Семья ребенка с проблемами в развитии курсовая
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ «СЕМЬЯ» И «ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»………………………….. 5 1.1 Понятие «семья», функции семьи…………………………………… 5 1.2 Проблема семейного воспитания в историческом аспекте………… 6 1.3 Понятие «дети с отклонениями в развитии»………………………… 8 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…. 2.1 Личностные характеристики родителей детей с нарушениями…… ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕС-КОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…………………………………………… 1.1 Общие аспекты психокоррекционной помощи…………………….. 30 1.2 Психолого-педагогическое направление……………………………. 32 1.3 Психокоррекционное направление………………………………….. 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 39 ВВЕДЕНИЕ В последнее время все большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности.[1] В настоящее время Российское общество переживает кризис семьи. Наблюдается резкое увеличение количества разведенных семей; увеличение числа социальных сирот; рост в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями; увеличение проблем детства и семьи; идет ухудшение демографической ситуации в целом. Это повлекло за собой пристальный интерес к институту семьи со стороны всех социальных институтов. На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, – это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны. Цель: Изучить психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Задачи: • Ознакомиться с теоретическими основами понятий «семья» и «дети с отклонениями в развитии»; • Описать психологические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями, тем самым выделить особенности этих семей; • Рассмотреть организацию и содержание психологической помощи данным семьям. Объект исследования данной работы – семьи, имеющие ребенка с отклонениями в развитии. Предметом исследования является – психологический климат в семье, имеющей проблемного ребенка, возможные состояния родителей, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи при рождении ребенка инвалида, а так же психологическая помощь данным семьям. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ «СЕМЬЯ» И «ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ» 1.1 Понятие «семья», функции семьи. Семья, по определению учёных – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство. Общеизвестно, что в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек не зависимо от возраста. С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». [2] При анализе семьи как малой группы особое значение приобретает её нормы и функции, возникающие на основе личностного воздействия. Однако недостаточно четкое определение потребностей, удовлетворяемых семьей, является одной из причин возникновения хот и похожих, но все же отличающихся перечней функций семьи. Например, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1990) выделяют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую функции семьи. А. Г. Харчев и М. С. Мацковский (1978) – функции репродукции населения, бытовую, экономическую, воспитательную, рекреативную, социального контроля и регулирования, коммуникативную, интимного эмоционального самовыражения. А. Эглите (1990) – функции рождения и воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей, бытовую. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются на выполнении другой. Ребёнок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, о «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.[2] Итак, рассматривая вопрос о понятии «семья» можно сделать следующие выводы, что семья – это сложная, многофункциональная структура нашего общества, отличающаяся личными отношениями в системе хозяйственно-бытовой функции. А так же, семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. 1.2 Проблема семейного воспитания в историческом аспекте… ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании курсовой работы, а именно изучении психологических особенностей семей в которых есть дети с нарушениями, мною сделан следующий вывод – что сама психологическая «особенность» (специфика) этих семей обуславливается наличием в семье «особого ребенка» – ребенка с отклонениями в развитии. С появлением больного ребенка нарушаются внутрисемейные взаимоотношения, характер отношения членов семьи с окружающим обществом, своеобразность мировоззрения каждого из родителей.. Это обуславливается рядом причин: психологическими особенностями характера родителей, их способностью принятия или непринятия аномального ребенка; наличием совокупности расстройств, которые характеризуют то или иное отклонение; отсутствие какой-либо поддержки семьи с больным ребенком со стороны общества. Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психологическая работа с семьей осуществляется в следующих направлениях: диагностика, консультирование и коррекция. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. [15] Позитивное отношение к ребенку с психофизическими недостатками и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру. Активизация деятельности родителей и формирование в их сознании потребности в оказании помощи ребенку являются основным психокоррекционным механизмом, способствующим гармонизации их психики. В процессе проведения психолого-педагогических мероприятий постоянно расширяются знания родителей о психофизических особенностях ребенка, повышается их педагогическая компетентность, воспитательный потенциал семьи. Они также овладевают практическими навыками, позволяющими им методически правильно общаться с ребенком. ? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Выготский Л. С. « Вопросы детской психологии» – 2006 г 2. Мишина Г.А., Стребелева Е. А. «Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии» – 2010г 3. Малофeeва Н. Н. «Инвалиды в Pоссии» – 2007г 4. Лубовский В. И. «Специальная психология» – 2005г 5. Варнакова Ю.В. «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов» – 2010г 6. Ларионова С.О. «Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития» – 2011г 7. Сорокин В.М. «Содержание и реакция родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии» – 2011г 8. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» – 2004г 9. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. « Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» – 2008г 10. Иванова В.С. «Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП в психологическом сопровождении семьи» – 2009г 11. Злобина А.С. « Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом» – 2006г 12. Кожанова Т.М. «Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» – 2013г 13. Ткачева В. В. «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии» – 2007г 14. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» – 2000г 15. Овчарова Р. В. « Психологическое сопровождение родительства» – 2003г |
Источник