Семья как развития поведения ребенка
Представители третьего поколения американской теории социального
научения уделяют особое внимание анализу структур семьи и других социальных
институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из
интересных направлений изучении этих факторов разработано У.
Бронфенбреннером.
– В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие
“возрастная сегрегация”, которое характеризует перемены, происходящие в
последние годы в жизни детей и молодог поколения. Возрастная сегрегация
проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При
этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже
враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не
знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. Когда же молодой
человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворения и
интерес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других
людей и настоящего дела в американской психологии получил название
отчуждения.
Корни отчуждения американские исследователи ищут в особенностях
современной семьи. У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то
обстоятельство, что большинство матерей работают. Характерно и то, что число
других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по
воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет
количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца.
Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях низкий. Однако,
с психологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не
только семьям бедняков. У. Бронфенбреннер пишет, что в домах более
обеспеченных семей “может не быть крыс, но и им приходится также участвовать
в крысиной борьбе за существование”.
Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на
рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что
ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями.
Бронфенбреннер приводит яркий пример, демонстрирующий дефицит общения детей
с отцами. На вопросы анкет отцы — представители средних классов общества —
ответили, что тратят на общение со своими годовалыми детьми в среднем 15-20
мин. вдень. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с
помощью микрофона, прикрепленного к рубашке младенца, показали, что
преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в
день–2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 сек.
Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации:
появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и
отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему
углублению изоляции между поколениями. Невольно приходят на память картины
иной, патриархальной семейной жизни, когда вся большая семья, обычно все три
поколения жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним большим
общим столом. Разумеется, в такой семье общение, забота и воспитание детей
были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был
близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все
более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического
развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения
ребенка со взрослым.
Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора
“искусственная нянька”, снабженного специальным приспособлением для
укачивания, которое автоматически приводится в действие звуком голоса
младенца. Специальные рамы, укрепленные по бокам этого агрегата, позволяют
подсоединить к нему “программные игральные предметы для сенсорной и
физической практики”. В прибор входит комплект из шести таких предметов,
которые родители могут заменять раз в три месяца с тем, чтобы “идти в ногу”
с развитием ребенка. Поскольку человеческие лица — это первое, что видит
новорожденный, в комплекс входят шест специальных лиц из пластика,
предъявляемых через специальной окошко; другие предметы — различного рода
движущиеся механизмы, зеркала для развития самосознания ребенка. Родители
при таком воспитании выступают лишь в роли потенциальных наладчиков этого
прибора, который постоянно ломается,– с горькой иронией замечает
Бронфенбреннер.
Итак, распад семьи, территориальное разделение жилых и деловых районов
в городах, частые переезды с одного места жительства на другое, прерывающие
соседские и родственные связи, потом телевизионных передач, работающая мать
и другие проявлена “общественного прогресса”, согласно Бронфенбреннеру,
уменьшав ют возможности и потребности в содержательном общении между детьми
и людьми старшего поколения и создают очень тяжелые условия для женщин. • Он
обращает внимание также на то, что растущее число разводов сопровождается в
Америке новым явлением: нежеланием кого-либо из родителей брать на себя
заботу в ребенке.
Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные, условии не могут не
сказываться на психическом развитии ребенка, что приводит к отчуждению,
причины которого — в дезорганизации семьи. Однако, считает Бронфенбреннер,
дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе
жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи
сталкиваются. Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут во вред
отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами
семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботится о своих детях,
воспитывать их и доставлять радость, если обязанности родителя не встречают
поддержки признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном
кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению психическому
спокойствию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие
ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и
мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и
неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых
случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить,
оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.
Краткий обзор различных подходов к пониманию социального развития
ребенка показывает, что американская психология — это психология научения.
В приставке “на” заключен большой смысл. Научение — это стихийно
совершающийся процесс. Развитие рассматривается американскими психологами
как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений.
3. Фрейд оказал сильнейшее влияние на американскую психологию. Именно
поэтому смогла сформироваться концепция социального научения. Как мы уже
видели, в современной американской психологии роли общества в развитии
ребенка придается громадное значение. Уже А. Гезелл признавал первичную
социальность ребенка. Однако, эта первичная социальность рассматривалась им
чисто биологически, в плане приспособления организма к социальному
окружению.
