Сенсомоторное развитие ребенка в раннем возрасте

светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.

Задачи:

развивать общую координацию движений;

развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

развивать тактильные ощущения;

– знакомить с названиями цветов;

– учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;

– формировать зрительно-двигательную координацию;

развивать зрительную ориентировку на форму предмета;

– формировать практические способы ориентировки (метод проб);

развивать зрительное восприятие;

– формирование контроля за мышечными ощущениями;

– выработка умения выкладывать по образцу;

– обогащение пассивного и активного словаря ребенка;

развитие внимания;

– вызывать интерес к своим действиям;

– создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детейспособам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Доклад презентации сенсомоторной комнаты

Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи…., но

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.

Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развитиятакже является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств вещей.

Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей. К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.

Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.

Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие, обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр, размещённых в сенсомоторной комнате, способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.

«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности, с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.

Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение, внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.

Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей: 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы

2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.

Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка» состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой»«обманкой». Она развивает тактильные ощущения; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.

Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей, имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.

Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий,как наглядное геометрическое пособие: развивает и закрепляет цвета, форму, размер.

Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.

Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений, моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.

«Бесконечность». Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.

Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения.

Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.

Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти, цвета, величины.

Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.

Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.

Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.

Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие». Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки», целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик). В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький). По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей). Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возрастапрослеживается положительная динамика:

• Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

• С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

• Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

• Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

• Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

• Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.

Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.

Источник

Ольга Гусева
Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

АННОТАЦИЯ

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Гусевой О. В. МБДОУ детский сад №20 в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения в 2017 – 2018 учебном году.

Гусева О. В. второй год работает с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы». Основной целью НОД по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по сенсорному развитию детей включаются в другие разделы программы.

Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста».

Условия возникновения опыта:

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия…»

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы работаем с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, используем новые технологии по сенсорному развитию детей.

Мы организуем работу по сенсорному развитию детей так:

создаем условия для развития самостоятельной познавательной активности;

• разрабатываем и используем наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедряем инновации;

• расширяем кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие детей.

Ведущими задачами является следующее:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники, которые всегда с тобой».

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста, сенсорное развитие осуществляем через игровую деятельность.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;

развивается и познает мир.

Предлагаем детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Детский уголок экспериментирования

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить эффективность проводимой работы в ДОУ по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.

Систематические организованные НОД и совместная деятельность по сенсорному развитию, организация предметно-развивающей среды позволяют решать задачи сенсорного развития детей раннего возраста, развивают умственную активность, самостоятельную речь детей, активность, любознательность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно -образовательной работы в целом.

В дальнейшем я планирую совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, совершенствование предметно-развивающей среды).

В заключении хотелось бы отметить: как много надо сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться понимать окружающий мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет, 2003.

• Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста, 2005.

• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Октябрь

«В стране фигурок человечков»- познакомить детей с кругом;

Д. и. «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом;

Д. и. «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой- маленький);

«Раскрась человечков»- знакомство с основными цветами.

Аппликация: «Большие и маленькие яблочки на тарелке»-закреплять представления о различии предметов по величине;

Лепка «Колобок»- закрепить умение лепить округлые предметы;

Ноябрь

Д. и. «Спрячь мышку»- продолжать знакомство со цветом, соотношением цветов;

«Раскрась паровоз»- продолжать знакомство с понятием большой- маленький;

«Дорожки»- познакомить с понятием длинный- короткий;

«Раскрась карандаши»- продолжать знакомство с понятие длинный, короткий.

«В стране фигурок человечков»- познакомить с квадратом.

Рисование: «Красивые воздушные шары»- учить рисовать округлые предметы;

Аппликация на полосе: «Шарики и кубики»- учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия;

«Прищепка»- развивать мелкую моторику рук;

Декабрь:

«Ручейки»- продолжать знакомить с понятие длинный- короткий;

«Раскрась круг, квадрат»- продолжать знакомство с кругом и квадратом;

Рисование: «Снежные комочки»- продолжать учить рисовать предметы круглой формы;

Лепка: «Лепёшки, большие и маленькие»- продолжать учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины;

Д. и. «Воздушные шарики»- учить привязывать нитку к шарики такого же цвета;

«Раскрась фартуки матрёшкам»- закреплять основные цвета;

«Пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький;

«Елочка»- развивать мелкую моторику рук;

«Тёплый- холодный»- развивать тактильное восприятие.

Январь:

«Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;

«Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;

Лото: «Цвет»- развивать представления об основных цветах;

Д. и. «В стране фигурок человечков»- познакомить с фигурой треугольник;

Аппликация:«Ёлочка»- продолжать знакомство с треугольником, с понятием большой- маленький;

Рисование: «Снеговик»- продолжать учить рисовать круглые предметы;

Д. и. «Ромашка»- развитие мелкой моторики рук;

«Построим домик»- развитие представлений о геом. фигурах;

«Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.

Февраль:

«Построим башенку»- познакомить с понятием высокий- низкий;

Д. и. «Лёгкий – тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать мету тяжести знакомых предметов;

«Подбери фигуру»- закреплять представления о геом. фигурах;

«Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;

Аппликация: «Красивая тарелочка»- Учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на круглой основе;

Д. и. «Узнай и сравни»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;

Рисование: «Красивый поезд»- учить изображать предметы прямоугольной формы;

Д. и. «Цветные коллекции»- развивать зрительное восприятие цвета.

Март:

Д. и. «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;

Лепка: «Неваляшка»– учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой по форме, но разной величины;

Д. и. «Гости»- познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;

Аппликация: «Салфетка»- учить составлять узор из кружочков и квадратов на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата, а квадраты между ними;

Игры с мозаикой – развивать мелкую моторику рук;

Д. и. «Найди заплатку»- закреплять понятия цвет и форма;

Рисование: «Скворечник»- учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;

«Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Апрель:

Аппликация: «Скворечник» – учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму предмета (круглая, прямоугольная, треугольная»;

Лепка: «Миски трёх медведей»- учить лепить мисочки разного размера;

Д. и. «Геометрическое лото»- познакомить со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой;

«Окрас воды»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее);

Д. и. «Разноцветные комнаты»- развивать представления об основных цветах спектра;

Д. и. «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения;

Игры с крышками- развивать мелкую моторику рук.

Май

Лепка: «Цыплята на лугу»- продолжать учить лепить круглые предметы;

Рисование: «Цыплята на лугу»- продолжать учить рисовать предметы округлой формы;

Д. и. «Найди такой же»- закреплять знание геом. форм;

«Раскрась рисунок»- учить раскрашивать геом. фигуры определённым цветом;

«Лабиринты»- развивать мелкую моторику рук;

Д. и. «Накормим мишек»- учить использовать способы соотнесения предметов по величине при установлении соотнесения между 2-3 предметными рядами;

«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;

Д. и. «Продолжи ряд»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.

Источник