Сенсорная депривация двигательное развитие ребенка

Сенсорная депривация двигательное развитие ребенка thumbnail

Сенсорная депривация сегодня считается одной из причин развития психических заболеваний. Она возникает из-за дефицита любви в детско-родительской семье. Это означает, что сенсорная депривация может наблюдаться у людей любого возраста. Данный термин используют не только психологи, но и психиатры.

Что такое сенсорная депривация

Что такое сенсорная депривация

Что это такое – сенсорная депривация? Сенсорная депривация – это состояние, при котором человеку не хватает информации об окружающем мире, так как у него перекрыты каналы получения ощущений от анализаторных систем. В таком состоянии мозг начинает искать сенсорные образы для переработки не во внешней среде, а во внутреннем мире личности, в результате чего у индивида нарастает тревога, появляются галлюцинации.

В психологии сенсорная депривация – это начало распада личностных структур и регресса мыслительной деятельности. Это мнение объясняется тем, что сенсорная депривация приравнивается к эмоциональному голоду, нарушая работу мозга.

Клиническая картина данного состояния еще полностью не изучена. В психологии признаками сенсорной депривации считаются такие проявления со стороны нервной системы, как:

  • приступы мигрени;
  • сухость во рту, ощущение зуда в ротовой полости;
  • ухудшение памяти, рассеянность, слабое развитие произвольного внимания;
  • сложности в установлении причинно-следственных связей;
  • нарушения речи;
  • проблемы со сном;
  • галлюцинации, генерирование человеком фантастических идей;
  • слабая ориентировка человека во времени и пространстве;
  • расстройства психики.

Виды

эмоциональная холодность матери по отношению к ребенку

Понятие сенсорной депривации позволило ученым классифицировать данное явление на несколько разновидностей:

  1. Когнитивный дискомфорт. Наверно, это состояние доводилось испытать каждому. В повседневной жизни часто нам приходится принимать решения в условиях дефицита информации, под воздействием внешних раздражителей. Или другой пример: человек не может выбрать между двумя новыми должностями (допустим, его образование требует переподготовки для обеих этих профессий), в итоге он остается на прежней работе, а потребность в изучении и освоении нового вида деятельности остается нереализованной.
  2. Тактильная депривация. Данный вид сенсорной депривации возникает в домашних условиях в результате эмоциональной холодности матери по отношению к ребенку. Дефицит объятий, поглаживаний, поцелуев искажает нормальное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
  3. Двигательное ограничение. Ученые установили, что запрет на свободу движений приводит к тому, что через несколько недель человек становится апатичным, депрессивным. В условиях двигательной сенсорной депривации притупляются интеллектуальные способности человека.
  4. Эмоциональный голод. Это состояние возникает в результате нехватки общения в условиях социальной изоляции индивида.
  5. Экзистенциальный дискомфорт. Данный вид депривации возникает в результате искаженного формирования сенсорного образа жизненных целей и ориентиров у людей в кризисные периоды жизни.
  6. Образовательно-культурная депривация. Это расстройство обусловлено снижением учебной мотивации и познавательного интереса личности. Оно проявляется в отказе индивида от изучения нового материала, неумении применить имеющиеся знания на практике, игнорировании культурно-просветительских мероприятий.

Причины развития

стресс у ребенка

Причинами формирования данного расстройства считают:

  • воспитание ребенка в неполной или многодетной семье;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • ошибки семейного воспитания;
  • игнорирование родителями потребностей ребенка;
  • неуважение к личности ребенка со стороны сверстников или родителей;
  • воспитание ребенка в условиях детского дома-интерната;
  • дефицит ярких положительных эмоций в жизни ребенка в период дошкольного возраста;
  • заниженная самооценка индивида;
  • слабый тип нервной системы у ребенка;
  • органическая патология одной или нескольких анализаторных систем;
  • отсутствие у человека возможности защищать свои права и интересы;
  • стресс у ребенка в результате смерти родителей;
  • длительное пребывание человека в медицинском изоляторе в период лечения инфекционного заболевания;
  • прохождение курсантом обучения в кадетском закрытом корпусе;
  • пребывание взрослого человека в местах лишения свободы;
  • чрезвычайные происшествия, не позволяющие человеку поддерживать общение с близкими и выходить из квартиры;

Способы лечения

Терапия начинается с комплексной диагностики. Диагностика сенсорной депривации обозначает диагностику депрессии. Если отклонения от нормы минимальны, справиться с таким состоянием можно самостоятельно с помощью аутотренинга и выполнения упражнений на релаксацию. При выраженной негативной симптоматике способы лечения должен выбирать психотерапевт, клинический психолог или психиатр.

Медикаментозная терапия

прием антидепрессантов

Медикаментозное лечение назначает врач с учетом индивидуальных особенностей каждого клинического случая. Как правило, терапия строится на курсовом приеме антидепрессантов, седативных препаратов с дополнительным применением снотворного.

Психическая коррекция

Для достижения стойкого положительного эффекта от лечения, медикаментозную терапию нужно сочетать с психокоррекционными занятиями, которые проводят психологи и психотерапевты.

Психокоррекция направлена на изменение негативных стереотипов поведения личности.

Осложнения

бессонница

Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:

  • искаженное восприятие;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение биологических ритмов в организме;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • утрата способности различать галлюцинации и реальность.

Самостоятельно справиться с тяжелыми последствиями сенсорной депривации невозможно. В этих случаях требуется консультация психиатра или клинического психолога.

У детей

У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:

  • истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
  • психические расстройства, неврозы;
  • депрессия и стресс;
  • психосоматические заболевания;
  • отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
  • эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
  • девиантное поведение, агрессивность;
  • формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
  • трудности социальной адаптации.
Читайте также:  Задания для развития внимания ребенку 6 лет

У взрослых

В современном мире существуют такие виды профессионального труда, где рабочие вынуждены находиться в условиях дефицита сенсорных ощущений, выполняя свои должностные обязанности. Пример сенсорной депривации – особенности работы спелеологов, астронавтов, моряков-подводников: отсутствие естественного освещения приводит к потере у них чувства времени, сбоям в биологических ритмах организма. Такие условия труда изменяют сознание людей.

Мои рекомендации

Сенсорная депривация – это распространенная причина возникновения у детей различных фобий и снижения самооценки. Практикующим психологам приходится не только формировать позитивный образ «Я» у ребенка, но и корректировать негативные поведенческие отклонения.

арт-терапия

На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.

Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.

На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.

Заключение

В статье я попыталась простыми словами рассказать о том, что такое сенсорная депривация. Сенсорная депривация способна привести человека к депрессии и «букету» психосоматических заболеваний. Квалифицированные специалисты помогут избежать негативных последствий этого временного расстройства. Не нужно стесняться обращаться к психологу или психиатру, ведь здоровье – это самое дорогое, что у нас есть!

Ася Рахович

Психолог репетиторского центра «ВМЕСТЕ»

Источник

Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus – чувство и лат. deprivatio – потеря, лишение[1]) – частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему[1]. Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т. п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости[1].

Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДСМ-играх и для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и асоциальному поведению[2][3][4], которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу. Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания[5] (см. например, «пять методов» или «расширенные методы допроса»).

Камера сенсорной депривации[править | править код]

Камера сенсорной депривации – звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине. Также используется термин «флоатинг» капсула (англ. float [flout] – свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Читайте также:  Стадии развития ребенка по фрейду кратко

Преимущества сенсорной депривации[править | править код]

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество – все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития[6].

Негативные последствия[править | править код]

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению – заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий[7].

В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.[7]

Факторы риска у детей[править | править код]

Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание[8].

Примечания[править | править код]

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ, КАК ПРЕДПОСЫЛКА АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время считается доказанным, что дети, попавшие в систему государственной заботы, испытывают состояние, связанное с неблагоприятной для психического развития средой, даже в тех случаях, когда физиологические потребности ребенка удовлетворяются.

Депривация – (от лат. deprivatio – потеря, лишения) психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Термин введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в. Сенсорная депривация возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, стимулов, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Поэтому, так важно в первые годы жизни водить ребенка в самые разные места, показывать разнообразные вещи, явления, людей и многое многое другое.

В случае, если окружение ребенка не берет его с собой, не расширяют его кругозор и не дают ему возможность манипулировать с самыми разными предметами, к ребенку не поступает большое количество зрительной, слуховой, тактильной информации, участки мозга ребенка перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития. Дети, воспитывающиеся в условиях специализированного детского дома находятся в одних и тех же помещениях, общаются преимущественно с одними и теми же людьми, играют с теми же игрушками, они не получают необходимого количества стимулов для благоприятного развития мозговых структур. Из-за этого у них несвоевременно развивается двигательная сфера, поздно возникает речь и она скудна по своему качеству, словарному запасу. Также отмечается торможение умственного развития [1, с. 56].

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме, поскольку их няни в детских домах мало берут детей на руки, не показывают им предметы, не обучают различным манипуляциям с предметами, не дают им достаточного внимания. У таких малышей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные). Нахождение в государственных учреждениях длительное время дает свой отпечаток на различных сферах психики. Зачастую, обследуя детей из детских домов, специалисты отмечают, что у них имеется депривация различного характера. Вследствие преимущественно лежачего положения малышей, маленьких кроватей, отсутствия возможности необходимого пространства движения, у сирот формируется двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Исследователи, наблюдая за детьми из детских учреждений, он выделил взаимосвязь между ограниченностью двигательной и исследовательской активности младенца и поздним овладением практических умений (например, сидеть, стоять и ходить) [2, с. 134].

Читайте также:  Ребенок левша особенности развития картинки

Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед – назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы, формируется выраженная моторная отсталость.

Список использованной литературы:

1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов – СПб. : Питер, 2009. – 96 с.

2. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома.

Дубровина, А.Г. Рузская. – М. : Просвещение, 1990. 204 с.

Терре Ксения Владимировна, педагог-психолог МБОУ «Лицей №121» г. Барнаул

Источник

3. Двигательная депривация

Люди испытывают потребность не только в зрительных и слуховых раздражителях, но и в активизации тактильных, температурных, мышечных и других рецепторов.

По данным обследований, у космонавтов, находящихся длительное время в условиях ограничения естественной двигательной активности, после возвращения на землю регистрируются значительные физиологические изменения: уменьшается объем сердца, нарушается «нормальный» рисунок электроэнцефалограммы (ее зубцы становятся «перевернутыми», как у больных при инфаркте), снижается плотность костей за счет вымывания солей кальция, фиксируются значительные изменения в составе крови [18]. Реадаптация космонавтов к земной гравитации составляет обычно несколько месяцев.

Эксперименты по имитации невесомости посредством строгого постельного режима подтвердили, что гиподинамия приводит к сдвигам в различных системах организма, хотя и развиваются они несколько медленнее, чем при реальной невесомости. В ходе исследований было также установлено, что пребывание в водной среде вызывает более грубые нарушения, чем пребывание в постели. При изучении экспериментальной гиподинамии были выделены три этапа в развитии ее последствий [18].

Первый этап (первые несколько дней эксперимента) характеризовался появлением приспособительных реакций в ответ на гиподинамию. Частота пульса у испытуемых уменьшалась. Появлялось ощущение слабости.

На втором этапе (примерно около 10 дней от начала эксперимента) пульс учащался, артериальное давление крови становилось неустойчивым и имело тенденцию к снижению.

Третий этап (после 20 суток) характеризовался усугублением расстройств сердечно-сосудистой и нервной систем. Наблюдались нарушения сна: засыпание становилось замедленным (до трех часов), сон – чутким, сновидения приобретали неприятное содержание. С 30-х суток эксперимента у всех испытуемых снижался мышечный тонус, а затем наблюдались явления атрофии мышц голени и бедра (дряблость, уменьшение окружности на 2-3 см, резкое снижение силы и т. д.). К 60-м суткам учащение пульса и снижение артериального давления наступали даже при незначительном мышечном усилии, например таком, как поднятие одной руки. Если испытуемого на щите-постели переводили в вертикальное положение, то развивалось обморочное состояние с потерей сознания.

Также было установлено, что после окончания длительного эксперимента имел место явный распад двигательных структур при ходьбе, выражавшийся в нарушении походки испытуемых.

В опытах по длительной гиподинамии (от 15 до 120 суток) отмечались такие психические нарушения, как ипохондрия, немотивированный страх, выраженная депрессия.

Например, в одном из экспериментов испытуемый неожиданно стал отказываться есть некоторые продукты, не давая этому сколько-нибудь обоснованных объяснений, хотя в другое время их с удовольствием употреблял; у него как будто развился бред отравления врачами [18].

В различных опытах с ограничением двигательной активности регистрировались и другие ярко выраженные изменения в области эмоциональной сферы: многие испытуемые становились апатичными, лежали молча, иногда намеренно отвернувшись от людей, односложно отвечали на вопросы, отмечались резкие колебания настроения, повышалась раздражительность, окружающие события воспринимались крайне обостренно в связи с резким снижением толерантности к стрессогенным воздействиям. Наблюдалось ухудшение интеллектуальных процессов (снижение внимания, увеличение периода речевой реакции, трудность запоминания), общее отрицательное отношение к умственной деятельности [11].

Таким образом, двигательная депривация, имея ярко выраженные физиологические аспекты, в том числе связанные с двигательными функциями, по психологическим последствиям во многом аналогична общей сенсорной депривации.

Источник