Социальная жизнь ребенка рассматривается современными американскими
учеными вслед за Гезеллом так же, как и поведение детенышей животных — с
позиций приспособления к среде. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то,
что в американской психологии из понятия биологической эволюции полностью
выводится социальная жизнь человека, а перенесение эволюционного принципа на
изучение онтогенеза раскрывает “целиком и без остатка природу социального
формирования личности”. Это сведение социальности к биологическому
взаимодействию организмов неприемлемо. “Здесь биологизм американской
психологии достигает своего апогея. Здесь он празднует свои высшие триумфы,
одерживая последнюю победу: раскрывая социальное как простую разновидность
биологического”,– писал Л. С. Выготский в 1932 г. Прошло более полувека, а
эта оценка Л. С. Выготского не потеряла своего значения.
В основе теории социального научения лежат схема “стимул реакция” и
учение Фрейда. Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину:
отношения между “Я” и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в
проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли
социального в развитии ребенка. Однако, социальное понимается как одна из
форм стимуляции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления,
поддерживающая его.
Концепция социального научения показывает, как ребенок
приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы
современного общества. Ребенок входит в общество, как “крыса в лабиринт”, а
взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал
похож на взрослого. Ребенок рассматривается как существо, чуждое обществу.
Но это принципиально неправильно, ребенок — часть общества, причем самая
главная его часть; человеческое общество без детей — умирающее общество.
Как ребенок взаимодействует с обществом? Как он в нем живет? В теории
социального научения первоначальный антагонизм ребенка и общества
заимствован из фрейдизма. Это ведет к биологизации социального, поэтому весь
процесс развития сводится к процессу отбора, процессу научения.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Понятие социализации в американской психологии развития.
Механизмы приобретения нового опыта.
Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка,
Подражание как механизм приобретения нового опыта.
Роль среды в развитии ребенка и проблема детскородительских отношений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния
экологических условий на развитие ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
Ладгеимер И., Матеичик 3. Психологическая депривация в детском
возрасте. Прага,1984.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
Сатир В Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Скиннер Б. Оперантное поведенис.//См. История зарубежной психологии,
30-с — 60-е годы XX века. М., 1986.
Источник
Влияние семьи на развитие ребенка
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Семья как основа чувства безопасности
Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Модели родительского поведения
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить , что дети учатся у родителей определенным способом поведения , не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила ( готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.
Семья и приобретение жизненного опыта
Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того , с детьми важно много беседовать.
Дети , жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.
Дисциплина и формирование поведения
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5 Общение в семье
Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Проблемы детско – родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.
Два стиля родительского воспитания.
Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Типы воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам . Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать , а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы.
Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и , как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка , в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок.
« Козел отпущения» — Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
« Любимчик» —- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
« Беби» —– Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
« Примеритель» —–Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Одна из важнейших функций семьи — благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.
Влияние родительских установок на развитие детей.
Негативные установки Позитивные установки
Сказав так | Подумайте о последствиях | И вовремя исправьтесь |
Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить.. | Замкнутость, отчужденность, подчиняемость, угодливость | Будь собой, у каждого в жизни есть друзья |
Горе мое | Чувство вины, отчуждение, конфликты с родителями | Счастье мое, радость моя |
Плакса—вакса, нытик | Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, эмоцион. напряжение | Поплачь, будет легче |
Вот, дурашка, все готов раздать | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении, эгоизм | Молодец, что делишься с другими |
Не твоего ума дело | Отсутствие своего мнения, робость, задержки в психич. Развитии,отчужденность | А ты как думаешь? |
Одевайся теплее, заболеешь | Повышенное внимание к своему здоровью,тревожность,страхи | Будь здоров, закаляйся |
Ты совсем как твой папа…(мама) | Трудности в общении с родителями,упрямство,неадекватная самооценка,повторение поведения родителей | Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница |
Ничего не умеешь делать неумейка | Неуверенность в себя,страхи,задержка психич.развит.,безынициативность,низкая мотивация к достижению | Попробуй еще раз,у тебя все получится |
Не кричи так, оглохнешь | Скрытая агрессия,повышенное психоэмоциональное напряжение,конфликтность,болезнь горла,ушей | Скажи мне на ушко, давай пошепчемся |
Уйди с глаз моих, встань в угол | Нарешение взаимоотношен. С родителями, скрытность, недоверие,озлобленность,агрессивность | Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе |
Неряха, грязнуля | Чувства вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость | Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен |
Шкала общения родителей с ребенком
Методы воспитания, вызывающие у ребенка | |
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
Хвалите Поощряете Одобряете Целуете Обнимаете Ласкаете Симпатизируете Сопереживаете Улыбаетесь Восхищаетесь Делаете приятные Сюрпризы | Упрекаете Подавляете Унижаете Обвиняете Осуждаете Отвергаете Одергиваете Позорите Читаете нотации Лишаете чего-то необходимого Шлепаете Ставите в угол |
Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье — для него в основном зависит от Вас и от ВАШИХ эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все – таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с ВАМИ : унижен или парит в небесах, ему уютно!?
Источник