Сенситивные периоды развития ребенка физиология

Сенситивные периоды развития ребенка физиология thumbnail

1.2. Ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû

Ïåðåõîä îò îäíîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà ê äðóãîìó ÿâëÿåòñÿ ïåðåëîìíûì ýòàïîì ðàçâèòèÿ: îðãàíèçì ìåíÿåò îäíî êà÷åñòâåííîå ñîñòîÿíèå íà äðóãîå. Ñêà÷êîîáðàçíûå ìîìåíòû ðàçâèòèÿ öåëîãî îðãàíèçìà, îòäåëüíûõ åãî îðãàíîâ è òêàíåé íàçûâàþòñÿ êðèòè÷åñêèìè. Îíè æåñòêî êîíòðîëèðóþòñÿ ãåíåòè÷åñêè. Ñ íèìè ÷àñòè÷íî ñîâïàäàþò òàê íàçûâàåìûå ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû (ïåðèîäû îñîáîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè), êîòîðûå âîçíèêàþò íà èõ áàçå è ìåíåå âñåãî êîíòðîëèðóþòñÿ ãåíåòè÷åñêè, ò. å. ÿâëÿþòñÿ îñîáåííî âîñïðèèì÷èâûìè ê âëèÿíèÿì âíåøíåé ñðåäû, â òîì ÷èñëå ïåäàãîãè÷åñêèì è òðåíåðñêèì.

Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ïåðåêëþ÷àþò îðãàíèçì íà íîâûé óðîâåíü îíòîãåíåçà, ñîçäàþò ìîðôîôóíêöèîíàëüíóþ îñíîâó ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà â íîâûõ óñëîâèÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè (íàïðèìåð, àêòèâàöèÿ îïðåäåëåííûõ ãåíîâ îáåñïå÷èâàåò âîçíèêíîâåíèå ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà ó ïîäðîñòêîâ), à ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû ïðèñïîñàáëèâàþò ôóíêöèîíèðîâàíèå îðãàíèçìà ê ýòèì óñëîâèÿì (îïòèìèçèðóþòñÿ ïåðåñòðîå÷íûå ïðîöåññû â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ è ñèñòåìàõ îðãàíèçìà, íàëàæèâàåòñÿ ñîãëàñîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, îáåñïå÷èâàåòñÿ àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêèì è óìñòâåííûì íàãðóçêàì íà íîâîì óðîâíå ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà è ò. ï.). Ñ ýòèì ñâÿçàíà âûñîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü îðãàíèçìà ê âíåøíèì âëèÿíèÿì â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ.

Áëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû îïòèìàëüíûì îáðàçîì ñîäåéñòâóþò ðàçâåðòûâàíèþ íàñëåäñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé, ïðåâðàùåíèþ âðîæäåííûõ çàäàòêîâ â îïðåäåëåííûå ñïîñîáíîñòè, à íåáëàãîïðèÿòíûå – çàäåðæèâàþò èõ ðàçâèòèå, âûçûâàþò ïåðåíàïðÿæåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, â ïåðâóþ î÷åðåäü íåðâíîé ñèñòåìû, íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Òðåíèðîâî÷íûå âîçäåéñòâèÿ â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû íàèáîëåå ýôôåêòèâíû. Âîçíèêàåò áîëåå âûðàæåííîå ðàçâèòèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñò⠖ ñèëû, áûñòðîòû, âûíîñëèâîñòè è äð., íàèëó÷øèì îáðàçîì ïðîèñõîäÿò ðåàêöèè àäàïòàöèè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ðàçâèâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ðåçåðâû îðãàíèçìà.

Ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû äëÿ ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ ïðîÿâëÿþòñÿ ãåòåðîõðîííî. Òàê, íàïðèìåð, ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ àáñîëþòíîé ìûøå÷íîé ñèëû íàáëþäàåòñÿ â 14–17 ëåò (ìàêñèìàëüíîãî çíà÷åíèÿ êà÷åñòâî ñèëû äîñòèãàåò ê âîçðàñòó 18–20 ëåò). Ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ïðîÿâëåíèé êà÷åñòâà áûñòðîòû (ðèñ. 47) ïðèõîäèòñÿ íà 11–14 ëåò (ìàêñèìàëüíûé óðîâåíü äîñòèãàåòñÿ ê 15-ëåòíåìó âîçðàñòó). Ïðèìåðíî ýòîò æå ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ ñåíñèòèâíûì äëÿ ðàçâèòèÿ ñêîðîñòíî-ñèëîâûõ âîçìîæíîñòåé (ðèñ. 48). Äëÿ îáùåé âûíîñëèâîñòè ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ïðîÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî ïîçæå – â 15–20 ëåò (ìàêñèìàëüíîå çíà÷åíèå – â 20–25 ëåò). Ðàçâèòèå ãèáêîñòè îñîáåííî áóðíî ïðîèñõîäèò ñ 3–4 äî 15 ëåò, à ëîâêîñòè – ñ 7-10 äî 13–15 ëåò. Èìåííî íà ïðîòÿæåíèè ñåíñèòèâíûõ ïåðèîäîâ ïðèìåíÿåìûå ñðåäñòâà è ìåòîäû â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äîñòèãàþò íàèëó÷øåãî òðåíèðóþùåãî ýôôåêòà.  ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû òå æå ñðåäñòâà è îáúåìû òðåíèðîâî÷íûõ íàãðóçîê ïîäîáíîãî ïðèðîñòà ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ íå îáåñïå÷èâàþò.

Сенситивные периоды развития ребенка физиология

Ðèñ. 47. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé â òåïïèíã-òåñòå (ìàêñèìàëüíî ÷àñòîå äâèæåíèå êèñòüþ):

1 – ëèöà ìóæñêîãî ïîëà. 2 – ëèöà æåíñêîãî ïîëà (ïî: Â.Ê. Áàëüñåâè÷. 2000)

Сенситивные периоды развития ребенка физиология

Ðèñ. 48. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëÿ âûñîòû âåðòèêàëüíîãî ïðûæêà ñ ìåñòà:

1 – ëèöà ìóæñêîãî ïîëà. 2 – ëèöà æåíñêîãî ïîëà (ïî: Â.Ê. Áàëüñåâè÷, 2000)

Äëÿ ÷åëîâåêà íàèáîëåå âàæåí ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è (è ñîîòâåòñòâóþùèõ îáëàñòåé ìîçãà) – äî 2-3-õ ëåò æèçíè. Äåòè, ïî âîëå ñëó÷àÿ âîñïèòàííûå ñðåäè æèâîòíûõ (â ñòàå âîëêîâ, ñðåäè îáåçüÿí è äð.) è ïðîïóñòèâøèå ýòîò ïåðèîä, íå ìîãóò, âåðíóâøèñü â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, àäàïòèðîâàòüñÿ ê æèçíè â íîâûõ óñëîâèÿõ, îâëàäåòü ðå÷üþ, íåîáõîäèìûìè íàâûêàìè è äàæå ïîãèáàþò âñëåäñòâèå ýòîãî, íå äîñòèãíóâ âçðîñëîãî ñîñòîÿíèÿ.

Источник

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

  • 1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате “двигательного периода” представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
  • 2. От 0 до 5,5 летпериод сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
  • 3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – “великий филолог”, скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
  • 4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
  • 5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок “примеряет” на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.

Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.

Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды, во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-“маугли”, которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).

Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться “трудным” поведением и отклонениями в здоровье.

Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.

Источник

var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]];
var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]];
var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]];
var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]];

googletag.cmd.push(function() {

var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_top’, div_336x280, ‘div-336x280_top’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_1’, div_650x333, ‘div-336x280_1’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_2’, div_336x280, ‘div-336x280_2’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_3’, div_336x280, ‘div-336x280_3’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_btm’, div_650x333, ‘div-336x280_btm’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.pubads().collapseEmptyDivs();
googletag.enableServices();
});

googletag.cmd.push(function() {
// not render hided ads according grid css
var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build();
var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90’, div_970x90, ‘div-970×90’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90_btm’, div_970x90, ‘div-970x90_btm’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600’, div_300x600, ‘div-300×600’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600_sticky’, div_300x600, ‘div-300x600_sticky’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_rich’, [1, 1], ‘div-rich’).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.enableServices();
});

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

Сенситивными периодами – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Эти периоды универсальны, индивидуальны по времени возникновения и длительности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Сенситивный период развития речи длится в среднем от рождения до 6 лет. До 4,5 месяцев ребенок ощущает речь как нечто особенное. Около года сознательно выговаривает первое слово. Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он может формулировать предложение, но из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка. В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. В возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Сенситивный период восприятия порядка длится от рождения до 3 лет.

Сенситивный период сенсорного развития длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов. От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п.

Сенситивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Сенситивный период развития социальных навыков. В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.

 

Источник

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник