Семья в развитии личности ребенка раннего возраста
Осипова Н.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 49 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Роль семьи в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)
Воспитание ребенка начинается с его рождения. Каким он вырастет, в значительной степени зависит от его родителей.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живет. Он действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, общительным, – либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Поэтому членам семьи стоит задумываться не только о выборе стратегии воспитания, но и о том, чтобы этой стратегии придерживались все взрослые, ведь одновременное воздействие разных воспитательных стратегий ухудшает итоговый результат. Не менее важно и то, что видит ребенок внутри семьи. Независимо от того, насколько правильные слова используются в процессе воспитания, ребенок в первую очередь будет копировать действия и модели поведения родителей или других значимых взрослых.
Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.
В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребёнка и его всестороннем развитии. Семья, без сомненья, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.
В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают множество педагогических работников (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед), совместная работа которых обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Главным в нашей работе является содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах; мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В работе по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ, как и в любом другом дошкольном учреждении, в том или ином виде используются традиционные и нетрадиционные формы. Это различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия-праздники, вечера досуга – («В гостях у игрушек», «Весёлые зверята – котята и мышата», «В гости доктор к нам пришёл», «Мы выросли») и.т.д.
Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, в нашем ДОУ проводятся опросы, анкетирование, личные беседы, консультации, посещение семьи и.т.д. Проанализировав, мы делаем выводы: о взглядах родителей на вопросы воспитания детей в семье; о стиле общения между взрослыми и детьми; о запросах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. В нашем саду проводятся тематические выставки и фотовыставки: «Что нам осень подарила», «Мои любимые игрушки», «Любимец нашей семьи», «Новогодняя игрушка» и др.
Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители стали проявлять интерес к жизни группы, стали активными участниками мероприятий, полученные знания стали применять в своей семье.
Роль семьи в воспитании детей огромно! В семье ребёнок находится большую часть своей жизни, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. То есть основы личности человека закладываются именно в семье. Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка
Литература:
1.Найденова, Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е.А. Найденова и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49.
2. Воспитание малыша в семье от рождения до трёх лет. .О.Смирнова,Н.Н.Авдеева,Л.Н.Галигузова,А.О.Дробинская,Т.В.Ермолаева,С.Ю.Мещерякова- М.:АРКТИ,2004.
3.Воспитание двухлетнего ребёнка. Цвейбэк М.:РОСМЭН,1998
4.Комарова, Л.В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ / Л.В. Комарова, О.А. Зайцева, А.О. Чубенко // Молодой ученый. 2016. №12. С. 73-77.
Источник
1.1. Особенности семейного воспитания
Семья – первый социальный институт становления личности. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с людьми, формируются его вкусы и привычки, навыки поведения. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
По определению А. И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, тем самым в семье осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержка существования членов семьи.
Фундамент личности ребенка закладывается в семье. Формирование мировоззрения, отношения к окружающим людям во многом зависит от того, в какой семье растет ребенок. Именно в семье ребенок усваивает базовые нормы поведения, ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание, приобщается к духовным традициям.
В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от ее благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека. Исключительную роль в вопросах воспитания педагоги ХIХ в. Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. А. Ильин, П. Ф. Лесгафт отводили семье, где закладывается фундамент нравственности, а пример родителей составляет основу воспитания.
Семья – один из первых и наиболее устойчивых институтов традиционного общества. Процессы формирования личности требуют стабильного жизненного ритма, особой глубины и длительности межличностного общения, направленного, прежде всего, на становление и укрепление социальных и духовных связей.
Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения, сочетающая в себе целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. К целенаправленным действиям родителей относятся целенаправленные действия и поступки, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию, объяснить и пр.
Наиболее полно потенциал семейного воспитания определен в работах И. А. Ильина, который считает семью «первичным лоном человеческой культуры» [25, с. 201]. Философ говорит, что значение влияния родительской семьи настолько велико, что в течение всей своей жизни любой человек остается духовным представителем отеческо-материнской семьи, символом ее семейственного духа [там же, с. 199].
Фундаментом семейного воспитания и системы ценностей И. А. Ильин считал духовную общность – «взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями таинственной связью кровной любви». Это чувство, изначально будучи присуще семейной общности, способно развиваться и со временем обретать все большую глубину. По сути, семья становится школой любви, взаимопомощи, взаимопонимания, сотрудничества для всех своих членов.
Настоящий гражданин своей Родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности, совестливости, где взаимная любовь превращает долг и труд в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству.
Индивидуальный аспект выражается в том, что только семья способна дать ребенку самое важное – открыть путь к любви, совести, верности, самостоятельности, внутренней свободе – ко всему, что, по мнению И. А. Ильина, составляет источник личного духовного характера. В здоровой семье ребенок с раннего детства научается относиться к домашним с любовью, уважением и почтительным вниманием. Семья для ребенка – первое понимание «мы», которое вырастает из любви и доверия.
Определяя основные задачи семейного воспитания, философы как главное выделяют необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», из этих основ в будущем формируется характер человека, строится его счастье и общественное благополучие.
В. В. Зеньковский уделял большое внимание ценности труда как объединяющей основы семейной жизни и важного средства семейного воспитания, отмечая, что труд созидает «семейную атмосферу, уют и поэзию семьи – драгоценнейшие для детской души питательные силы» [16, с. 55]. Уход совместного труда из жизни семьи привел к постепенному нарушению духовной связанности ее членов – «рассечению семьи», что, по мнению В. В. Зеньковского, было главным показателем кризиса семьи ХХ в.
В трудах Н. И. Пирогова даны важные характеристики нравственного воспитания в семье. Анализируя воспоминания своего детства, наблюдая за развитием детей, Н. И. Пирогов видел основу нравственного воспитания в становлении «внутреннего человека», способного «подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной». Он считал, что необходимо развивать «присущую детской натуре» склонность с уважением и вниманием относиться к проявлениям нравственного и духовного в жизни [35, с. 324]. Н. И. Пирогов отмечал, что именно нравственное воспитание, ориентирующее человека на милосердие, служение, самопознание и вдохновение, способствует проявлению лучших сторон как индивидуального, так и национального характера. Н. И. Пирогов предупреждал об опасности пускать на самотек и оставлять нравственное воспитание без пристального внимания, объясняя, что даже при отсутствии целенаправленного руководства «своего рода нравственный кодекс» ребенка сформируется, но происходить это будет стихийно, с риском принятия за основу негативных и сомнительных образцов.
Теория семейного воспитания ребенка занимает существенное место в работах К. Д. Ушинского. Среди значимых черт русского характера К. Д. Ушинский называет гражданственность и бескорыстную человечность, которые формируются и развиваются при условии традиционного воспитания. Неформальный семейный характер, по словам Ушинского, способствует осуществлению первоначального нравственного воспитания детей, и по мере их взросления к семейным элементам нравственности могут добавиться элементы «гражданственные и общечеловечественные» [39, с. 33]. Формулируя методические основы дошкольного воспитания и первоначального образования, К. Д. Ушинский выделяет важный методический принцип: «…чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целостности, не должно никогда терять из вида места и времени воспитания» [39, c. 355-356]. Эти два условия определяют осмысление ребенком любого жизненного факта, проживания любого события. Результаты воспитания напрямую зависят от того, насколько получаемые впечатления будут проверены детскими чувствами и личным опытом.
Вопросы семейного воспитания нашли широкое отражение в трудах русского педагога П. Ф. Лесгафта [33, c. 57]. Педагог большую роль отводил семейному воспитанию, гуманной семейной педагогике, включающей в себя целостное представление о природе ребенка, сочетающей теорию с практикой. [33, c. 57]. Педагог приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях.
Необходимо отметить, что уважение и послушание родителям было единым требованием для детей и дворянской и крестьянской семей.
Базовые нормы поведения и ценностные ориентиры ребенок усваивал в семье, в семье получал нравственное воспитание и через семейные устои и традиции приобщался к духовной традиции своего народа.
Говоря о влиянии среды на формирование личности, российские просветители отводили ей значительную роль. Они указывали на обстоятельства, «не составляющие самого воспитания», но «имеющие превеликое влияние в образовании детей». В частности, они подробно останавливаются на таких обстоятельствах семейного воспитания, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие: образ жизни родителей, домашний быт, личные качества воспитателей, взаимоотношения родителей с ними и др.
Российские педагоги второй половины XIX в. отводили разностороннему и гармоничному воспитанию главенствующую роль. Базовые нормы поведения и ценностные ориентиры ребенок усваивает в семье, в семье получает нравственное воспитание и через семейные устои и традиции приобщается к духовной традиции своего народа. Отечественные педагоги выделяли три главные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. По вопросам «образования сердца», т. е. нравственного воспитания, российские просветители не только обобщают мысли предшественников, но во многих случаях дополняют их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. По мнению Е. Н. Водовозовой, «воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, то есть когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно» [6, c.159].
Основу воспитания они видели в формировании высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который своей активной деятельностью будет содействовать развитию государства.
В основу успешного семейного воспитания педагоги ставили необходимость соблюдения следующих условий: авторитет родителей, гуманистические межличностные отношения в семье, единство требований родителей к детям, режим жизни, распорядок семейного уклада, педагогическое образование родителей, их просвещенность.
Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребенка, что создает благоприятную для семейного воспитания обстановку, вызывает у детей стремление прислушиваться к советам, просьбам старших, охотно их выполнять. В семье воспитание осуществляется на основе авторитета взрослых, их примера. Одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Главные основания авторитета: жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него. Разрушают авторитет чаще всего использование двойной морали. А. С. Макаренко писал о разных видах авторитета: истинный и ложный. Ложный авторитет возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие. Такой авторитет неустойчив и недолговечен. По мнению А. С. Макаренко, корни истинного авторитета лежат в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, работу, мысль, привычки, чувства, стремления.
Идея уважения к детям в семье звучит в работах П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко и др. В работах П. Ф. Лесгафта говорится о необходимости проявления к детям индивидуального подхода, уважения к личности, развития его самостоятельности и творчества. При этом цель своей педагогической деятельности он видел в воспитании в обществе гуманного отношения к детям, укоренении уважения к личности растущего человека. Сила мягкого, любящего слова так велика, по мнению П. Ф. Лесгафта, что с нею не может сравниться никакое наказание.
П. Ф. Каптерев писал, что к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать право их… «Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти» [26, с. 109].
А. С. Макаренко считал, что необходимо проявлять требовательность и уважение к личности ребенка.
Педагогические рекомендации для родителей ХIХ в. проникнуты уважением к внутреннему миру ребенка. Педагоги писали, что необходимо беречь здоровье ребенка, раскрывать ему красоту природы, научить его доброжелательности к людям, внушать «веру в Бога и вечность». Родителям советовали поощрять детей, бережно относиться к выполненным детьми работам, сохранять их. Говорилось о том, что нельзя держать ребенка в страхе и допускать несправедливое отношение к нему, любовь и уважение побуждают человека предпринимать и совершать самые трудные дела [18].
Эти мысли звучат у Т. А. Марковой: необходимо уважать ребенка. В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться авторитарность, давление на ребенка, лишение его самостоятельности, инициативы. Наоборот, гуманный характер педагогического воздействия, не исключающий требовательности, определенной регламентации деятельности, поведения ребенка, предусматривает и разумную для него свободу.
Необходимость соблюдения единства требований к детям объясняется тем, что ребенок усваивает нравственные нормы в семье, он подражает взрослым, механизмом социализации является подкрепление, т. е. повторяющиеся воздействия на ребенка со стороны взрослых изо дня в день. Если у взрослых имеются разногласия, то дети это чувствуют, начинают хитрить и приспосабливаться.
Безусловно, родителям необходимо иметь педагогические знания. Сейчас имеется доступ к знаниям на основе многочисленных сайтов, педагогической литературы, периодики и т. д., но в то же время наличие знаний не означает их применение родителями на практике. Порой родители сетуют, что «вроде бы и знания есть, но они не знают, как их применить по отношению к своему ребенку». Поэтому акцент в общении с родителями педагогам следует строить не только на сообщении им знаний, но и умении их применить.
Семейное воспитание имеет достоинства, неповторимые характерные особенности. К ним относится эмоциональный, интимный характер отношений. Его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. Семья – первая школа чувств для ребенка. Незаметно для себя ребенок впитывает в себя интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии.
Для семейного воспитания характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Вместе с тем большинство семей недостаточно реализуют свои воспитательные функции, в частности функцию общения родителей с ребенком.
Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.
Отличительной особенностью семейного обучения и воспитания является индивидуальность. Для воспитания в семье характерна индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. В семейной среде родители имеют возможность максимально учесть особенности развития своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, почувствовать его эмоциональное состояние и настроение. Другое отличие состоит в особенностях личности самих родителей, их эрудированности, воспитанности, понятий о морали и нравственности, познаний в вопросах обучения и воспитания детей и стиля отношений в семье.
Семейное воспитание отличается постоянством, длительностью воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Оно осуществляется постоянно словом и делом, интонацией, личным примером.
Наиболее благоприятным периодом для образования хорошей эмоциональной связи между матерью и младенцем называют два последних месяца перед родами. Плод развивается в осмысленном матерью состоянии защищенности. Развитие пренатальной педагогики показало, что процесс воспитания ребенка начинается еще до его рождения. Исследователи подчеркивают, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но и уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом. Ученые считают, что зародыш очень чувствителен к нервным стрессам матери. Поэтому важен эмоциональный климат в семье, психическое здоровье женщины во время беременности, общение с неродившимся еще ребенком.
К положительным сторонам семейного воспитания можно отнести общение людей разного возраста с различными интересами и профессиональной деятельностью. Члены семьи имеют разную жизненную позицию, идеалы, убеждения, один и тот же человек может быть как воспитуемым, так и воспитателем. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. В семье создается обстановка общения с детьми – родственниками разных возрастов. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.
Как отмечает Т. А. Маркова, игры и занятия старших дошкольников с младшими братьями и сестрами, а также соучастие в домашнем труде родных, в их общественно-трудовой деятельности, опосредованное приобщение старших дошкольников к производственному труду родителей создают большие возможности для организации воспитательного процесса.
Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. В условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.
В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
К достоинствам семейного воспитания относится наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную «воспитательную» деятельность семьи, опосредованное приобщение их к труду родителей.
В исследованиях Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой отмечается: если ребенок-дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Это способствует гармонизации семейных взаимоотношений, повышает возможности педагогического влияния родителей на ребенка.
По мнению ученых, чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на ребенка. Сплоченность семьи предполагает ценностное единство, приоритеты семьи, подчинение интереса индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, то происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи, по мнению А. И. Антонова, открывает двери для внесемейных влияний.
Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности (И. С. Кон). Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. И. С. Кон считает, что семейные условия, включая социальное положение родителей, вид их занятости, материальный уровень и уровень образования, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Источник