Сенситивные периоды в развитии способностей ребенка

Сенситивные периоды в развитии способностей ребенка thumbnail

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896-1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию – введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus – чувствительный) – оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период – определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период – время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность – свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.

Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5-3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;

3-4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;

4-5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;

5-6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

8-9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1-2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой – между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) – 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности – младенчество (от 2 мес. до 1 года).

В 1,5-2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.

• Кризис 1 года – раннее детство (1-3 года).

Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать – дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности – эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.

От 1 до 3 лет – сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.

В 2,5-3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.

• Кризис 3 лет – дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Ведущий вид деятельности – орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.

• Кризис 7 лет – школьный возраст (от 7 до 13 лет).

Ведущий вид деятельности – учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.

• Кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет).

Ведущий вид деятельности – личностное общение подростков.

• Кризис 17 лет – юношеский возраст (17-21 год).

Ведущий вид деятельности – профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя – Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5-7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца – на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития – 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды – возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.

Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Волгоград, 1999.

Источник

Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет.

ВозрастСтадии развития ребёнкаСвязь с функционированием

отделов мозга

Последствия

Незрелости, нарушений

От рождения до 8 недельРефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие «носовой оттенок».

Слуховое сосредоточение на звук, как бы «замирает», когда слышит голос.

При рождении зрелыми являются 2 структуры нервной системы: вокализационный центр и гипоталамус. Он «управляет» первыми звуками, которые издаёт ребёнок. Помогает реагировать на негативные ощущения.Если младенец слабо реагирует на негативные ощущения (лежит мокрый, голодный), его крик тоненький слабый, тихий – это тревожный сигнал (признак незрелости ранних структур мозга), в будущем нарушения голоса, обмена веществ, незрелость нервной системы.
От 8-20 недель

(2-5 месяцев)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 месяцев – развитие интонационной характеристики крика. С 12 недель появление начального гуления («гуканье») В 6-8 недель – улыбка при общении. С 15-16 недель – смех при общении.

Слушает речь взрослого (развивается слуховое сосредоточение)

Другая часть гипоталамуса реагирует на позитивные ощущения.

Развитие слуховой и зрительной системы

Если младенец не реагирует на общение улыбкой, не развивается смех к 4 месяцам и далее – это тревожный сигнал. В будущем могут быть аутистические черты, аутизм или проблемы с развитием общения, или с развитием эмоциональности, т.е. признак будущих коммуникативных и речевых нарушений.
От 16-20 недель, до 30 недель (4-7,5 месяцев)Интенсивное развитие гуления и появления лепета. С 5-6 месяцев произнесение первых слогов (сочетание губных и язычных согласных с гласными). Активное развитие слухового вниманияРазвитие лимбической системы в головном мозге, зрительной, слуховой системы и артикуляционнойЕсли слоги не появились к 10 месяцам, ребёнок не реагирует на громкие звуки (не поворачивает голову, не ищет глазами источник звука) срочно обратиться к лору, это может сигнализировать о серьёзном нарушении слуха
От 20-30 недель (7,5-12 месяцев)«Расцвет» лепета, ритмичная вокализация. Лепет становится эмоциональным. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления» богатым репертуаром эмоциональных оттенков. Появляется страх перед незнакомыми.В 9 месяцев заканчивается созревание лимбической системы (именно миндалины) – обрабатывает информацию о событиях во внутреннем и внешнем мире, и сама генерирует необходимые эмоции.

К 12 месяцам созревает поясная извилина (часть лимбической системы мозга)- участвует в развитии речи. К 12 месяцам созревает гиппокамп – важная структура для процессов обучения и памяти.

Зрелая лимбическая система остаётся центром эмоций и страстей и во взрослой жизни.

Если лепет однообразный, тихий, не выразительный это тревожный сигнал медленного созревания артикуляционной и вокализационной систем. В будущем нарушение речи.

– если задержка в появлении лепета – это признак дисфункций ствола мозга и червя мозжечка, что приведёт к нарушению раннего развития артикуляции – в будущем риск дизартрии.

к 11-12 мес.появляются у ребёнка отдельные слова, сосуществуя с лепетомОсобенно важна полноценная речевая среда (взаимодействие со взрослыми, общение и полноценное восприятие окружающего мира, игры с окружающими предметами).

Недостаток впечатлений от общения и восприятия предметов, может навсегда сформировать слабый «фундамент» для речи.

1-1,5 г.– оттачивают умение мычать, рычать, шипеть, мяукать, квакать не хуже носителей этих звуков.

– в первых сознательных словах звуки речи произносятся неточно, одни заменяются другими.

– Детям важнее сказать слова, причём самые нужные! Одновременно эти слова и самые простые по артикуляции: мама, папа, баба, дай, на, тут, дём (идём).

– доступно произношение таких звуков речи как: а,о,у,и,м,б,к,г,ть,дь,нь,сь,ль… Среди этих звуков нет сложных: шипящих, р и др.

– ребёнок полностью овладевает доречевыми языковыми навыками

Созревает поясная извилина, главный центр лимбической системы. Она должна созреть до полного развития к концу 1 года жизни.Мама эмоционально должна реагировать на слова, на вокализации ребёнка, подстраиваться под его речевые возможности.

Именно эмоции взрослых в этом возрасте стимулируют речь ребёнка. Если у мамы депрессия, речь их детей будетразвиваться позже и хуже.

Важно помочь маме

(консультация у психолога).

в 1г.8м.-1.9м.– Появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: кися, ляпа, тётя и т.п.

– Взрослый продолжает подстраиваться под речевые возможности ребёнка. Нужно упрощать свою речь, чтобы ребёнок понял высказывание.

Активно развиваются подкорковые структуры мозга. Развивается артикуляционный аппарат.– Если ребёнок плохо жуёт пищу, рот часто открыт, текут слюни – в будущем проблемы со звукопроизношением.

(проверить на наличие аденоидов), учить жевать твёрдую пищу, учить полоскать горло, пить из трубочки густую жидкость.

– Если чаще молчит, не проявляет инициативы, не обращается к вам, не реагирует на вас – в будущем проблема усвоения языка, задержка мышления, проблемы в обучении. (диагностика у невролога, поиск логопеда, работающего с детьми раннего возраста)

в 2 г– ребёнок пытается говорить 3-х сложные слова, пропуская как правило, один из них: «синя» (машина)

– в этот период у детей встречается эхолалическая имитация речи, когда ребёнок охотно всё повторяет, не понимая, воспроизводит как эхо. Позднее ребёнок уже так не сумеет!

– в этот период важны реальные предметы и картинки, а не стилизованные под мультяшек.

Развитие ассоциативных связей и мозжечковой двигательной системы.– если ребёнок не понимает вас, не выполняет инструкции – проверить нужно слух, посетить ЛОР врача и логопеда.
2-3 г.Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. Оно в этот период выполняют главную задачу – смысловую нагрузку.

– Слова перестают быть узкими по значению. Их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так киской может быть и сама киса, и мамин воротник, и пушистая подушка, и пуховые варежки и т.д.

– Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама кися», одновременно сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (Киса иди)».

– В это время появляются и трёхсложные слова. Появляется способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).

Подкорковые структуры мозга активны, усложняют внутренние связи в головном мозге.– продолжает молчать или в его в активном словаре меньше 50 слов;

– не рассматривает картинки;

– не проявляет интереса к общению

– не всегда реагирует на различные шумы, звуки – риск тяжёлого нарушения речи (занятия с логопедом, диагностика у невролога, выполнение рекомендаций специалистов). В будущем трудности в усвоении родного языка, проблемы в обучении.

3г.-5 лет.– яркое достижение в 3 года – это активизация речевого механизма, в том числе того, который отвечает за фразовую речь.

– Ребёнок сам строит собственные предложения. За каждым из этих актов составления стоит сложная работа мысли.

– словарь к 3 годам становится объёмным, некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов.

– отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, з, ы, в, твёрдое л, у некоторых детей может появиться р, а у кого-то Р появляется позже к 3,5-4г.

– ребёнок понимает, что одним и тем же словом, обозначается не один предмет, а целая группа (класс предметов): кошка – все кошки, мама – все мамы.

– ребёнок уже может классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже не на чувственной основе, а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. Они знают, что, например, собака, кошка, мышка – животное, а чашка, ложка, тарелка, нож – посуда.

– в этом возрасте продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и усвоение слов с суффиксами, приставками и окончаниями. Для усвоения подобных слов нужно, чтобы у ребёнка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени.

Подкорковые структуры «пробуждают» кору головного мозга, кора начинает «править балом».– если ваш ребёнок только разговорился в этот период.

– говорит непонятно, не правильно согласуя слова в предложениях,

– не выражает последовательно свою мысль, испытывает трудности в усвоении сложных слов, предлогов – в будущем трудности с письменной речью.

Без помощи – риск посещать специализированный класс или школу.

Посещение занятий логопеда, психолога – длительно.

Консультация невролога.

5 летРазвитие речи с возрастом всё более и более тесно смыкается с развитием мышления.

– речь должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.

– ребёнок использует предлоги, падежные окончания, времена глагола и пр.

– ребёнок учится определять, сколько звуков в слове, различать фонемы.

– активно интересуется буквами, желает учиться читать.

Продолжается созревание всех структур мозга, формируются сложные взаимосвязи между ними. Неврологический статус ребёнка должен быть в норме.Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения – в будущем нарушение письменной речи

(трудности при чтении и письме.)

Консультация у логопеда.

Консультация невролога.

Источник