Семья как социальный институт развития личности ребенка

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования (Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова, А.А.Бодалев, Л.В.Загик, Т.А.Маркова и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:

– глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

– постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

– наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.В. Петровский и др.), выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных» (Н.Н. Поддъяков). В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут» (Е.А.Аркин). Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей (Т.В. Антонова, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В. Загик и др.). Семья подвергается «жесточайшей деформации» (Н.Н. Поддъяков): изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка, отмечает И.В. Бестужев-Лада. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Условия общественного развития в стране в XX в., социально-экономические преобразования, начавшиеся в 90-х гг., способствовали ослаблению внутрисемейных связей, низкой сплоченности семейной группы, разрушению семейных ценностей, основанных на идеях гуманизма, и снижению ответственности родителей за создание и сохранение семьи, за воспитание своего ребенка.

Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.

Семейную традицию можно рассматривать как духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующий его, и интегрирующего и организующего жизнь семьи (Н.А.Каратаева).

Исследователи подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций состоит в том, что благодаря своей постоянной повторяемости они постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы дня совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие.

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественного окружения ребенка, а народной семейно-бытовой культуры как основы воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптеров и др.). Знание особенностей семьи, национального характера, основных элементов семейной культуры позволяет представить направления и содержание традиционного воспитания, сохранить преемственность поколений (П.П. Блонский). Историко-педагогические подходы к рассмотрению семьи как сферы жизнедеятельности ребенка сохранились в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко.

Семейная народная культура, как в фокусе, собирает исторически сложившийся опыт семейно-домашнего воспитания детей, отражая материальную, духовную культуру общества, творчество народных масс (Г.Н. Волков, И.С. Кон и др.).

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В.А.Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:

Читайте также:  Проект по теме физическая культура и развития ребенка

– воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

– первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);

– духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.

Таким образом, осознание чувства родства, своей принадлежности к истории своего рода является, на наш взгляд, тем стержнем, который должен помочь сохранить нравственность в обществе и воспитать гражданина своей страны.

Источник

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования (Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова, А.А.Бодалев, Л.В.Загик, Т.А.Маркова и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:

– глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

– постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

– наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.В. Петровский и др.), выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных» (Н.Н. Поддъяков). В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут» (Е.А.Аркин). Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей (Т.В. Антонова, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В. Загик и др.). Семья подвергается «жесточайшей деформации» (Н.Н. Поддъяков): изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка, отмечает И.В. Бестужев-Лада. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Условия общественного развития в стране в XX в., социально-экономические преобразования, начавшиеся в 90-х гг., способствовали ослаблению внутрисемейных связей, низкой сплоченности семейной группы, разрушению семейных ценностей, основанных на идеях гуманизма, и снижению ответственности родителей за создание и сохранение семьи, за воспитание своего ребенка.

Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.

Семейную традицию можно рассматривать как духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующий его, и интегрирующего и организующего жизнь семьи (Н.А.Каратаева).

Исследователи подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций состоит в том, что благодаря своей постоянной повторяемости они постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы дня совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие.

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественного окружения ребенка, а народной семейно-бытовой культуры как основы воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптеров и др.). Знание особенностей семьи, национального характера, основных элементов семейной культуры позволяет представить направления и содержание традиционного воспитания, сохранить преемственность поколений (П.П. Блонский). Историко-педагогические подходы к рассмотрению семьи как сферы жизнедеятельности ребенка сохранились в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко.

Читайте также:  Значение театра в развитии ребенка

Семейная народная культура, как в фокусе, собирает истори чески сложившийся опыт семейно-домашнего воспитания детей, отражая материальную, духовную культуру общества, творчество народных масс (Г.Н. Волков, И.С. Кон и др.).

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В.А.Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:

– воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

– первичного социального контроля (моральная регламентация поведе ния членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламента ция ответственности и обязательств в их отношениях);

– духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.

Таким образом, осознание чувства родства, своей принадлежности к истории своего рода является, на наш взгляд, тем стержнем, который должен помочь сохранить нравственность в обществе и воспитать гражданина своей страны.

Источник

Семья –  это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни

Байдина С.В.(воспитатель МБДОУ «Детский сад № 85», г. Бийск)

Семья, по признанию ученых – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомлении дошкольников с окружающим миром С.А.Козлова, Э.К. Суслова подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семьи.

Важной особенностью семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России вплоть до 40-х годов XX в., считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до 7-го поколения. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род, который имел свой родовой герб. К сожалению, сегодня изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений.

Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства: что возьмут дети в будущее – внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

В наше время, когда патриотическое воспитание находится на низком уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою Родину, отчизну.

