Семья как среда становления и развития личности ребенка

Семья как среда становления и развития личности ребенка thumbnail

Семья как среда становления личности

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых [Белинская 2001:98].

Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребёнка [Шустер 2000:51].

Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития последнего [ Шустер 2000:64].

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

  • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в семье развиваются все стороны личности.

Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции [Медведев 2010:72].

Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка [ Шустер 2000:101].

Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и мыслительной деятельности.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в учебном плане [Медведев 2010:43].

Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка.Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей [Андреева 2000:67].

Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Таким образом, мы видим важнейшую и незаменимую роль семьи в развитии различных сторон личности ребенка.

Источник

Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà. Âëèÿíèå ñåìüè íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ èíäèâèäóóìà. Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Âçãëÿäû îñíîâîïîëîæíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè íà ñîöèàëèçàöèþ äåòåé. Ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ëåáåäåâà Îëüãà Ìèõàéëîâíà

Ñîðóêîâîäèòåëü Áóðêèíà È.Â.

Ñåìüÿ êàê îñíîâíàÿ ñðåäà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Ñåìüÿ – ýòî îïðåäåëåííûé ìîðàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò äëÿ ðåáåíêà, øêîëà îòíîøåíèé ñ ëþäüìè. Ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì è îïîñðåäóþùèì çâåíîì ïåðåäà÷è ðåáåíêó ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, è ïðåæäå âñåãî îïûòà ýìîöèîíàëüíûõ è äåëîâûõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ìîæíî ñ ïîëíûì ïðàâîì ñ÷èòàòü, ÷òî ñåìüÿ áûëà, åñòü è áóäåò âàæíåéøèì èíñòèòóòîì âîñïèòàíèÿ, ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà. [Êóëèêîâà] Íà ëþáîì ýòàïå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà èìåííî ñîñòîÿíèå ñåìüè, óðîâåíü åå ñàìîîðãàíèçàöèè, îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü, âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò áëàãîïîëó÷èå èëè íåáëàãîïîëó÷èå îòäåëüíûõ ÷ëåíîâ îáùåñòâà. Íå ñëó÷àéíî âî âñåîáùåé Äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà (1984 ã.) êîíñòàòèðóåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî «ìàòåðèíñòâî è ìëàäåí÷åñòâî äàåò ïðàâî íà îñîáîå ïîïå÷åíèå è ïîìîùü». Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà (1989 ã.) ïðèçíàåò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü ñåìüè è ðîäèòåëåé â äåëå îñóùåñòâëåíèÿ çàáîòû, âîñïèòàíèÿ è çàùèòû äåòåé. Ïðèîðèòåòíîñòü ïðàâ ñåìüè íàøëà îòðàæåíèå â òåêñòå Êîíñòèòóöèè (Îñíîâíîãî Çàêîíà) Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (1993 ã.).

Ñåìüÿ – ýòî ïåðñîíàëüíàÿ ìèêðîñðåäà èíòåëëåêòóàëüíîãî, ïñèõîëîãè÷åñêîãî è ìîðàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. (Øíåéäåð)

Ñîâðåìåííàÿ íàóêà ðàñïîëàãàåò ìíîãî÷èñëåííûìè äàííûìè, ñâèäåòåëüñòâóþùèìè î òîì, ÷òî áåç óùåðáà äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåâîçìîæíî îòêàçàòüñÿ îò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ïîñêîëüêó îíî äàåò ðåáåíêó âñþ ãàììó ÷óâñòâ, øèðî÷àéøèé êðóã ïðåäñòàâëåíèé î æèçíè. Êðîìå òîãî, åãî ñèëà è äåéñòâåííîñòü íåñðàâíèìû íè ñ êàêèì, äàæå î÷åíü êâàëèôèöèðîâàííûì, âîñïèòàíèåì â äåòñêîì ñàäó èëè øêîëå. [Êóëèêîâà] Ðåàëèçàöèÿ ñåìåéíîé êîíöåïöèè òðåáóåò âûäåëåíèÿ ãëàâíîãî â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà: âîñïèòàíèÿ êà÷åñòâ îðãàíèçîâàííîñòè, âûñîêîé ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè äåòåé ñ ìàëûõ ëåò ïåðåä ñîáîé è ïåðåä ñåìüåé.  ñâÿçè ñ ýòèì ñ îñîáîé îñòðîòîé âûñòóïàåò çàäà÷à ñîçäàíèÿ ñðåäû, áëàãîïðèÿòíîé äëÿ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.

