Семья в системе воспитания ребенка с отклонениями в развитии

Принципы семейного воспитания

Основным условием развития личности является «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения, в ко­торой с ранних лет ребенок усваивает систему нравст­венных ценностей и культурные традиции общества, является семья. Именно родители и другие близкие формируют в сознании ребенка реакцию на окружаю­щий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребенка сформируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором – ребенок будет расти неуверенным в себе, тревожным, либо агрессивным, а может быть, и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные сложности или смягчить их можно с помощью воспитания.

Родители детей с отклонениями в развитии испыты­вают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информаци­онного) характера. Однако ориентация на разработан­ные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

Любой ребенок, а с отклонениями в развитии осо­бенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети ост­ро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа добро­ты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми. У любого человека могут быть проблемы. Ро­дители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка – это защита.

Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей. Безусловно, важно оценивать и особенности психофизического развития ребенка. Так, например, ребенку с двигательной патологией це­лесообразнее заниматься таким видом искусства, кото­рый не требовал бы передвижения. Аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок, а умственно отсталый заниматься пением.

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми

Семейное воспитание – это система взаимоотноше­ний родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми спо­собствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:

– низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;

– личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;

– «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах и препятствующий их преодолению.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются сис­тематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внима­ния и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: не­однозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспита­ния влияет и загруженность родителя на работе, уста­лость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребен­ка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его по­требности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тре­бует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) час­то применяют дисгармоничные типы воспитания.

Анализ родительско-детскпх взаимоотношений по­казывает, что в семьях, воспитывающих детей с откло­нения в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».

Модель «отказ от взаимодействия»

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.

Модель «отказ от взаимодействия» может быть пред­ставлена следующими дисгармоничными типами воспи­тании: гипоопекой, гипопротекцисй, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной мо­ральной ответственности или типом «маленький не­удачник». Ниже приводятся их характеристики.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблю­дением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской уста­новкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении мо­гут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.

Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки – гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Воспитание по шипу повышенной моральной ответ­ственности ведет к постоянному перенапряжению ре­бенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклоне­ниями в развитии трудно справиться. У ребенка возни­кает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не до­тягивает до оптимального результата, поэтому не дости­гает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высо­ким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификаци­ей себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у от­цов. В случае материнского отвержения ребенка ситу­ация объясняется незрелостью личностной сферы мате­ри и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб раз­витию его личности, искажая ее. Отвержение формиру­ет у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосиль­ную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, под­вергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью буд­ку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.

К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку, про­тиворечивое воспитание, авторитарную гиперсоциали­зацию, воспитание в «культе» болезни, модель «симби­оз» и др.

Гиперопека возникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окру­жают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограни­чивают возможности его развития.

Однако следует учесть, что родителем ребенка с от­клонениями в развитии, как правило, трудно опреде­лить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необ­ходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей больных детей. Тяжелый де­фект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует при­менение подобного неадекватного воспитательного под­хода.

Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонения­ми в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. Напри­мер, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сто­ронниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему соответствующие требования. Од­новременно бабушка и дедушка, живущие в семье, мо­гут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разре­шают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оцен­ки своих возможностей и качеств, он обучается «лави­ровать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личнос­ти ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избало­ванность, лживость, эгоизм.

Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели ча­ще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него соци­альные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою не­состоятельность и постоянный нажим со стороны роди­телей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «боль­ному». При таком методе воспитания у детей формиру­ется мнительность, страх перед любым недугом, напри­мер, простудой. Ребенок относится к себе как к «боль­ному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «рас­творение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встре­чается у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Он практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможнос­ти личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у автори­тарных и психосоматичных родителей. Гипоопека до­минирует у невротичных и у незначительной части ав­торитарных родителей. Эти факты являются свидетель­ством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможнос­ти для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные ро­дители подобную возможность демонстрируют неустой­чиво.

Отношения, которые устанавливает родитель с боль­ным ребенком, осуществляются чаше всего в виде вос­питательного процесса. Поэтому выбор формы контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и при­спосабливать его к жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Многочисленными при­мерами служат модели воспитания в семьях, воспиты­вающих детей с детским церебральным параличом, ум­ственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Фак­ты свидетельствуют, что там, где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (мо­дель «отказ от взаимодействия»), Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относя­щиеся к авторитарному типу. Они демонстрируют са­мые высокие качественные показатели по установле­нию оптимальных взаимоотношений с ребенком (мо­дель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит астенический тип реагирования на стресс, качественные ха­рактеристики которого предполагают возможность пре­одоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.

Родители, относящиеся к невротичному типу, де­монстрируют самые низкие показатели по установле­нию гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипоастенического типа ре­агирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных способностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному вос­питанию.

Психосоматический тип строится на смешанном ти­пе реагирования, что обусловливает наличие у лиц дан­ной группы как стенических, так и гипостенических ха­рактеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использо­вать как адекватные, так и дисгармоничные модели вос­питания.

Источник

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,

имеющими нарушения в развитии

Середина Елена Валерьевна

Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области

Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.

Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.

Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.

В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.

В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;

3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.

Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.

В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.

В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.

В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.

Таким образом, основными задачами родителей, являются:

  • Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
  • Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
  • Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
  • Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
  • Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
  • Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
  • Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.

Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и

понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.

Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.

Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.

В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.

Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.

Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.

Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.

Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.

Список литературы:

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
  2. Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
  3. Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.

Источник