветы и пр.)
  • после 6-ти лет дошкольник осваивает симметричное изображение объектов.

Перечисленные достижения основываются на такой сенсорной способности как чувство ритма.

Любопытно, что изобразительная и музыкальная деятельность предъявляют человеку, к какой бы возрастной группе он не относился, уникальные требования к восприятию ритма. Если данная способность не развита, то ни в детстве, ни будучи взрослым, человек не будет отличаться умением в рисовании или танцах.

В случае, когда происходит формирование чувства ритма с помощью музыки, можно наблюдать, как ребенок раскачивается в заданном ритме после выключения музыки. Это означает, что малыш усвоил определенный сенсомоторный эталон и продолжает его использовать.

Разумеется, разные дети проявляет интерес и чувствительность к различным перцептивным действиям. Одни внимательно рассматривают, других привлекает музыкальный ритм, третьи особо способны к восприятию формы. Стихийно каждый дошкольник ежедневно задействует органы восприятия и использует сенсорные функции. Но это не обеспечивает развития сенсорных способностей ребенка в полной мере.

Если родители уделяют серьезное внимание познавательному психическому развитию ребенка, им необходимо пристально отнестись к сенсорному развитию малыша. Сейчас многие детские занятия подменены интерактивными и компьютерными программами. А дошкольнику гораздо полезнее открывать окружающий мир с помощью реальных действий. Целенаправленное подталкивание ребенка к перцептивным действиям обеспечит сенсорное развитие полнее и эффективнее.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник