Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование

Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование thumbnail

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.

Психологическое консультирование семьи имеет следующую организационную форму.

3.4.1. Этапы консультирования семьи

Этап1. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания

При вступлении в контакт огромное влияние на даль­нейший ход исследования и на возможность достижения положительного результата консультации оказывает первое впечатление о психологе. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки -те невербальные средства, которые необходимы психологу для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок в первые минуты общения могут находиться в некотором на­пряжении. Об этом свидетельствуют выражение лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с психофи­зическими недостатками это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому пози­тивная тональность беседы, которую организует психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю»), позволят снять напряженность и приступить к изучению проблем этой семьи.

Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих

В начале психолог беседует совместно со всеми члена­ми семьи, пришедшими на консультацию, выясняя про­блемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает ро­дителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточ­нения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ре­бенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про­водится обязательно. Ниже мы приводим перечень проб­лем, которые обычно волнуют родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и вос­питания ребенка (ребенок не справляется с образо­вательной программой; семья обращается к психо­логу, чтобы определить учреждение, в котором ре­бенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (не­гативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоро­вые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в

школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повы­шенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случа­ях родственники жалеют больного ребенка, гиперо­пекают и «заласкивают» его, в других – мать ребен­ка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отноше­ния»; со стороны больного ребенка может проявлять­ся грубость или агрессия в отношении близких);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специа­листами образовательного учреждения (родители жа­луются, что воспитатель или учитель недооценива­ют возможности их ребенка);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, является не­полными);

7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизи­ческими недостатками одним из родителей, в край­них случаях отказ даже от его материального обес­печения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в раз­витии и к нормальным детям (позитивная или нега­тивная, возможно проявление чувств ревности, гне­ва, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает– информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

– у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима спе­циализированная помощь;

– родители используют неадекватные модели воспи­тания, которые искажают личностное развитие ре­бенка;

– члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

Этап III. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка

На этом этапе консультирования на беседу и обследо­вание приглашается ребенок. С этого момента осуществля­ется диагностика интеллектуальных и личностных особен­ностей ребенка, прогнозируются его возможности в обу­чении. В том случае, если у ребенка резко снижены познавательные способности и психофизические недостат­ки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близ­ких (чаще всего матери или бабушки).

В начале беседы с ребенком содержание задаваемых ему вопросов, а также заданий, которые его просят выпол­нить, зависит от интуитивно-эмпирической оценки, дан­ной ему психологом при первичном наблюдении, и на основе анализа представленной документации. Затем со­держание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. Мы не приводим здесь конкретно схе­му обследования познавательной сферы ребенка, так как| в настоящее время имеется достаточно психолого-педаго­гической литературы, подробно освещающей эту проце­дуру (Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003).

В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ре­бенка (в соответствии с возрастными нормативами развития). так и его личностные характеристики. Основная цель исследования – провести комплексную психолого-педагогическую диагностику. Она включает:

– определение характера и степени нарушений у ре­бенка (уточнить, совпадает ли она с имеющимися у родителей заключениями специалистов или нет);

– выявление индивидуальных особенностей интеллек­туальной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка,

– оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окру­жающими, определение уровня критичности ребен­ка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются к специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть ко­торого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Этап IV. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и моде­ли его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками са­мих родителей (психологическим типом).

Предложение психолога родителям о проведении об­следования может вызвать у них негативную реакцию. Психологическое обследование родителей является доброволь­ной процедурой, и они имеют полное право от нее отказаться. Однако необходимость психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома, должна быть доказана родителям. Психологу следует мягко, но настойчиво убедить родителей в необходимости этой про­цедуры. Желательно, чтобы обследование прошли оба ро­дителя. Но в том случае, если соглашается только один из них. например, мать ребенка, это следует принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей. Можно просто предложить ответить на вопро­сы одной или нескольких анкет. Одновременно нужно со­общить родителям, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не может быть использована во вред ребенку или его се­мье, что предписано этическими принципами психолога. Вначале с целью снятия опасений и лишних сомнений у родителя, целесообразно предложить самые элементар­ные тесты, например, ЦТО (Люшер), методику «Моя се­мья» (Ткачева), а затем уже опросники, включающие зна­чительное число вопросов – СМОЛ (СМИЛ-ММР1), АСВ (Эйдемиллер). Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, следует напомнить им о том. что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумы­вая, а правильность выбора всегда относительна. В каче­стве домашнего задания можно предложить методику «Ис­тория жизни с проблемным ребенком», дав подробные инструкции по ее выполнению. Обследование взрослых на первичной консультации не должно продолжаться более 40-50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В том случае, если психологу необходима дополнительная информация, он приглашает семью на повторное консультирование.

Этап V. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье

Этот этап посвящен обсуждению с родителями реаль­ных проблем, которые были выявлены психологом в бесе­де и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и формулирует ее. Задача психолога на этом этапе заклю­чается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны про­блемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы, стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, где они могут найти такую клинику и медикаментозные средства, которые могли бы вылечить их (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталое-9 в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал.

