Семья как социокультурная среда воспитания развития ребенка

Семья как социокультурная среда воспитания развития ребенка thumbnail

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: “Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека”.

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период “первоначального фактического складывания” личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:

– демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

– технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной – рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций – это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно – бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по – своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., – стереотип – М.: издательский центр “Академия”, 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник

СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Семья – эго социокультурный феномен, играющий особую роль в социализации, социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее общества (среды жизнедеятельности).

В результате изучения главы 22 студент должен:

знать

  • • социокультурную воспитательную среду семьи;
  • • особенности социокультурной воспитательной среды приемной семьи;
  • • социально-педагогический потенциал семьи;

уметь

  • • учитывать социокультурную среду семьи в социальном воспитании подрастающего поколения;
  • • учитывать особенности социокультурной среды приемной семьи при ее создании и обеспечении ее сохранения в воспитании приемных детей;

владеть

  • • методами учета социокультурной воспитательной среды семьи в социальном воспитании ребенка;
  • • способами обеспечения приемной семьи воспитания ребенка целесообразного развития ее социокультурной среды.

Социокультурная воспитательная среда семьи

Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.

Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения (самопроявления) членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.

Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями:

  • укладом семьи – установившимся порядком в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка, воспитываемого в пей. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты: обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); отношения: сердечные чувствования и настроения; правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года. Они существенно влияют на членов семьи и, особенно, на ребенка и процесс формирования основы его личности;
  • микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;
  • – условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);
  • – культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;
  • – педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);
  • – культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания;
  • – семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности;
  • – культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.

Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания.

Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся:

  • – репродуктивная – продолжение рода;
  • – социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
  • – воспитательная;
  • – хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи;
  • – рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;
  • – коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов. Когда рассматривают факторы семьи, речь идет о явлениях или процессах, которые существенно сказываются на ее социокультурной среде и воспитательной деятельности родителей. Изучение их позволяет констатировать, что каждый из факторов включает свои так называемые подфакторы, что позволяет объединять их в группы. Учет особенностей каждого фактора и подфактора социокультурной среды семьи позволяет определять перспективы, успешность, трудности и проблемы в воспитании ребенка.

К основным группам факторов, существенно сказывающимся на воспитании ребенка в семье, следует отнести:

  • субкультурные;
  • – обусловленные воспитательными возможностями родителей (воспитательным потенциалом семьи);
  • – обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей;
  • детский (обусловленный своеобразием воспитываемого ребенка).

Субкультурные факторы определяют субкультурное своеобразие семьи, среды воспитания ребенка в семье. К ним относятся:

  • состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав);
  • кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска);
  • жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей;
  • морально-психологический климат семьи (своеобразие нравственно-психологического климата в семье) – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями;
  • культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность;
  • зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.

Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей, характеризуют социально-педагогический потенциал семьи и отражают возможности членов семьи в уходе за ребенком, воспитании и передаче (формировании) ему (его) культуры.

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей характеризуются самой личностью (субъектом) воспитателя, ее авторитетностью и искусством воспитательной деятельности, упущениями, недостатками и ошибками в ней.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется субъектами воспитания, теми, кто организует и обеспечивает воспитательную деятельность в семье. Самой природой матери и отцу отведены роли естественных воспитателей своих детей. Нередко эта функция в значительной степени переходит к бабушке.

Главный воспитатель своих детей – мать.

Материнство – особая функция, свойственная женщине, проявляемая в осознании постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, заботе об их благополучии и воспитании. Это – одна из самых сложных и самых ответственных ролей, связанная с проявлением особых родительских чувств, материнской любви, воспитания ребенка и ухода за ним. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая сознательная ценность, естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. “Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов”[1]. “Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей”[2]. “Мать – это самый важный животворный корень, который дает человеку силу, мудрость, нравственное богатство. Мать – это светоч эмоциональной жизни ребенка”[3].

Выделяют следующие типы матерей:

  • спокойная, уравновешенная – всегда знающая особенности своего ребенка, чутко реагирующая на его проблемы, вовремя приходящая на помощь, заботливо растящая его в атмосфере благожелательности и добра;
  • тревожная – постоянно находящаяся в состоянии тревоги по поводу здоровья ребенка, во многом видит угрозу его благополучию. Состояние матери передается семье, создавая тяжелую атмосферу, лишая покоя всех ее членов;
  • тоскливая – вечно недовольная, напряженно мыслящая о себе, своем будущем из-за ребенка, видя в нем обузу, преграду на пути возможного счастья;
  • уверенная и властная – всегда твердо знает, что хочет ребенок, определяя перспективу его будущего и обеспечивая достижения созданной ею модели воспитания и развития, не допуская проявления индивидуальности и самостоятельности.

Определенная категория матерей отличается своей невротичностью. Образно А. И. Захаров дал следующую классификацию таких матерей:

  • “Царевна Несмеяна” – бездушная и честолюбивая, к ребенку относится излишне строго и бескомпромиссно;
  • – “Снежная королева” – жесткая и непреклонная, старается повелевать ребенком и подавлять его;
  • “Спящая красавица” – самовлюбленная и заторможенная, к ребенку совершенно безразлична, обращается с ним как с куклой;
  • “Унтер Пришибеев” – грубая и раздражительная, к ребенку относится придирчиво и нередко прибегает к физическим наказаниям;
  • “Суматошная мать” – взбалмошная и противоречивая, во всем винит ребенка и часто на него кричит;
  • “Наседка” – тревожно-беспокойная и жертвенная, излишне опекает и оберегает свое чадо;
  • “Вечный ребенок” – по-детски обидчивая, капризная и беспомощная, ребенка считает обузой и охотно “сдает” его кому-либо “на поруки”.

Важное место в социализации и воспитании ребенка принадлежит отцу. Во многом он способствует полоролевой социализации формируемой личности, дает пример мужской социальной роли в семье и обществе. Мудрость гласит: “сразу после бога идет отец”[4]; “один отец значит больше, чем сто учителей”[5]; “благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей”[6].

Переживания отца и матери совершенно одинаковы, им свойственны способность сопереживать ребенку. Однако формы проявления чувств часто бывают различны. Мать, как правило, более эмоциональна, чем отец. Родители, проявляя любовь, уход и воспитание ребенка закладывают в нем основы будущего родительства, когда он станет взрослым и будет иметь детей.

Особое место в воспитании детей в семье принадлежит бабушкам и дедушкам (прародителям). К. Д. Ушинский называл их “природными педагогами”. Мудрость возраста и опыт жизни – это величайшее богатство, которое они приобретают и в последствие делятся со своими детьми и внуками. Они более чутки и нежны к детям, понимающе относящиеся к проблемам молодых родителей и их детей.

Социально-педагогические возможности дедушек и бабушек достаточно разнообразны и включают:

  • – эмоциональную поддержку дочери в период беременности и воспитании ребенка, преодолении трудностей в воспитании;
  • – консультативную помощь в уходе и воспитании ребенка;
  • – совет в преодолении трудностей семейной жизни и воспитании ребенка;
  • – непосредственное участие в уходе и воспитании ребенка;
  • – подготовку ребенка к школе и помощь ему в адаптации к учебной деятельности и последующей учебе;
  • – сохранение семейных традиций.

В то же время, следует подчеркнуть, что помощь бабушек несет в себе определенные проблемы и трудности в воспитании ребенка. Это возможно, когда:

  • – личный опыт бабушки в воспитании единственного ребенка может оказаться не достаточным для его реализации в воспитании внука;
  • – опыт бабушки в основном ограничивался рождением ребенка, а воспитанием занимались, либо домашние воспитатели, либо ее бабушка;
  • – бабушка, воспитав дочь, продолжает заботиться о ней и во взрослости. Встречаются факты, когда с рождением внуков, бабушка остается мамой по отношению и к дочери, и к внуку (внучке). Это делает ее более молодой, энергичной и ответственной за судьбу теперь уже не только дочери, но и внука (внучки). Такая бабушка нередко называет внука “сыночком”, не замечая, что заменяет дочь – маму, отстраняя ее от ребенка, снимая ответственность за него и его воспитание и, главное, – сдерживает развитие у дочери, необходимых ей как матери, собственно материнских чувств и качеств. В последствие, оставшись один на один с ребенком, такая женщина оказывается совершенно беспомощной по отношению к нему. В период взрослости уже ее ребенка, особенно с рождением внука (внучки), ситуация становится еще более сложной;
  • – любовь к внуку и внучке отличается от любви к сыну и дочке тем, что в ней смешиваются родительская любовь и жалость к ребенку из-за беспомощности и беззащитности. Порой эта любовь может заглушить рациональность в оценке проявлений ребенка и его воспитании;
  • – встречаются факты потакания ребенку, попустительства по отношению к нему, его действиям и поступкам вследствие боязни, что он будет жаловаться и лишат бабушку возможности заниматься с ним, в чем она видит смысл своей жизни.

Изложенное свидетельствует, что следует корректно относиться к бабушке в процессе ее воспитательной деятельности, помогать ей и поддерживать в се позитивных устремлениях.

“Детский” фактор, отражая своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания, включает:

  • своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
  • особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие).

Реализация воспитания детей в семье обеспечивается собственно тем социально-педагогическим потенциалом, который в ней сформировался и активно реализуется.

Источник