Сенсорно моторное развитие ребенка

Сенсорно моторное развитие ребенка thumbnail

«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»

С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому – что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.

Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.

Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.

Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное – чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.

Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.

Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).

Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).

Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

– систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

– положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

– способствует развития воображения;

– развивает внимание;

– предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– способствует усвоению сенсорных эталонов;

– помогает формированию навыков учебной деятельности;

– обогащает словарный запас ребенка;

– формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:

– учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;

– учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;

– знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;

– развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;

– развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;

– расширять кругозор детей;

– обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;

Читайте также:  Развитие мелкой моторики руки ребенка через аппликацию

– формировать познавательную, творческую активность и любознательность.

Я бы хотела поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка.

Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).

«Волшебные ниточки»

Цели:

  • развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
  • воспитывать внимание, усидчивость.
  • развитие связной речи ребёнка

Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.

Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.

Я кораблик смастерил,

По воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

«Необычные крышечки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.

«Интересные картинки»

Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.

Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.

Чудо сказки»

Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.

Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.

Таким образом, сенсорно дидактические игры:

– является фундаментом интеллектуального развития ребенка;

– систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;

– положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;

– способствует развития воображения;

– развивает внимание;

– предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– способствует усвоению сенсорных эталонов;

– помогает формированию навыков учебной деятельности;

– обогащает словарный запас ребенка;

– формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Источник

СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Н.А.Мюллер, МБДОУ НГО

«Детский сад №15 «Берёзка»

п.Лобва

Сенсорно – моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с исследованием предметов, которые происходят в разных видах деятельности. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. В настоящее время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и детям не уделяется должного внимания, как следствие ребёнок очень мало разговаривает, рассказывает, телевизор и компьютер заменяют ему общение с взрослыми. Дети редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению речи.

Цель работы: «Совершенствование сенсорно-моторных функций детей раннего возраста».

Задачи: спроектировать и оформить развивающую предметно-пространственную образовательную среду, способствующую формированию сенсорно-моторного, познавательного развития детей раннего возраста;

– разработать и апробировать методический материал по совершенствованию сенсорно-моторных функций, для использования в работе с детьми раннего возраста.

Для успешного осуществления поставленных задач используются принципы: развивающего образования, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, активного воспитания, взаимодействия детского сада и семьи.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе смоделировали с учётом интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно- дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить полноценное развитие каждого ребёнка, создать благополучный эмоционально-психологический климат в группе. Далее был разработан и апробирован методический, практический материал для формирования сенсорно-моторного опыта детей посредством исследовательской деятельности:

-тематическое планирование по теме «Исследовательская деятельность детей раннего возраста»;

-конспекты открытых занятий «Путешествие с капелькой», «Волшебная вода», «Мир камней», «Путешествие в белую сказку» проводимых на семинарах и РМО;

-комплекс игровой пальчиковой гимнастики.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Исследуя предметы, ребёнок развивает мелкую моторику руки. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно – моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Читайте также:  Методика развития ребенка второго года жизни

Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, педагоги создали соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвели центру экспериментирования. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу принять участие в пополнении необходимого оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. Из сказки «Про маленькую капельку» узнали о свойствах воды. В процессе работы дети знакомились со свойствами и качествами такого материала, как бумага (шуршит, мнётся, рвётся), камни (большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые) тонут. Из камней можно делать постройки. Опыт и наблюдения повторяется, усложняется, переносится из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, необходимо включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.

В процессе работы, играя с детьми, педагог создаёт проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагает слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагается детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить), дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой), а также способами сделать песок пригодным для лепки.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого учат малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий – холодный, мягкий – твердый, гладкий шершавый); обонятельных. Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка…). Именно поэтому, стараемся привлечь родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы: встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, мастер-классы, развитие сенсорных способностей через игры развивающего характера, «Пальцы умеют говорить», «Пластилинография – рисуем пластилином», проектную деятельность: «Путешествие с капелькой», «Волшебная вода», «Мир камней», творческие проекты «Осенняя фантазия», «Безопасность на дороге из овощей», «Снеговики». Нацеливая родителей на то, что любознательность – это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

В ходе работы, можно сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей, инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Это можно отследить на позитивных результатах развития воспитанников [«Мониторинг развития детей раннего возраста», Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., «Сенсорно-моторного развития детей», Штанова Е. В.]

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Литература:

  1. Горшкова, А.А. Развивающая среда в группах раннего возраста/ А. А. Горшкова, А. И. Иванова // Управление ДОУ : науч.-практ. журн. – 2014. – N 10. – С. 89-96.

  2. Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста): материалы моск. гор. конкурса 2001-2002 г./ сост. К. Белая. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 392 с. – ISBN

  3. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ К.Л. Печора. – М. : ГИЦ “Владос”, 2002. – 176 с. – ISBN

  4. Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н.,«Мониторинг развития детей раннего возраста» М.: Сфера, 2009. – 128 с.

Читайте также:  Мы растем все о развитии ребенка 1 5 года

Источник

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В.А.

Дошкольный период – это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» – движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика – основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П. Павлов выразил это простыми словами: “Глаз “учит” руку, рука – “учит” глаз”. С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей позволит сформировать знания о сенсорных эталонах – определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Источник