Âîñïèòàòåëüíûå ôóíêöèè ñåìüè áåçãðàíè÷íû. Íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ äíåé ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò, âåñü ìëàäåí÷åñêèé è äîøêîëüíûé ïåðèîä ÷åëîâåê âîñïèòûâàåòñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ñåìüåé, åå æèçíåííûì óêëàäîì. Çäåñü ïîëó÷àþò ðàçâèòèå åãî ñêëîííîñòè, çàðîæäàþòñÿ ñèìïàòèè, ïîòðåáíîñòè, èíòåðåñû, îáîçíà÷àåòñÿ åãî õàðàêòåð: «Ñåìüÿ – ñâîåîáðàçíûé öåíòð è ôîêóñ âîñïèòàíèÿ, â íåé ïðîèçâîäèòñÿ è òâîðèòñÿ ÷åëîâåê – ãëàâíîå áîãàòñòâî îáùåñòâà» (135, ñ. 3 ).

Ñåìüÿ äàåò ãëàâíîå, ÷òî íå ìîæåò äàòü íèêàêîé äðóãîé ñîöèàëüíûé èíñòèòóò – èíòèìíî-ëè÷íîñòíóþ ñâÿçü è èñõîäíîå åäèíñòâî ñ ðîäíûìè. Ñåìüÿ – ýòî æèçíåííûé «òûë» ÷åëîâåêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðåáåíêà ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ âñåì Ìèðîì â åãî ñàìûõ ãëàâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ», – ñïðàâåäëèâî îòìå÷àåòñÿ â Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ (1989 ã.).

Ñîöèàëèçàöèÿ ëè÷íîñòè – ýòî äëèòåëüíûé ñîöèàëüíî – èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ëè÷íîñòü ïîñëå ñâîåãî ðîæäåíèÿ îêàçûâàåòñÿ â ñîñòàâå ñîöèàëüíûõ ãðóïï. Ïåðâàÿ ãðóïïà, â êîòîðîé îêàçûâàåòñÿ ëè÷íîñòü è ãäå íà÷èíàåòñÿ åãî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè – ýòî ñåìüÿ (åñëè íå ñ÷èòàòü èñêëþ÷åíèé). Ñîöèàëèçàöèÿ – ýòî «ïðîöåññ âõîæäåíèÿ èíäèâèäà â ñîöèàëüíóþ ñðåäó», óñâîåíèÿ èì ñîöèàëüíûõ âëèÿíèé», ïðèîáùåíèå åãî ê ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé» (Àíäðååâà Ã.Ì., 1980, ñ. 335).

Ðåòðîñïåêòèâíûé àíàëèç ñîñòîÿíèÿ ñèñòåìû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà ïîçâîëÿåò óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî âî âñå âðåìåíà ñîäåðæàíèåì ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿëàñü ïåðåäà÷à ïîäðàñòàþùåìó ïîêîëåíèþ íàêîïëåííûõ çíàíèé è óìåíèé, ôîðìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ íîðì ïîâåäåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ âîçìîæíîñòü ñàìîîðãàíèçàöèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.  ñåìüÿõ äîëæíû ãëàâåíñòâîâàòü ëþáîâü ê äåòÿì, îñíîâàííàÿ íà ñïðàâåäëèâîñòè, òðóä êàê ôîðìà ñàìîðàçâèòèÿ è îðãàíèçàöèè ïîìîùè äðóãèì, èíòåëëåêò êàê ñïîñîáíîñòü ïîñòîÿííîãî, ðàçóìíîãî îñìûñëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, îñíîâàííàÿ íà ãëóáîêîì ïîçíàíèè êóëüòóðû, è êàê ôàêòîð ñàìîâîñïèòàíèÿ, – ýòî òðè äîáðîäåòåëè, êîòîðûå, ïî ãëóáîêîìó óáåæäåíèþ À.Ñ. Ìàêàðåíêî, ñäåëàþò ÷åëîâåêà ñ÷àñòëèâûì (100, 101).