Автор книги «Пишем Родословную книгу» Ю.Ф. Миронов считает, что составление родословной в семье лучше воспринимать как увлекательную, благодатную и благородную игру, а не как нудную необходимость, что это  занятие одухотворяет отношения между родственниками, вносит элемент постоянного дружеского общения.

В связи свыше сказанным в детском саду был создан проект: «От поколения к поколению».

Цель проекта: Создание условий для формирования знаний детей дошкольного возраста о своей родословной.

Задачи:

  • Дать детям представления о понятиях семья, родные, близкие, род, родители, родословная.
  • Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
  • Познакомить детей с родословным древом.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
  • Развивать у детей игровые, познавательные способности, чувство гордости за свою семью.
  • Воспитывать культуру отношения к самому себе, сопереживания, готовность помочь.

Анализ теоретических и методических публикаций показал, что составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства. Работу по проекту с детьми была начата с выявления индивидуальных черт характера, определения уровня знания о семье. Для выяснения использовались: различные дидактические игры, игровые упражнения, непринужденные беседы.

Для реализации поставленной цели и решения задач, был разработан алгоритм действий: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами

Были определены основные формы работы:

– организованная образовательная деятельность;

– сюжетно-ролевая игра;

Читайте также:  Роль игры во всестороннем развитии ребенка

– игровые упражнения;

– элементы устного народного творчества (стихотворения, пословицы, поговорки, загадки);

– проектная деятельность.

В рамках образовательной деятельности детей знакомили с представлениями о том, что такое семья, родной дом, родственные отношения. Велась работа по расширению знаний детей о социальных ролях в семье, называли своих ближайших родственников. Детям объясняли, что они являются одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или сестрами. Рассматривали представления о том, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Интересовалась о том, какие обязанности есть у ребят дома (убрать игрушки, помочь накрыть на стол и т. д.).

При подготовке и проведении образовательной деятельности учитывались общие возрастные и индивидуальные особенности развития детей. ООД предполагает обязательное проведение предварительной работы, способствующей освоению детьми новых знаний, а также последующей работы, направленной на закрепление полученных представлений. Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей, учитывались календарные и государственные праздники, такие как «День матери», который отмечается в последние выходные ноября, «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Международный день семьи», который приходится на 15 мая.

Игра – самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции. Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми дошкольников мы видим, что дети играют в основном в игры, отображающие реальную жизнь: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери» – углубляют представление о семье, родственных отношениях, понимания того, как поддерживаются родственные связи, культурные традиции семьи. Воспитывают уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью. Дошкольники в игре стараются следовать идеальной модели семьи, все члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят между собой вежливо. Игровая модель семьи может существенно отличаться от реальной семьи конкретного ребенка, поскольку знакомит воспитанника с тем, какой семья может быть. Отвлеченность событий, происходящих в игре «понарошку», позволяет ребенку избежать психологической травмы, если взаимоотношения в его собственной семье иные.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и  обучения детей.

С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслит, использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры хорошо помогают в усвоении родственных отношений.

Помочь в усвоении родственных отношений могут дидактические упражнения.

Важную роль в формировании у детей представлений о семье и усвоении слов, обозначающих  родственные отношения, могут сыграть элементы устного народного творчества ( стишки, потешки, пословицы, поговорки, загадки). Их можно использовать и в повседневной жизни, в играх, на занятиях.

Работа с родителями осуществлялась посредствам проектной деятельности.

Приступая к данной работе, необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. В рамках данной работы были подготовлены консультации: «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др.

Следующим этапом работы стал семейные проект по составлению родословной. Воспитанники совместно с родителями изготовили родословную своей семьи. В результате проведенной работы родители проявили свое творчество и мастерство при составлении родословных, все проектные работы отличались друг от друга по оформлению и количеству поколений. Каждый ребенок рассказал историю своей семьи с опорой на модель, детям было интересно слушать рассказы друг друга, рассматривать модели родословных. В завершении работы над проектом была оформлена выставка семейных работ.

Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.

В работе с педагогами были использованы следующие формы работы: консультации, создание картотеки игровых упражнений, участие в совещаниях, семинарах, проведение открытых занятий.

Таким образом, практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогает воспитывать у сыновей и дочерей чувства любви к своим родственникам и окружающим, традициям в семье. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен. Он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Литература:

  1. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. [Текст]:  – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2.  Моя родословная . Старшая и подготовительная группы./ Автор – составитель Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
  3. Ривина, Е. К.  Знакомим дошкольников с семьей и родословной  [Текст]:   – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Фромм Алан  Азбука для родителей  [Текст]:/ Пер. И. Г. Константиновой; Предисл. И. М. Воронцова. – Л.: Ленинздат, 1991.

Источник