Пример 3. Мать Тани К. обращается к психологу с просьбой помочь наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой. В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно пытается изменить взгляд родителей на постановку проблемы. Для психолога это – самая сложная и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя, изменитьего позицию не всегда удается сразу, во время первичной консультации, а иногда и совсем не удается. По­этому разумнее выбрать компромиссное решение и дать возможность родителям оценить предлагаемый психологом -способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его течение определенного времени.

Так, в первом случае, в самом начале беседы с родителя-Кати Н., следует дать им возможность высказаться все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери, а затем постепенно постараться вести планирование их деятельности в отношении Кати медицинской сферы в коррекционно-педагогическую. Целесообразно показать родителям конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказать пути социальной адаптации, которые доступны Кате.

Во втором случае необходимо очень тактично продемонстрировать матери Коли его несостоятельность при обучении по массовой программе и показать, какой материал ребенок может успешно усваивать. В третьем случае, матери Тани нужно показать, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование матерью и другими близкими в семье чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение старшей сестры к оказанию ей помощи и поддержки.

Этап VI. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены

– Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть решены, если правильно осуществлен выбор для ребенка програм­мы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

– организована коррекционная работа с ребенком в домашних условиях;

– подобрана наиболее адекватная модель обучения практическим навыкам воспитания родителей ребен­ка и в соответствии с ней – модель воспитания са­мого ребенка;

– у ребенка формируются адекватные отношения с« всеми членами семьи и другими лицами (родствен­никами, учителями);

– позиция родителей относительно «бесперспективнос­ти» развития их ребенка изменена;

– между всеми членами семьи установлены позитив­ные взаимоотношения.

Одновременно психолог ведет поиск дополнительных мер, которые помогут в решении проблем таких семей.

Психолог подробно разъясняет родителям (лицам, их замещающим), что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Следует подготовить родителей к возможно­сти отсроченного решения проблем, то есть получении результата предлагаемых к реализации мер лишь через не­которое неопределенное время. Психолог должен стремить­ся убедить родителей в том, что, если не следовать пред­ложенному пути, ситуация может ухудшиться. Нужно по­казать родителям, что хотя проблемы у детей в будущем не исчезнут, они все же смогут быть сглажены; благодаря кропотливому и тяжелому труду их дети смогут быть полностью или частично адаптированы к самостоятельной

жизни, а также будут полезны, нужны в семье и любимы близкими. Если же родители не согласны с позицией психолога, или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, необходимо пригласить

посетить коррекционные обучающие занятия, в которых они сами смогут принять участие.

Этап VII. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога

Завершая консультирование, психолог заново форму­лирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом следует учитывать, что родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда на существующие семейные проблемы, в соответствии с интерпретацией, данной психологом. У родителей может возникнуть неудовлетворен­ность результатами консультирования, особенно если подверглась сомнению их позиция. В таком случае целесооб­разно пригласить семью или родительско-детскую пару на дополнительное консультирование и предложить им кор­рекционные мероприятия.

Тактика психолога

При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

– установлением контакта на уровне «обратной» связи;

– коррекцией понимания родителем «проблемы» ре­бенка;

– коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребен­ка-отец ребенка) отношений.

Рекомендуемые страницы:

Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование

Читайте также:  Задержка в развитии ребенка как не кричать

Источник

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик. Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребёнком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др.

Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики.

Для детей

  • Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль)

Методика “Фильм-тест” Р. Жиля (“Le Test-Film”) в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой “Межличностные отношения ребёнка” (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Методика может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4-5 до 11-12 лет, при изучении детей с лёгкой степенью умственной отсталости – с 9 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой (слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе), можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях, выявить особенности его взаимоотношений со значимым окружением, характерологические особенности ребёнка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность).

С помощью полученных данных выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребёнка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик, полученные количественные показатели соотносятся с числовыми значениями в процентах, которые ранжируются по трём уровням сформированности (низкий, средний, высокий).

Цель: исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей межличностных отношений, поведенческих характеристик и черт личности.

Читайте также:  Занятия с ребенком 1 год и 3 месяца развитие речи

Материалы: стимульный материал – рисунки (“кадры фильма”)

Инструкция: ребёнку предлагается выбрать себе место на картинке среди изображённых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов получить информацию об отношении ребёнка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

  • Методика Рене Жиля

Цель: получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям, а именно показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми; показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения и др.)

Материалы: стимульный материал – сюжетные картинки, вопросы, ключи

Инструкция: Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

  • Методика «Два дома»

Методика “Два дома” (И. Вандвик и П. Экбланд Экбланд) используется для изучения общения ребёнка с членами своей семьи (Т. Д. Марцинковская, 1997), особенностей взаимоотношений и их оценки.

Цель методики: изучения отношения ребёнка к членами своей семьи.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см, на котором предварительно подготовленный рисунок: вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой – поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

Инструкция: Вначале психолог беседует с ребёнком о его семье и выясняет ее состав, затем показывает ребёнку рисунок и просит переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома, расположенные в нижней части листа. Ребёнку сообщают, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом. В конце беседы психолог задаёт ребёнку вопрос: “Кого из членов семьи ты возьмёшь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?”.

  • Рисуночные тесты

Используются следующие рисуночные тесты: “Рисунок человека”, “Несуществующее животное”, “Рисунок семьи”, “Дом, дерево, человек”.

Эти методики применяются при обследовании детей в возрасте от 4-5 лет (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется “Кинетическим рисунком семьи”.

Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений.

  • Рисунок семьи

Цель: выявить основные параметры эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, соответствующие осям “симпатия” и “уважение”

Материалы: лист белой бумаги (А4: 21х29 см), шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), резинка.

Инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово “семья”, этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается, в большинстве случаев оно длится не более 35 минут. При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребёнка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребёнок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задают следующие вопросы:

. Скажи, кто тут нарисован?

. Где они находятся?

. Что они делают? Кто это придумал?

. Им весело или скучно? Почему?

. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

. Кто из них самый несчастный? Почему?

  • Дом-дерево-человек

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста “Дом-дерево-человек” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: (положение листа вдоль) Нарисуйте дом, дерево и человека.

Дополнительные вопросы по рисунку дома (дерева, человека):

Читайте также:  Центр развития ребенка камышин

а) Из чего он сделан?

б) Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живёт в этом доме? Они весёлые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

  • Несуществующее животное

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста “Несуществующее животное” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: Нарисуйте несуществующее животное. А теперь придумайте ему несуществующее имя. Расскажи, какое оно.

  • Графический тест «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста “Дерево” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: “Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтёте нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом”. Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме ёлки; положение листа поперёк. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

в) Как оно растёт: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

  • Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва)

Методика “Лесенка для детей” В.В. Ткачёва используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997) и с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Цель: определение оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки; листочки цветной бумаги с обозначением членов семьи ребёнка и значимых лиц.

Инструкция: В беседе с ребёнком выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей, соответствующим образом надписывают маленькие цветные листочки. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Ребёнка просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

  • CAT (Детский апперцептивный тест) (Л. Беллак)

Методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком используется для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет (Тесты детской апперцепции, 2000) для оценки уровня тревожности детей и выявления их взаимоотношений со значимым социальным окружением.

Цель: исследования уровня тревожности детей и особенностей их взаимоотношений со значимым социальным окружением, дополнительная информация о ребёнке.

Материалы: стимульный материал – стандартные рисунки из методики САТ: лев и мышонок, зайчик в кроватке, собака со щенком, медведи перетягивают канат, кенгурёнок со сломанной ногой, беременная кошка, медведица качает медвежонка, обезьянки в классе.

Инструкция: ребёнку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.

Для родителей

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачёва)

Цель: определение психических свойств родителя воспитывающего ребёнка с отклонениями в развитии.

Материалы: бланк анкеты, текст анкеты, ручка.

Инструкция: В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «Да», если нет – «Нет». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

  • Методика «Лесенка для родителей»

Цель: определение личных, жизненных ориентиров каждого из супругов, иерархии жизненных ценностей родителя и месте в ней проблемного ребенка оценки родителями его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки;

Инструкция: Она включает два этапа. На первом этапе родитель дает оценку своим личностным качествам, распределяя черты характера по принципу доминирования. На втором этапе родитель оценивает факторы, определяющие стабильность семьи.

  • Социограмма «Моя семья» (Э. Г. Эйдемиллер)

Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье.

Материалы: бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом и просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; взаимное расположение кружков; дистанция между ними.

  • Методика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Цель: выявить степень сформированности психологической самозащиты личности в форме эмоционального выгорания (уровень эмоционального выгорания)

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция: прочитать суждения и ответить на них “да” или “нет”, проставить в бланк знаки (+), если ответ “да”, или (-), если ответ “нет”

  • Опросник Шмишека

Цель: выявление характерных акцентуаций личности родителей

Материалы: материалы теста, бланк опросника, ручка.

Инструкция: ответить на предложенные вопросы согласно приложенной схеме ответов в баллах.

  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Цель: изучение родительских позиций матери и отца. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция: Отвечая на вопросы методики, выразите своё согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка.

  • Методика «История жизни с проблемным ребёнком» (B. B. Ткачёва)

Цель: уточнить основную проблему, волнующую родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу, дополнив или опровергнув данные, полученные экспериментальным путём

Материалы: чистые листы бумаги, ручка.

Инструкция: просьба к родителям письменно изложить проблемы семьи. Использовать текст как вспомогательный диагностический инструментарий.

Литература:

  1. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
  2. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  3. Рассказова Е.В. Диагностика отношений в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, методическая разработка, Тула, 2009

Источник