Семья среда развития личности ребенка

Семья среда развития личности ребенка thumbnail

Статья на тему:”Семейная среда как основной фактор формирования личности ребенка”

Автор Педаева Наталья Владимировна

Одной из  сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее  формирования. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Под развитием подразумевается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный вниманием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Следовательно, развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий.

Рассмотрим подробно группы факторы, влияющих на формирование личности.

Какой смысл мы вкладываем в слово «фактор»? С. И. Ожегов предлагает следующее определение: фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого – либо процесса, явления. Многообразие факторов принято классифицировать на следующие группы:

– внешние: макросреда, мезо- и микросреда, природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смыслах.

– внутренние: собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и в общении.

-биологические: наследственность.

– социальные: среда, воспитание.

Какой из факторов занимает главенствующую позицию в формировании личности растущего индивида? Этот вопрос остается открытым. Существуют различные точки зрения в области данной проблемы, но единого ответа на поставленный вопрос пока не удается сформулировать. Большинство ученых уверены, что основная роль в формировании личности отведена биологическим факторам. Ведь по наследству ребенку передается:

– анатомо – физиологическая структура, лежащая в основе видовых признаков индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

– физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

– физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление, группа крови, резус – фактор, стадии созревания организма;

– особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

– аномалии в развитии организма;

– предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера.

Конечно, наследственность чрезвычайно важна при развитии ребенка и формировании полноценной личности, но не менее важным фактором является та среда, в которой ребенок находится и по законам которой он живет.

В широком педагогическом смысле, среда – это реальная действительность, в условиях которой и происходит развитие личности ребенка. Принято выделять географическую, социальную, национальную, школьную и семейную среду.

Мы остановимся на влиянии семейной среды на формирование личности ребенка. Ведь семья – первый социальный институт, где ребенок получает первые знания, наблюдения, умения и навыки, где закладываются черты его будущей личности.

Современная семья – это клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ее структура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, существенно сказалось на становлении личности ребенка. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института формирования личности, обусловлена тем, что в ней, ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на развивающуюся личность никакой из вышеперечисленных факторов не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Отметим, что основная функция семьи – воспитательная.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – сначала из подражания, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания и формирования личности.

Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.

Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. В свою очередь мы можем наблюдать обратную связь: появление ребенка в семье является огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.

Таким образом, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.

Нужно стремиться, чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотой природы, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей России, – патриотизм, служение родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда, уважение к ним – источник человеческой нравственности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

Современные дети очень рано узнают буквы и рано начинают читать. Чем раньше ребенок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше дает чтение для умственного развития. Одновременно ребенок читает и думает, осмысливает, соображает.

Детское сердце очень чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы за призывами следовал труд, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственное желание с интересами людей. А это очень важно для воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает границ только своим желаниям, никогда не станет хорошим человеком. Умению управлять желанием нужно учить маленького человека, так как это источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. И очень важно воспитывать эту человечность с самого раннего возраста. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это тесно связано с чувствами, а чувства это живительная почва для высоконравственных поступков. Воспитание чуткости тонкости восприятия окружающего мира, формируется с раннего детства. Если упущены ранние детские годы для воспитания чуткости и впечатлительности души, то вырастут из них бездушные, бессердечные люди.

Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Именно семья – первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций, развитию личности растущего ребенка. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развития человека.

Таким образом, главным, определяющим фактором в формировании личности индивида является среда, в которой происходит его развитие после рождения. Если вокруг растущего малыша не организована благоприятная среда для развития заложенных способностей, задатков даже самые благоприятные наследственные прогнозы теряют свою значимость. И наоборот, создание благоприятной среды является верным путем в развитии тех наследственных показателей, которые унаследовал ребенок. Более того, в индивидуальных случаях благоприятная семейная среда способна скорректировать, сгладить трудности наследственного фактора.

Источник

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: “Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека”.

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период “первоначального фактического складывания” личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:

– демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

– технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной – рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций – это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно – бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по – своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр “Академия”, 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник