Сенсомоторное развитие ребенка с нарушением зрения

СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

(из опыта работы)

Детский сад № 45 единственный детский сад в Химкинском округе для детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении обеспечивается стандарт общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения. В детском саду решаются проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Лечение глазных заболеваний в детском саду проходит наиболее эффективнее, чем в поликлинике: в саду есть необходимое офтальмологическое оборудование для лечения зрения, процедуры проводят квалифицированные медсестра-ортоптистка и врач-офтальмолог.

В детском саду ребенок окружен опытными воспитателями, знающими особенности детей с нарушением зрения. Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия следующие специалисты: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед, психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель .

В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия, поддерживается специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.

Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия).

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях мной, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

Чаще я провожу комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, всегда включаю в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Я предлагаю упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада.

Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:

– упражнения с мячом;

– метания в цель (горизонтальную и вертикальную);

– упражнения в шариковом бассейне;

– упражнения в пальчиковом бассейне;

– упражнения с прищепками на сетке;

– игры на осязание.

Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка, расположенная вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Педагог предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

Материалы: в большой миске рассыпаны горох и фасоль.

Описание работы

Задания. Пальчиковая гимнастика.

Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)

Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

Потешка «Этот пальчик» – Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Поиск и определение мелких игрушек вслепую.

Диагностические пробы

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Загадки.

Занятия в «Настольном сухом бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

– сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);

– рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

– подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;

– подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой;

– катание шариков в ладонях;

– перебрасывание шариков из одной руки в другую;

– собирание шариков ногами в положении сидя;

– катание шариков вправо-влево из положения сидя;

– катание шариков ногами в положении стоя;

– поиск игрушек и муляжей вслепую.

Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны( 5-7 минут). Они могут быть использованы и как часть физкультурного занятия.

Источник

Тема: «Развитие сенсомоторной координации у детей с нарушением зрения»

Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателя по созданию условий для развития сенсомоторной координации детей со зрительной патологией.

Оборудование: видеопроектор, видеоролик «Книжка – малышка», экспресс-скульптор, игрушка с полипропиленовыми гранулами, вкладыши, миска с прищепками, пробки от бутылок, шнуровки, счетные палочки, носовой платок, шары су-джок, воздушные шары, наполненные крупой, разносы с манной крупой.

Ход:

1. Приветствие.

2. Практическая часть

« Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. У детей с нарушением зрения отмечается некоторая сенсомоторная слабость:

  • несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
  • трудности в графическом воспроизведении фигур;
  • дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
  • дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Человек появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться, а детей с нарушением зрения мы должны научить. И здесь очень важна роль педагогов. Чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка со зрительной патологией, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Именно поэтому сегодня рекомендуется создание сенсорных уголков в группе детского сада.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • для стимуляции сенсорных функций
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.

Организация сенсорного уголка в группе детского сада требует серьезного и грамотного подхода. Я повторюсь, что одним из направлений сенсорного развития у детей является развитие тактильных ощущений и развитие мелкой моторики. Сегодня есть огромное количество игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию (демонстрация игр и пособий: шары су-джок, вкладыши, конструктор, экспресс – скульптор, игрушки с полипропиленовыми гранулами, шнуровки). Их можно разместить в сенсорном уголке и дети могут использовать их самостоятельно. Предлагая ребенку с нарушением зрения шары су-джок, проговорите потешку, а с экспресс-скульптором хорошо «творить» под музыку. С конструктором и шнуровками интересно заниматься группой.

Однако имеют право на использование и альтернативные игры и пособия, изготовленные своими руками.

Вот их примерный перечень и способ использования:

– Шары с наполнителем.

Педагогам демонстрируется алгоритм изготовления пособия.

– Хорошее упражнения для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям. И вообще работа с бумагой.

– Можно нарвать вместе с детьми в ящик бумагу и спрятать маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять бумагу.

– Подвесьте в сенсорном уголке пучок вискозных или шерстяных ниток и научите детей с нарушением зрения заплетать косы.

– Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Дети будут все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите их правильно держать пинцет.

– На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.

– Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

– Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой.

– Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно

– Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на каждый ударный слог:

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

– Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

– Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим “сруб” из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

– Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

– Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

-Ребенок катает грецкий орех между ладонями

– Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы

Очень полезно для решения задач, направленных на сенсомоторное развитие использовать воду и песок. Об этом более подробно мы поговорим на следующей встрече.

– В сенсомоторный уголок можно поместить чудо – книжку, изготовленную своими руками. Предлагаю Вам посмотреть ролик, где показана эта книга.

После просмотра видеоролика, педагог-психолог демонстрирует алгоритм изготовления «Книжки-малышки»

Итог:

Создание сенсорного уголка в группе детского сада для детей с нарушением зрения – необходимое условие для полноценного сенсомоторное развития. Все предложенные игры и упражнения легки в изготовлении и использовании. Запомните очень важное правило: полезно выполнять движения двумя руками (бимануальные движения). Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга. Тогда активно включаются и левое и правое полушария нашего мозга, стимулируя развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария и интуитивного, эмоционального правого полушария»

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Источник

Слайд 1

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Сенсомоторное (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) развитие осуществляетcя на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности (Т. Л. Лещинская). Благодаря сенсомоторному опыту у ребенка возникает представление о себе, о предметах, пространстве, времени, причинности. В результате движения и получения информации от анализаторов происходит с одной стороны возникновение и уточнение сенсорной информации, с другой – развитие двигательной функции.

Слайд 2

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями зрения характеризуется снижением уровня развития по следующим направлениям : Нарушение моторики , кинестетического и кинетического развития, замедленный темп развития графомоторных навыков. 2. Нарушение тактильно-двигательного восприятия. 3. Нарушение восприятия формы, величины, цвета. 4. Нарушение развития зрительного восприятия. 5 . Нарушение развития слухового восприятия . 6 . Нарушение восприятия пространства и времени.

Слайд 3

Развитие моторики, графомоторных навыков, кинестетическое и кинетическое развитие – штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки , раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности , обведение рисунка по контуру, копирование , рисование по опорным точкам , дорисовывание изображений , рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности, разлиновка ; – графический диктант – сортировка разнообразных мелких предметов (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) в различные коробки, банки, лотки; – наматывание ниток , веревочек, проволочек на катушки; – игры и упражнения со шнуровкой (дощечки, игрушки-шнуровки, пуговицы); – различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы; – наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; – наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки ; – различные виды мозаики, конструкторов, пазлы . – малоподвижные игры на знакомство с разным качеством движений (быстрые – медленные, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные – слабые и др .), на о владение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении; – этюды и упражнения на овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др .); – работа с ритмом.

Слайд 4

Развитие тактильно-двигательного восприятия Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности « Поймай киску» « Чудесный мешочек» « Определи на ощупь» «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) « Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» « Узнай фигуру» « Узнай предмет по контуру» « Догадайся, что за предмет» « Найди пару» « Найди ящичек» «Что в мешочке» « Отгадай цифру» (букву) « Что это?» « Собери матрешку » « Прочитай» (письмо на спине) « Золушка» « Угадай, что внутри»

Слайд 5

Развитие восприятия формы, величины, цвета Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы «Найти предмет указанной формы» « Из каких фигур состоит машина?» « Коврик» « Найди предмет такой же формы » « Какая фигура лишняя?» « Составь целое из частей » « Определи форму предмета » «Блоки Дьенеша » Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины « Сравни предметы по высоте» « Разложи по порядку» « Самая длинная, самая короткая» « Пирамидки» « Матрешки » « Разноцветные кружки» « Разложи по размеру » «Палочки Кьюзенера » «В какую коробку ?» Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета « Какого цвета не стало?» « Какого цвета предмет ?» « Собери гирлянду » « Сплети коврик из цветных полосок » « Сложи радугу» « Неразлучные цвета » « Какие цвета использованы?»

Слайд 6

Развитие зрительного восприятия Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия « Что изменилось?» « Найди ошибку» « Найди отличия» «Оттенки» « Наложенные изображения» « Спрятанные изображения » «Зашумленные изображения» « Парные изображения » « Незаконченные изображения » « Точечные изображения» « Разрезанные изображения» « Где зажегся фонарик?» « Сложи узор»

Слайд 7

Развитие слухового восприятия Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия « Различай веселую и грустную музыку» « Тихо и громко» « Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» « Шагаем и танцуем» « Высокий и низкий звук» « Ударь в бубен» « Далеко – близко» « Звоночки» « Определи, что слышится» « Шумящие коробочки» « Повтори» « Быстро и медленно» « Слушай и запоминай»

Слайд 8

Развитие восприятия пространства и времени – ориентировка в схеме собственного тела ; – определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; – моделирование пространственное расположение предметов ; – ориентировка на поле листа бумаги ; – движение в заданном направлении. Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве « Какая рука?» « Покажи правильно» « Незаконченные изображения» « Твой путь в школу» « Автомобили» « Что дальше, что ближе к нам в комнате ?» « Что где находится ?» « Откуда и чей голос?» «Геометрический диктант» « Где что лежит?» « Составление картин на фланелеграфе » (предметных и сюжетных образцу и без него) « Следопыт » « Разведчики » «Графические диктанты» Дидактические игры и упражнения на формирование временны́х представлений « Неделька « Когда это бывает ?» « Что длится короче» « Определи возраст человека »

Слайд 9

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера . Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника .

Слайд 10

Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития: А – Зрительное восприятие Б – Мелкая моторика В – Крупная моторика Г – Речь Д – Слуховое восприятие Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая. В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказаннх функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться. Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Источник