Äîáèòüñÿ ïîíèìàíèÿ ðîäèòåëÿìè çíà÷èìîñòè ñâîåé ðîëè â êà÷åñòâå ïåðâûõ è îñíîâíûõ âîñïèòàòåëåé ñâîåãî ðåáåíêà, âîñïðèÿòèÿ åãî êàê ëè÷íîñòè, îñîçíàíèÿ ñàìîöåííîñòè åãî ñóùåñòâîâàíèÿ, ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíîé äëÿ åãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäû îáèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ – âîò êàêîâû àêòóàëüíûå è îñíîâíûå çàäà÷è ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè.

Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, â ñåìüÿõ, ãäå ðîäèòåëè îñîçíàþò ñâîþ îòâåòñòâåííîñòü è ðîëü ñåìüè, äåòè, êàê ïðàâèëî, âûðàñòàþò ñàìîñòîÿòåëüíûìè, òâîð÷åñêèìè, óâåðåííûìè â çàâòðàøíåì äíå. Êàæäîé ñåìüå ïðèñóùè ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå ôîðìû âçàèìîîòíîøåíèé è âçàèìîâëèÿíèé, ÷òî, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ÿâëÿåòñÿ ôîðìîé îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè òðóäà, áûòà, òðàäèöèé, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ îò ïîêîëåíèÿ ê ïîêîëåíèþ. Òîò ôàêò, ÷òî â îäíîé ñåìüå ÷àñòî âûðàñòàþò ëþäè, óâëå÷åííûå îäíèì è òåì æå âèäîì äåÿòåëüíîñòè, ñ îäèíàêîâûìè èíòåðåñàìè è õîááè, îáðàçóÿ äèíàñòèè, íå ðàç äîêàçûâàëà èñòîðèÿ. Ýòî ÿâëåíèå ìîæíî îöåíèòü êàê ðåçóëüòàò ñîçäàíèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ðàçâèâàþùåé ïðåäìåòíîé è íðàâñòâåííî-äóõîâíîé ñðåäû, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ çàäàòêîâ è ñïîñîáíîñòåé, ôîðìèðóåò ïðîôåññèîíàëüíî-ãðàæäàíñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Ýòè ñâîéñòâà ìîæíî îòíåñòè ê îáëàñòè äóõîâíîãî íàñëåäèÿ ñåìüè.

Ñîäåðæàíèåì ïîäîáíîãî ïðîöåññà íàñëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïåðåäà÷à îïûòà ñòàðøèõ ïîêîëåíèé ìëàäøèì, ÷òî â áîëüøåé ÷àñòè ïðîõîäèò íåçàìåòíî, áóäíè÷íî, áåç èçëèøíåé ñóåòû (27, 96, 139).

×åëîâåê, âîñïèòûâàþùèéñÿ â òàêîé ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäå-ñèñòåìå, âîñïðèíèìàåò ýòî äóõîâíîå íàñëåäèå, êîòîðîå è ñîñòàâëÿåò «ñòåðæåíü» ñàìîîðãàíèçàöèè – ñèëó ëè÷íîñòè. Îí ïðîíîñèò ýòîò æèâîé èñòî÷íèê ìóäðîñòè ÷åðåç âñþ æèçíü è ïåðåäàåò, â ñâîþ î÷åðåäü, ýñòàôåòó ñâîèì äåòÿì. Òàêèì îáðàçîì, îñóùåñòâëÿåòñÿ «êðóãîâîðîò» áûòèÿ.

Î ñîäåðæàíèè, ìåòîäàõ è ïîäõîäàõ ê ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ âûñêàçûâàëè â ðàçíîå âðåìÿ ñâîè âçãëÿäû åùå îñíîâîïîëîæíèêè ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè ß.À. Êîìåíñêèé è È.Ã. Ïåñòàëîööè, Æ-Æ. Ðóññî è Ë.Í. Òîëñòîé, Í.È. Ïèðîãîâ è Í.À. Äîáðîëþáîâ, À.Ñ. Ìàêàðåíêî è Â.À. Ñóõîìëèíñêèé. Îíè ïðèçíàâàëè, ÷òî «âîñïèòàíèå â ñåìüå â ïðîöåññå ïîâñåäíåâíîé æèçíè ñîâåðøàåò âåëèêîå òàèíñòâî – ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðàñòóùåãî ðåáåíêà» (100,162).

Êàê ïîêàçûâàåò àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, â ñâîèõ ðàáîòàõ ïåäàãîãè-èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò ðàçíîîáðàçíûå àñïåêòû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ*.

– îïîðà íà ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåè ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè â ðàìêàõ òåîðèè «ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ» (Æ-Æ. Ðóññî, Ë.Í. Òîëñòîé, Ñ.Ò. Øàöêèé, Ê.Í. Âåíöåëü);

– èñïîëüçîâàíèå ïðèíöèïîâ íàðîäíîñòè â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ïî òåîðèè Ê.Ä. Óøèíñêîãî (Å.Â. Âîäîâîçîâà, Ì.È. Äåìêîâ, ÏÔ. Ëåñãàôò, À.Ñ. Ìàêàðåíêî, Â.À. Ñóõîìëèíñêèé, È.ß. ßêîâëåâ);

– îïðåäåëåíèå ñåìüè êàê ôàêòîð ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà, êàê «êîìïëåêñ óñëîâèé è ñðåäñòâ» (Â.Ã. Àëåêñååâà, À.Ï. Áàðàíîâà, È.Â. Ãðåáåíùèêîâà, Â.ß. Òèòàðåíêî, À.Ã. Õàð÷åâà è äð.);

– âîñïèòàíèå «ñâîáîäîñïîñîáíîé ëè÷íîñòè» (Á.Ç. Âóëüôîâ, Î.Ñ. Ãàçìàí, À.Â. Ïåòðîâñêèé);

– ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì (Ñ.À. Àðóòþíîâ, Ã.Í. Âîëêîâ, È.Ñ. Êîí, À.Ñ. Ìóõèíà, Ý.È. Ñîêîëüíèêîâà);

– îïîðà íà íàðîäíî-ïåäàãîãè÷åñêèå èäåè â îáëàñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé (Â.Ô. Àôàíàñüåâ, Ä.À. Äàíèëîâ, Ì.Ä. Ãåðìîãåíîâà, À.À. Ãðèãîðüåâà, Ì.Ã. Êîëîäåçíèêîâà, Á.Í. Ïîïîâ, È.Ñ. Ïîðòíÿãèí, Ë.Ñ. ßäðèõèíñêàÿ);

– ñîöèàëüíîå âîñïèòàíèå â ðàìêàõ «òóýëáýíýíèèòèè» (âîñïèòàíèå âñåì ìèðîì) Â.Í. Àðãóíîâà, Ì.Ï. Ãóðüÿíîâà, À.Ã. Êîðíèëîâà, Ë.È. Îìóêîâà.

Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ëèòåðàòóðû ïîäâîäèò íàñ ê ïîíèìàíèþ, ÷òî ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè – âàæíûé êîìïîíåíò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.  ñóùíîñòè, ýòî âíóòðåííåå óïîðÿäî÷åíèå óêëàäà ñåìåéíîé æèçíè è ñîãëàñîâàííîñòü äåéñòâèé ðîäèòåëåé è äåòåé íà îñíîâå îáîþäíîãî æåëàíèÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü. Ñîâðåìåííàÿ îòå÷åñòâåííàÿ ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ïåäàãîãèêà ðàññìàòðèâàåò ðåáåíêà êàê ñóùåñòâî ïðèðîäíîå (áèîëîãè÷åñêîå), ñîöèàëüíîå (êóëüòóðíîå) è êàê ýêçèñòåíöèàëüíîå (íåçàâèñèìîå, ñàìîñóùåå, ñâîáîäíîå), ò.å. «ñâîáîäîñïîñîáíóþ» ëè÷íîñòü (Î.Ñ. Ãàçìàí). Ðåáåíîê, êàê ëè÷íîñòü ñòðåìèòñÿ ê àâòîíîìíîìó, íîíêîíôîðìèñòñêîìó ñóùåñòâîâàíèþ – ò.å. ñàìîñòîÿòåëüíî, íåçàâèñèìî ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñî ñðåäîé. Èìåííî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåàëèçàöèè èíòåãðèðóåò ÷åëîâåêà êàê öåëîå, ïîçâîëÿåò åìó îáåñïå÷èâàòü ãàðìîíè÷íîå ñóùåñòâîâàíèå.  ýòîì êîíòåêñòå, íà íàø âçãëÿä, áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ, êîòîðàÿ îêàçûâàåò ïðèîðèòåòíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ ëè÷íîñòè. ñåìüÿ ñîöèàëèçàöèÿ âîñïèòàíèå

 êà÷åñòâå òàêîé ñðåäû âûñòóïàåò, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñåìüÿ.

Ñåìüÿ, êàê ñðåäà âîñïèòàíèÿ, äèíàìè÷íà, îáëàäàÿ ñïîñîáíîñòüþ ñàìîîðãàíèçàöèè è ñàìîðàçâèòèÿ: ðåçóëüòàòû åå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îòêðûâàþò âîçìîæíîñòè äëÿ ïîñòàíîâêè è ðåøåíèÿ íîâûõ çàäà÷, ðîæäàÿ íîâûå ôîðìû îòíîøåíèé. Ðîñò óðîâíÿ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè çàêëþ÷àåòñÿ ïðåæäå âñåãî, â îáîãàùåíèè ñåìåéíîãî îáðàçà æèçíè, óâåëè÷åíèè åå ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè, òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà, ÷òî äåëàåò âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ÷ëåíàìè ñåìüè áîëåå íàñûùåííûìè, ïîçâîëÿåò ðàçâèâàòüñÿ âñåì è êàæäîìó. Âîò ïî÷åìó íåîáõîäèìî çàäåéñòâîâàòü â ñåìüå ïðèíöèï ñàìîîðãàíèçàöèè.

Ìåæäó òåì ïîëîæåíèå äåë â ïðàêòèêå ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàñòîÿòåëüíî òðåáóåò ðàçðàáîòêè êîíêðåòíîãî ïîäõîäà ê äàííîé ïðîáëåìå. Ñóùåñòâóþùèå ïðîãðàììû, ïåäàãîãè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïðåäíàçíà÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, íåêîé «àáñòðàêòíîé» ñåìüå: ïðè ýòîì íå ïðèíèìàþòñÿ âî âíèìàíèå îñîáåííîñòè ñàìîîðãàíèçàöèè â ðàçëè÷íûõ òèïàõ ñåìåé; íå ó÷èòûâàþòñÿ îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüÿõ ñ ðàçëè÷íûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçàöèè; íå èñïîëüçóþòñÿ âîçìîæíîñòè êîíêðåòíîé ñåìüè ïðè âîñïèòàíèè äåòåé; íåäîñòàòî÷íî èñïîëüçóåòñÿ áîãàòåéøèé îïûò íàðîäíîé ïåäàãîãèêè â îáëàñòè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.

Ðåàëüíàÿ ñèòóàöèÿ òàêîâà, ÷òî íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ óõóäøåíèÿ êà÷åñòâà ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Èìåííî ñåìüÿ – ñàìàÿ åñòåñòâåííàÿ è áëàãîðîäíàÿ ñðåäà äëÿ ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà íèçâåäåíà äî ïðèìèòèâíîãî óðîâíÿ ïèòàíèÿ, îäåâàíèÿ è íàêàçàíèÿ. Ïðîèçîøëè ãëóáèííûå äåôîðìàöèè â ïñèõîëîãèè ëþäåé, êîòîðûå ñòàëè ñëåäñòâèåì íåäîñòàòî÷íîãî ìàòåðèíñêîãî è îòöîâñêîãî òåïëà, àòìîñôåðû ñ÷àñòüÿ. Íàáëþäàåòñÿ íèçêèé óðîâåíü ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íå îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü è áëàãîïîëó÷èå, íåäîñòàòî÷íîå èñïîëüçîâàíèå åþ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ äåòåé ÷åðåç ñîçäàíèå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.

Ñëåäîâàòåëüíî, òðåáóåòñÿ îïðåäåëèòü óñëîâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå. Äëÿ ýòîãî ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé íåîáõîäèìîñòü âûÿâëåíèÿ òîãî, êàêèå òðóäíîñòè îñëîæíÿþò ðàçâèòèå ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè. Êàê ïîêàçûâàåò îïûò, ýòà ïðîáëåìà åùå äàëåêî íå ðåøåíà. Áîëåå òîãî, â ñèëó öåëîãî ðÿäà îáñòîÿòåëüñòâ ýòà ïðîáëåìà â íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååò òåíäåíöèþ âñå áîëåå îáîñòðÿòüñÿ è óñëîæíÿòüñÿ.  íàó÷íî-èñòîðè÷åñêîì ïëàíå ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ â äîëæíîé ìåðå èññëåäîâàòåëÿìè íå àêöåíòèðîâàëàñü.

Èìåþùèåñÿ íåñîîòâåòñòâèÿ ìåæäó ïåäàãîãè÷åñêèìè òðåáîâàíèÿìè, ïðåäúÿâëÿåìûìè ê ñåìüå, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ñóùåñòâóþùåé ïðàêòèêîé ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, à òàêæå íåäîñòàòî÷íàÿ ðàçðàáîòàííîñòü ôåíîìåíà ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñðåäû è îáóñëîâèëî âûáîð òåìû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ: «Ñåìüÿ êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ äåòåé».

Ôàêòîðàìè ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, ÿâëÿþòñÿ äâà âèäà ôàêòîðîâ: ýòî – îáùèå ôàêòîðû: îáðàç (óêëàä) æèçíè ñåìüè, îòíîøåíèå ñîöèàëüíîé ñðåäû ê ñåìüå, òðàäèöèè íàöèè, íàðîäíîñòè, òóýëáý, ñåìüè, ÷àñòíûå ôàêòîðû, óñòàíîâêè ðîäèòåëåé íà âîñïèòàíèå, ìîòèâàöèÿ, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, ïåäàãîãè÷åñêàÿ êóëüòóðà ðîäèòåëåé, áûòîâûå è ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ìèêðîñðåäà ñåìüè.

Ñèñòåìà ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, îñíîâûâàåòñÿ íà ñëåäóþùèõ ïðèíöèïàõ: ãóìàíèçì è äåìîêðàòèçì – îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ñîçäàíèè îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé â ñåìüå äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà, åãî ñàìîðåàëèçàöèè è ñàìîóòâåðæäåíèÿ, â ñîçäàíèè ýìîöèîíàëüíî êîìôîðòíîé è ñàìîîðãàíèçóþùåé ñðåäû; òîëåðàíòíîñòü ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì âíóòðåííåé êóëüòóðû ñåìüè, âûðàæàåòñÿ â óâàæåíèè ê ÷óæîìó ìíåíèþ è óáåæäåíèÿì, ñâÿçàíà ñ ïðîÿâëåíèåì âîëè, âûäåðæêè è ëþáâè; öåëåíàïðàâëåííîñòü è ñèñòåìíîñòü îðèåíòèðîâàíû íà ðàñøèðåíèå èíòåíñèôèêàöèè è îïòèìèçàöèè ôåíîìåíà ñàìîîðãàíèçàöèè; ëè÷íîñòíî- îðèåíòèðîâàííîå îáùåíèå îðèåíòàöèÿ íà ïîèñê îïòèìàëüíûõ ïóòåé, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ âíóòðåííåãî ïîòåíöèàëà ëè÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèþ ñàìîîðãàíèçóþùåãîñÿ ñòåðæíÿ» â êàæäîì ðåáåíêå.

Ñàìîîðãàíèçàöèè, êàê äåÿòåëüíîñòè, íà íàø âçãëÿä, ïðèñóùè ñëåäóþùèå êîìïîíåíòû: ïëàíèðîâàíèå, âíóòðåííÿÿ îðãàíèçàöèÿ è óïðàâëåíèå, ìîòèâàöèÿ è êîíòðîëü, êîððåêòèðîâêà è ðåãóëèðîâàíèå, ñòèìóëèðîâàíèå è ò.ä. Ýòè êîìïîíåíòû, êàê óñòàíîâëåíî â õîäå äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðèñóòñòâóþò âî âñåõ âûÿâëåííûõ íàìè ñîñòàâëÿþùèõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòàõ ñèñòåìû ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè: ñàìîîðãàíèçàöèÿ â èãðîâîé, â áûòó è òðóäîâîé, ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé, êóëüòóðíî-äîñóãîâîé äåÿòåëüíîñòè, â îáùåíèè. Ïðè÷åì, êàê ïîêàçàëî èññëåäîâàíèå, íàðóøåíèå è íèçêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ õîòÿ áû îäíîãî èç âûøåíàçâàííûõ êîìïîíåíòîâ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè âëå÷åò çà ñîáîé íåñòàáèëüíîñòü è êîíôëèêòíîñòü â ëþáîé ñåìüå.

Ê êðèòåðèÿì ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìåé ìîæíî îòíåñòè âûÿâëåííûå íàìè òèïû ñåìåé, â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ èõ ñàìîîðãàíèçàöèè: ñòàáèëüíûå, íåñòàáèëüíûå è êîíôëèêòíûå, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþòñÿ îñîáåííîñòÿìè íå òîëüêî â ïëàíå îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, íî, ãëàâíîå – â ïîäõîäàõ ê âîñïèòàíèþ äåòåé, ê ñîçäàíèþ óñëîâèé äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ äåòåé è äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè.

Íà íàø âçãëÿä, âûøåíàçâàííûå ïðèíöèïèàëüíûå ïîëîæåíèÿ ñîñòàâëÿþò îñíîâó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè ëþáîé ñåìüè, íåçàâèñèìî îò íàöèîíàëüíîñòè, ìåñòà æèòåëüñòâà è ëþáûõ äðóãèõ õàðàêòåðèñòèê, ÷òî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î öåëåñîîáðàçíîñòè ïðîâåäåíèÿ ðàáîòû ïî îïòèìèçàöèè ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè êàê ïåäàãîãè÷åñêîãî óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå.

Âûøåíàçâàííûå ïîëîæåíèÿ íå áåññïîðíû, ïîýòîìó â äàëüíåéøåì òðåáóåòñÿ óãëóáëåííîå èçó÷åíèå, ïðè÷åì êàæäûé êîìïîíåíò ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íà íàø âçãëÿä, ìîæåò ñòàòü ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ è ñàìîñòîÿòåëüíîãî èññëåäîâàíèÿ. Ôåíîìåí ñàìîîðãàíèçàöèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ÷åì ãëóáæå ïðîíèêàåøü â ñóùíîñòü, òåì áîëüøå ïîÿâëÿåòñÿ ïèùè äëÿ ðàçìûøëåíèÿ. Íàøå èññëåäîâàíèå ïîçâîëèëî ñâÿçàòü ñàìîîðãàíèçàöèþ ñ ñåìüåé, ðàññìîòðåòü åå â êà÷åñòâå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.

Òåìà ñåìüè êàê ñðåäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîâîëüíî øèðîêî ïðåäñòàâëåíà â ðàçëè÷íûõ íàó÷íûõ îáëàñòÿõ: ôèëîñîôèè, ñîöèîëîãèè, ýòíîãðàôèè, àíòðîïîëîãèè, ïåäàãîãèêå, ïñèõîëîãèè è äð. Îäíàêî, ñåìüÿ, ÿâëÿÿñü äðåâíåéøèì ñîöèàëüíûì èçîáðåòåíèåì, äî ñèõ ïîð íå èìååò åäèíîãî òîëêîâàíèÿ â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå. Íà íàø âçãëÿä, ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î ñëîæíîñòè, ìíîãîïëàíîâîñòè, ïðîòèâîðå÷èâîñòè è èçìåí÷èâîñòè (è ò.ä.) èññëåäóåìîé ïðîáëåìû. Ñëåäîâàòåëüíî, ñåìüÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíóþ ñîöèàëüíóþ ñèñòåìó ñ ñîîòâåòñòâóþùåé ñòðóêòóðîé è ìåõàíèçìîì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.

Èçó÷åíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî ñàìîîðãàíèçàöèè äàåò âîçìîæíîñòü ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ýòî ïîíÿòèå ïðåäñòàâëÿåò øèðîêèé ñïåêòð òîëêîâàíèé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïîäõîäîâ ê ðåøåíèþ ýòîé ïðîáëåìû: êèáåðíåòè÷åñêèé, êîììóíèêàöèîííî- òåõíè÷åñêèé, ñòðóêòóðíî-ëîãè÷åñêèé, ëè÷íîñòíûé, äåÿòåëüíîñòíûé è ìîäóëüíûé. Ïðèñòàâêà «ñàìî» óêàçûâàåò íà àêòèâíîñòü ñàìîé ëè÷íîñòè – ÷ëåíà ñåìüè, íà åãî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåãóëÿöèè, ñàìîàêòóàëèçàöèè, ñàìîâîñïèòàíèþ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ýòè æå ñîñòàâëÿþùèå ÿâëÿþòñÿ è êîìïîíåíòàìè ïðîöåññà äåÿòåëüíîñòè è âûäåëÿþòñÿ íàìè â êà÷åñòâå «ñòåðæíåâûõ» äëÿ ñàìîîðãàíèçàöèè, òî åñòü îíè â ñîâîêóïíîñòè è â êîìïëåêñå ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè.

Ïðèíöèï àêòèâíîñòè ñåìüè, â äàííîì ñëó÷àå, ñåìüè èìåííî êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñèñòåìû, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðè èçìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ ñèñòåìà ñïîñîáíà ìåíÿòü ñâîþ âíóòðåííþþ àêòèâíîñòü. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü äàííîãî ïîëîæåíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â àêòóàëüíîñòè îñîçíàííîãî ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé â ïðîöåññå æèçíåîáåñïå÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé, â ïîèñêå ðàöèîíàëüíûõ ñïîñîáîâ îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ. Ñåãîäíÿ, ó÷èòûâàÿ ðåàëüíîå ïîëîæåíèå ñåìüè â óñëîâèÿõ íåñòàáèëüíîñòè â îáùåñòâå, ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè èìååò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü.

Ïðàâèëüíîñòü âçãëÿäà íà ñåìüþ êàê íà ñàìîîðãàíèçóþùóþñÿ ñèñòåìó îñíîâàíà âåðíîñòüþ òîãî ïîëîæåíèÿ, ÷òî ñóùíîñòüþ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå â ñåìüå óñëîâèé äëÿ ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè, ðàçâèòèå åãî èíäèâèäóàëüíîñòè ïîñðåäñòâîì âíåäðåíèÿ â ïðàêòèêó ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàðîäíûõ òðàäèöèé. Ñëåäîâàòåëüíî, íåîáõîäèìîñòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ óðîâíÿ ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè äèêòóåòñÿ çàáîòîé îá ýôôåêòèâíîñòè è óëó÷øåíèè óñëîâèé äîìàøíåãî âîñïèòàíèÿ äåòåé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник