Семья развитие личности ребенка

Семья развитие личности ребенка thumbnail

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
всестороннего развития ребенка.

Читайте также:  У ребенка остановилось развитие

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Читайте также:  Тесты эмоциональное развитие ребенка

Источник

формирование личности ребенка фотоФормирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Читайте также:  История развития ребенка 112 самара

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник