Семьям где есть ребенок с отклонениями в развитии

Семьям где есть ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной.

Модели семейных взаимодействийДети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж – жена)♦ Родительская (родитель – ребенок) ♦>Сибсовая (брат – сестра)♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой друг друга.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.

Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

52.Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии.

Дети с нарушенным развитием (проблемы в развитии, недостатки психофизического развития, отклонения в развитии) – это дети, имеющие отклонения от нормативного развития психических функций, вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы

Классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым (1990):

1) дети, имеющие сенсорные нарушения (зрение и слух);

2) дети, имеющие интеллектуальные нарушения (задержка психического развития и умственная отсталость);

3) дети, имеющие нарушения речи;

4) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием [Ростовых Е.И.].

В.В. Лебединский (2003) выделил шесть видов дизонтогенеза. Классификация отклонений в развитии:

1. Психическое недоразвитие, т.е. умственная отсталость.

2. Задержанное развитие – полиформная группа, в которую входят инфантилизм, нарушения школьных навыков, недостаточность высших корковых функций и т. д.

3. Повреждение психического развития, т.е. ребенок имеет довольно длительный период нормального развития, который нарушается заболеваниями (главным образом, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие. К нему относятся нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие – совмещение задержанного развития и недоразвития.

6. Дисгармоническое развитие – нарушенное формирование личности (различные формы психопатий) [Лебединский, В.В.].

Как правило, к ребенку с аномальным развитием, предъявляются заниженные требования и запросы. Зачастую проявляется чрезмерная гиперопека и права на проявление собственной активности у него нет. А это закрепляет за ребенком инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в себе и своих силах, что приводит к трудностям в общении и социальной адаптации [Т.В. Городова. Семья как ядро]. Правильное развитие ребенка становится невыполнимым, если в семье имеется психологический дискомфорт. У него формируются беспомощность, чувство эмоциональной изоляции и угрозы со стороны потенциально враждебно настроенного окружения [Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С].

В некоторых семьях можно наблюдать такие формы отношения к ребенку с отклонением в развитии, которые нарушают адекватный процесс социализации. Например, когда родители подсознательно «отвергают» своего ребенка. То есть родители недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, отсутствует интерес к нему, может проявляться грубое отношение или даже физическое наказание. Ребенок из-за этого думает не только о том, что он «не такой как все», но и том, что он не достоин любви и внимания. В итоге у него развивается неуверенность в себе, заниженная самооценка, наблюдается пониженный фон настроения [Кожанова Т.М.].

Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями слуха, делятся на две группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также страдают нарушениями функции слуха. В зависимости от этого можно выделить несколько типов отношений родителей к ребенку: нереалистическое отношение, полное принятие, сверхопека и безразличие. Для родителей с нарушениями зрения характерна такая же ситуация. То есть, если к рождению незрячего или плоховидящего ребенка в семье незрячих родителей относятся с пониманием, то появление слепого ребенка у здоровых родителей приводит к нарушению детско-родительских взаимоотношений.

53.Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении).

Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Дошкольный возраст.Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью; с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником не могут.

Младший школьный возраст. Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью, изменяется ход его жизни и деятельности. Но для детей из детского дома не только новое посещение школы, а также переход из одного закрытого учреждения в другое. У младших школьников из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность изучать предметы.

Подростковый возраст.Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка.

54.Психологические особенности детей – воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»).

Госпитализм – это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Госпитализм – это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы. Госпитализму больше подвержены дети и пожилые люди.

Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения. У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

Синдром госпитализманаблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

Признаки синдрома госпитализма:задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

55.Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.

Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.

1.Готовность к школьному обучению.

Развитие мышления.

3.Развитие и коррекция через игру( специальные предметы (игрушки) для развития мышления).

4.Самосознание. (отношение к себе).



Источник

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

Появление в семье ребенка – самая большая радость в жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, упования. Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» призван вытеснить из широкого употребления термины “аномальные дети”, “дети с нарушениями в развитии”, “дети с отклонениями в развитии” и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Семья, имеющая ребёнка с особыми нуждами, намного реже является объектом исследования, и её проблемы исследованы в меньшей степени.

Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, В. В. Ткачевой, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, Н.Г. Корельской и т др.

Реабилитационная работа с семьей широко представлена на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные техники помощи. Практика педагогического образования представлена: Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г.Л. Лэндрет, М. Фаин и др.

В настоящее время семья ребёнка с психофизическими недостатками рассматривается, как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития ( С.Д. Забрамная, И. Ю.Левченко, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова и др).

Е. А. Полоухина подчеркивает, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья структурно деформирует семью. Это происходит вследствие постоянной психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Социально – психологический климат в семьях менее благополучный по сравнению с обычными семьями. Взаимоотношения характеризуются более жесткой иерархичностью семейной организации; отношения между членами семьи можно охарактеризовать, как более напряженные и конфликтные [6 С. 143-148].

Н. Г. Корельская характеризует все семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития определенными признаками:

1. Родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность за будущее ребёнка (нарушение временной перспективы).

2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них разочарование, неудовлетворенность, горечь.

3. Семейные отношения нарушаются и искажаются .

4. Социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается [ 3,с. 39].

5. «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000) возникает в семье, как результат. Столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Специалисты социальных служб определяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка инвалида (с особыми нуждами):

  • Неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
  • Незнание юридических и правовых норм;
  • Нарушение социального статуса семьи;
  • Жилищные и материальные проблемы;
  • Полная или частичная изоляция ребёнка инвалида;
  • Нарушение психологического климата в семье [7,С.34].

По ситуации восприятия ребенка инвалида в семье Н. Г. Корельская описывает следующие типы семей, которые имеют некоторые особенности:

  • Фрустрация ряда потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;
  • Длительное иногда хроническое состояние тревоги, отчаяния, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
  • Проблема в сохранении семьи: опасение, что муж оставит жену одну с ребёнком;
  • Частые материальные трудности;
  • Проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации;
  • Частые психотравмирующие ситуации, связанные со здоровьем ребенка, социальными проблемами и т.д.
  • Полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
  • Изоляция от общества в целом.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с особыми нуждами, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Семьи, где растет ребенок с особыми потребностями, часто не выдерживают этого испытания. Отец из неё уходит, а жена полностью поглощена заботами о больном ребенке, у которого нет никакого будущего.

Такие семьи сталкиваются с рядом других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира.

Сложности в контакте с ребёнком, проблемы ухода и воспитания, невозможность самореализации – всё это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребёнка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Ситуация «особенного» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально – эротической функции. В связи с чем из-за боязни повторения ситуации родители отказываются от рождения второго ребёнка.

В состоянии родителей вызванном рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено 4 основных периода:

Первый период – состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает самооценка возникает чувство вины.

Второй период – переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других (чаще на медицинский персонал). Представления о состоянии ребенка далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается.

Третий период – депрессия, связанная с пониманием истиной картины заболевания. В наибольшей степени этому подвержены матери т. к практически постоянно находятся с ребенком. Клинические исследования показывают, наряду с депрессией у матерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления, со временем увеличивающееся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, у них отмечалась постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, слезливость и т. п.

Четвертый период характеризуются таким состоянием семьи, когда оба родителя постепенно примеряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться определенной программы воспитания ребенка [4, С. 162].

Таким образом, специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии, необходимо быть не только компетентными в педагогических, психологических вопросах развития, таких воспитанников, но и уделять особое внимание психологическому состоянию семьи. Зная характерные особенности и проблемы таких семей, специалист сможет грамотно построить диалог в общении с семьёй, и в дальнейшем оказать квалифицированную помощь ребенку и его семье.

Литература:

  1. Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
  2. Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
  3. Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
  4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.

Источник

Научная статья-публикация

«Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии»

Автор: Карачкова Татьяна Алексеевна

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн – дети и подростки. Число детей-инвалидов в РФ на начало 2019 года – 670 тыс. человек. В то время, как в 2018 году их было 655000 человек, в 2017 году – 636000, в 2016 году – 617000 и т.д. Как видим, статистика печальная. Число детей-инвалидов в стране растет.

По мнению М.Д.Огаркова, семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и взаимоотношениями между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Также, ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, в совокупности с другими факторами, может сократить возможности семьи для заработка, отдыха и социальной активности.

Больной ребенок – тяжелое испытание для семьи. М.А. Галагузова пишет, что около половины семей, имеющих детей-инвалидов, неполные. Каждая четвертая мать, имеющая ребенка-инвалида, не работает. Около 40% этих семей имеют двоих детей. Постоянно растет число семей, имеющих двоих детей-инвалидов. Многодетные семьи, имеющие ребенка-инвалида, составляют примерно 10%. Анализируя такие данные, стоит еще раз подчеркнуть, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У трети родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы повторного замужества и вынуждена всю жизнь воспитывать ребенка в одиночку (иногда с помощью близких родственников – сестер, бабушек, дедушек и т.д.). Поэтому к проблемам семьи ребенка – инвалида прибавляются проблемы неполной семьи.

Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о спектре проблем (материальные, жилищные, бытовые, психологические, педагогические, социальные, медицинские), с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами, необходимо отдельно рассмотреть каждое его направление.

На первое место среди экономических, социальных, психолого-педагогических, медицинских, этических проблем семей, имеющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное и жилищно-бытовые проблемы.

Ю.В. Василькова пишет, что жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 кв.м. полезной площади на одного члена семьи, редко – отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Все это составляет значительную часть бытовых затруднений, с которыми сталкиваются такие семьи в своей ежедневной жизнедеятельности.

Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждений с дневным пребыванием для детей-инвалидов практически отсутствуют, их мало и недостаточно. В каждой пятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день матери ребенка-инвалида.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

С.П. Чижов, опираясь на данные психологических исследований, проведенных в семьях, имеющих детей – инвалидов, выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. Логично предположить, что наиболее оптимальным из существующих вариантов является третий подход, поэтому для достижения желаемого результата в своей работе социальный работник должен опираться на позиции именно третьего типа семьи.

М.А. Галагузова отмечает, что отец в семье с больным ребенком, как правило, единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей- инвалидов. Как следствие сложившейся ситуации – частое ослабление семейных отношений, постоянная, непрерывная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности. Все это в конечном итоге может явиться причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка-инвалида, с точки зрения Ф.И. Кевля, отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Такое положение вещей видится вполне закономерным, так как далеко не все дети, в силу своего возраста, в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

В.А. Горелов подчеркивает, что нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети-инвалиды практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах. Продолжая мысль автора, необходимо сказать, что общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. Однако, в последнее время стала проявляться новая практика, следуя которой родители с аналогичными проблемами стали налаживать контакты между собой, расширяя тем самым свой круг общения и компенсируя частично ту социальную изоляцию, в которой находились до этого.

Медико-социальные проблемы. Общеизвестно, что медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное – научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

На сегодняшний день не существует достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Продолжая данную мысль, отметим, что вся современная практика реабилитации, как и социальная работа в целом ориентирована на ребенка в большей степени и почти не учитывает особенности семей, в то время как участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. В.Г. Сухих пишет, что чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 – 3 году жизни; только у 9,3%, диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Анализируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что нерешенными по-прежнему остаются многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психологосоциальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; существуют сложности в получении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов; значительной проблемой является отсутствие массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями до недавнего времени носили разрозненный, малоэффективный характер и не учитывали семей в комплексе.

Д.М. Павленок считает, что важнейшим направлением развития работ по оказанию психолого-социальной помощи детям-инвалидам является проведение информационной работы. Как правило, информация, имеющаяся в лечебно-профилактических учреждениях, носит медицинский характер и не затрагивает социально-психологических аспектов жизни этих детей. Имея ограничения жизнедеятельности, связанные с текущим заболеванием, эти дети при современных условиях могут адаптироваться к социальной среде, учиться, используя дистанционные системы образования, а также быть профессионально востребованными. Соглашаясь с приведенным мнением, стоит отметить еще одно важное направление, такое как развитие помощи семьям детей – инвалидов, создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка.

Таким образом, все приведенные выше направления работы играют огромную роль в решении широкого круга проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение. Поэтому, дальнейшее развитие психокоррекционной работы, совершенствование законодательной базы, расширение спектра услуг, предоставляемых семьям детей-инвалидов социальными службами, увеличение количества специализированных реабилитационных учреждений и квалифицированных специалистов, работающих в данной сфере позволят эффективно решать все рассмотренные в данной работе проблемы и формировать благоприятную среду, позволяющую людям с ограниченными возможностями полноценно жить в нашем обществе.

Можно сделать вывод, что дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с большим количеством проблем, которые надо обязательно решать, чтобы наше общество можно было бы действительно назвать цивилизованным, чтобы в детстве дети с ограниченными возможностями могли прекрасно адаптироваться к взрослой жизни, чтобы такие ребята чувствовали себя комфортно в обществе, особенно среди сверстников. А это значит, что надо принять следующие меры:

1. Оказывать существенную помощь детям и семьям с детьми-инвалидами.

Так, государство должно принять поправки в законы об обеспечении детей с ограниченными возможностями, которые обеспечивали бы их успешную социально-экономическую адаптацию, а также предусматривали бы сохранение экономической активности их родителей. При этом расширение льгот и услуг должно, в первую очередь, касаться детей-инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Также очень важно помогать родителям и детям с ограниченными возможностями справится со стрессом, с которым они постоянно сталкиваются. А самое главное, чтобы помощь была не только со стороны государства, но и со стороны общества.

2. Создавать учреждения интегрированного типа и помогать в получении образования детям с сильными психическими нарушениями.

Государство должно готовить больше хороших специалистов, обучающих детей-инвалидов со сложными нарушениями. Включать в ещё большее количество школ программу инклюзивного образования, чтобы дети могли получить быструю адаптацию и развивать общество в плане общения и помощи людям с ограниченными возможностями.

3. Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы.

4. Адаптировать общество к инвалидам и начинать это делать ещё с детского возраста, проводя занятия в школах, на которых дети получат представление о жизни человека-инвалида, как это делается в других странах.

Также, надо постоянно поднимать эту тему в средствах массовой информации, рассказывая о бездушном и антицивилизованном обращении к ним, чтобы люди смогли прочувствовать и понять, каково же инвалидам жить на свете, если на них идёт постоянно такое негативное воздействие, что их надо не только жалеть и сочувствовать им, но и помогать.

Список литературы:

1. Антонов, А. И. Семья – какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. – 2005.- № 1-2.- С. 30-53

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Книга, 2015. – 297 с.

3. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Ф.И. Кевля // Семья в России. – 2014. – №2.- С. 78 – 90.

4. Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М.Д. Огарков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011.- №11. – С.15-17.

5. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. – М.: Книга, 2012. – 186 с.

6. Павленок, Д.М. Теория и методика социальной работы / Д.М. Павленок. – М.: Инфра-М, 2014. – 418 с.

7. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов / Под ред. В.Г.Сухих. – Красноярск: Красноярский писатель, 2018. – 108 с.

8. Проблемы семьи и детства в современной России: материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Практика. – 2018, ч. 2. – 41 с.

9. Семья в новых социально-экономических условиях: материалы научно – практической конференции. – Н.Новгород: Издательство «Город», 2017. -53 с.

10. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов / Под ред. Г.Е. Пашиновой. – Красноярск: ООО «Издательская группа «Всем, всем, всем!», 2019. – 32 с.

11. Чижов, С.П. Социальная работа / С.П. Чижов- Ростов н/Д.: Ростов-пресс, 2017. – 218 с.

Источник