Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет

Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет thumbnail

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48‑го месяца жизни, т. е. до 4‑х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие

Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет

Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет

Сенсомоторное развитие ребенка 5 лет

Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя ……………………………………………………………………………………

Город ………………………………………………………………………………………………………

Адрес ……………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Возраст ……………………………… Дата рождения ……………………..

Первое обследование ………………………………………………………………….

Второе обследование …………………………………………………………………..

Третье обследование …………………………………………………………………….

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

2. Причина представления:………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ……………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Поведение в игре: …………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Особые замечания:………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

4. Диагноз: ………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

5. Предложенная терапия: …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1‑го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко‑красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Читайте также:  Ребенок от 1 до 2 игры развитие речи

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Читайте также:  Развитие произвольного поведения ребенка в игре

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.

Источник

Считается, что дети с момента появления на свет до школьного возраста уникальны и проходят один из наиболее значительных периодов психофизиологического формирования. Рождаясь, малыши уже имеют сформированные органы чувств, но они еще не могут активно функционировать. Научиться пользоваться своими ощущениями малышу помогает сенсомоторное развитие.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Сенсомоторное развитие – это особая познавательная деятельность, которая имеет определенные цели, средства, задачи и способы осуществления. Если не обеспечить детям дошкольного возраста достаточное сенсомоторное воспитание, то впоследствии это приведет к возникновению трудностей в процессе начального обучения.

Сенсомоторика в детском возрасте

Сенсомоторика подразумевает формирование у ребенка восприятия и представления о внешних свойствах предметов, является фундаментом общего умственного развития. Ранний и дошкольный возраст у детей считается наиболее благоприятным периодом для улучшения деятельности органов чувств.

Как показывает практика, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Золотой порой сенсомоторного развития признается раннее детство, так как в этот период происходит ознакомление со свойствами предметов.

Обратите внимание! На раннем этапе воспитания у ребенка формируется широкая ориентировка в предметном окружении. Он не только знакомится с формами, цветами и величиной предметов, но и совершенствует звуковой анализ речи, формирует музыкальный слух и развивает мышечные чувства.

Как только ребенок начинает ходить самостоятельно, он получает относительную независимость и стремиться к познанию всего окружающего с помощью рук. Именно в этот период начинается новый этап в развитии мозга и моторики, в процессе которого происходит ознакомление с окружающим предметным миром.

Обратите внимание! В период с 3 до 7 лет у детей прослеживается характерная взаимосвязь между развитием сенсорики и моторики. Это объясняется тем, что в этот период происходит созревание соответствующих зон мозга дошкольника, которые отвечают за выполнение важных психических функций.

К окончанию периода раннего возраста, если ребенку были созданы все необходимые условия, в старшей группе ДОУ развитие сенсомоторики происходит в ускоренном темпе.

Так как во время сенсомоторного развития детей младшего возраста нужно привлекать к деятельности и формировать действия и восприятие, то сенсомоторное развитие обязательно должно осуществляться под пристальным его контролем.

Систематическая работа по сенсомоторному восприятию детей способствует формированию навыков, которые подтверждают высокий уровень восприятия. Специалисты рекомендуют работать с детьми в рамках игровой, дидактической игры. От такого подхода дети получают удовольствие и знакомятся с новыми нормами и правилами.

Особенности сенсомоторики

Круг задач, которые решает сенсомоторное воспитание

Дошкольный период является важным этапом формирования навыков и усвоения знаний ребенка, как со стороны психологии, так и других особенностей. Об этом написано множество рефератов и статей. В процессе техника занятий основана на сенсомоторном развитии.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Развитие крупной моторики.
  3. Формирование у детей системы обследовательских действий.
  4. Формирование системы сенсорных эталонов.
  5. Совершенствование и развитие умений самостоятельно применять систему перцептивных действий.
  6. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Обратите внимание! Исходя из перечисленных выше целей и задач, родители и воспитатели ДОУ должны стараться создать детям все необходимые условия для сенсомоторного развития.

Читайте также:  Траектория развития ребенка начальная школа

Как развить сенсомоторику

От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения. Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца.

Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.

Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело.

Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.

Крупная моторика

Развитие мелкой моторики

Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью.

Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.

Обратите внимание! Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь.

Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.

Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.

Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.

Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов.

Мелкая моторика

Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст является самым продуктивным для развития способностей. Если в этот промежуток времени допускаются ошибки, то в последующей жизни это будет являться невосполнимой потерей.

Обратите внимание! Согласно консультациям специалистов, недостаточное сенсомоторное развитие в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным трудностям во время дальнейшего обучения.

В настоящее время не во всех детских садах применяются стандартные способы развития сенсомоторики. В отдельных случаях воспитатели даже прибегают к нетрадиционным методам. Современные детские сады оснащены специальной комнатой сенсорного развития, в которых установлено все необходимое оборудование.

Сенсомоторный тренажер

Сенсомоторное развитие происходит в процессе специальных игр, которые рекомендуется заранее продумывать и готовиться к ним. В этом деле каждому воспитателю поможет специализированная литература, ознакомившись с которой можно составить конспект и тщательно подготовиться к занятию.

Источник