Сенситивные критические периоды развития ребенка

Сенситивные критические периоды развития ребенка thumbnail

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим. Критические периоды − это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Основными такими периодами являются: 3−4 года, 7−8 лет, 11−14− у девочек; 12−15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка.

Сенситивные периоды − это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет. Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно. Хотя имеются индивидуальные вари­анты сроков их наступления, все же можно, в среднем, выделить об­щие закономерности. Так, сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близ­кая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления ка­честв ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов мышечной силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление. В последующем наступает сенситивный период развития мышечной силы − к 14-17 годам отмечается значительный прирост данного показателя в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15 – 20 лет.

Сенситивный период гибкости проявляется в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте (начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств молодого спортсмена.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гетерохронность роста и развития?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое возрастной период?

4. Что такое биологический возраст? Календарный возраст?

5. Каковы особенности формирования аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков?

6. Каковы особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности

Сенситивные критические периоды развития ребенка

7. Что такое критические периоды развития ребенка?

8. Что такое сенситивные периоды развития ребенка?

9. Перечислите основные сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков.

Рекомендуемая литература:

1. Вайнбум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайбум. − М.: Просвещение, 1991.- 190 с.

2. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.- М., 1989.- 235 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев.- М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.- 480 с.

5. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.- 240 с.

ТЕМА 2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

План:

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2. Специфические особенности проявления и развития физических качеств.

3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма.

4. Изменения функций женского организма в процессе тренировок.

1. Морфофункциональные особенности женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на методе рассказа (объяснение, словесный анализ движений, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков)

Женщины обладают хорошей кратковременной и долговременной вербальной памятью, в тоже время у них хуже, чем у мужчин цифровая память (медленнее решают особенно новые тактические задачи).

Женщины обладают более высоким уровнем мотивации и имеют более высокие показатели обучаемости.

Они обладают более высокой эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью, поэтому нуждаются в поощрениях.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательного и вестибулярного анализаторов и их сенсорных зон, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствуют развитию у девочек хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется функция двигательного анализатора, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическими и динамическими равновесием, формиро­вания сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. У них зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию− все это обуславливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным.

Женщины обладают меньшей длиной тела (в среднем на 10см) и весом (на 10 кг), чем мужчины, соответственно у них меньше размеры внутренних органов и мышечная масса. Пропорции тела женщины имеют также свои особенности: кости короче, а туловище длиннее; поперечные размеры таза больше, а пле­чи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положение центра тяжести, что способствует лучшему сохране­нию равновесия. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях.

Девушки обладают отличной гибкостью и поэтому достигают больших результатов в гимнастике и др. видах спорта. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие.

Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями: ЖЕЛ меньше, чем у мужчин пример­но на 1000 мл; МОД и глубина дыхания меньше, а частота дыхания− выше, чем у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиля­ции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начина­ется переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. В периоде с 10 до 14 лет мальчики начинают пре­восходить девочек по росту показателей ЖЕЛ, МОД и МЛВ, абсолютным и относительным величинам МПК. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь кро­ви и является одной из защитных функций женского организма. У них в крови меньше эритроцитов, гемогло­бина (120 – 140 г/л) и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркули­рующей крови на 1 кг веса тела.

Низкая концентрация гемоглобина обуславливает небольшую кислородную емкость крови, что отрицательно сказывается на времени и качестве выполнения предельных аэробных нагрузок.

Сердце у женщин по объему и массе меньше мужского, поэтому у них регистрируется меньшая величина систолического и минутного объема крови, что компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока.

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможно­сти и общую работоспособность.

Источник

Сенситивный период – это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов. Особенностью данного этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни, в раннем возрасте это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Познание мелких предметов

В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет.

Все вышеуказанные промежутки времени – это и есть сенситивные периоды развития способностей.

На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то – с трудом.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям – перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Читайте также[править | править код]

  • Оценка физического развития у детей
  • Развитие физических способностей
  • Физическое развитие детей
  • Развитие силовых способностей
  • Быстрота
  • Физическая выносливость и работоспособность
  • Развитие координационных способностей
  • Развитие гибкости у детей
  • Определение тренировочной и соревновательной нагрузки
  • Функциональные возможности дыхательной системы
  • Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы
  • Оценка психологического состояния спортсмена (тесты)
  • Спортивная генетика: генетические тесты для спортсменов
  • Развитие физических качеств

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный – «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Источники[править | править код]

  1. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский. – М., 1984. – 224 с.
  2. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
  3. Фомин НА. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт. 1991. – 224 с.
  4. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. – М., 1997. – 50 с.
  5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с
  6. Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. – М.: Физическая культура, 2008.- 146 с.
  7. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. – М., 1997. – 50 с.
  8. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, B. П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 260 с.

Источник