Семья имеющая ребенка с недостатками развития

Семья имеющая ребенка с недостатками развития thumbnail

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

Появление в семье ребенка – самая большая радость в жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, упования. Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» призван вытеснить из широкого употребления термины “аномальные дети”, “дети с нарушениями в развитии”, “дети с отклонениями в развитии” и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Семья, имеющая ребёнка с особыми нуждами, намного реже является объектом исследования, и её проблемы исследованы в меньшей степени.

Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, В. В. Ткачевой, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, Н.Г. Корельской и т др.

Реабилитационная работа с семьей широко представлена на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные техники помощи. Практика педагогического образования представлена: Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г.Л. Лэндрет, М. Фаин и др.

В настоящее время семья ребёнка с психофизическими недостатками рассматривается, как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития ( С.Д. Забрамная, И. Ю.Левченко, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова и др).

Е. А. Полоухина подчеркивает, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья структурно деформирует семью. Это происходит вследствие постоянной психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Социально – психологический климат в семьях менее благополучный по сравнению с обычными семьями. Взаимоотношения характеризуются более жесткой иерархичностью семейной организации; отношения между членами семьи можно охарактеризовать, как более напряженные и конфликтные [6 С. 143-148].

Н. Г. Корельская характеризует все семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития определенными признаками:

1. Родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность за будущее ребёнка (нарушение временной перспективы).

2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них разочарование, неудовлетворенность, горечь.

3. Семейные отношения нарушаются и искажаются .

4. Социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается [ 3,с. 39].

5. «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000) возникает в семье, как результат. Столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Специалисты социальных служб определяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка инвалида (с особыми нуждами):

  • Неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
  • Незнание юридических и правовых норм;
  • Нарушение социального статуса семьи;
  • Жилищные и материальные проблемы;
  • Полная или частичная изоляция ребёнка инвалида;
  • Нарушение психологического климата в семье [7,С.34].

По ситуации восприятия ребенка инвалида в семье Н. Г. Корельская описывает следующие типы семей, которые имеют некоторые особенности:

  • Фрустрация ряда потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;
  • Длительное иногда хроническое состояние тревоги, отчаяния, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
  • Проблема в сохранении семьи: опасение, что муж оставит жену одну с ребёнком;
  • Частые материальные трудности;
  • Проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации;
  • Частые психотравмирующие ситуации, связанные со здоровьем ребенка, социальными проблемами и т.д.
  • Полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
  • Изоляция от общества в целом.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с особыми нуждами, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Семьи, где растет ребенок с особыми потребностями, часто не выдерживают этого испытания. Отец из неё уходит, а жена полностью поглощена заботами о больном ребенке, у которого нет никакого будущего.

Такие семьи сталкиваются с рядом других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира.

Сложности в контакте с ребёнком, проблемы ухода и воспитания, невозможность самореализации – всё это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребёнка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Ситуация «особенного» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально – эротической функции. В связи с чем из-за боязни повторения ситуации родители отказываются от рождения второго ребёнка.

В состоянии родителей вызванном рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено 4 основных периода:

Читайте также:  Упражнения для рук для развития мелкой моторики ребенку 2 лет

Первый период – состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает самооценка возникает чувство вины.

Второй период – переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других (чаще на медицинский персонал). Представления о состоянии ребенка далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается.

Третий период – депрессия, связанная с пониманием истиной картины заболевания. В наибольшей степени этому подвержены матери т. к практически постоянно находятся с ребенком. Клинические исследования показывают, наряду с депрессией у матерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления, со временем увеличивающееся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, у них отмечалась постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, слезливость и т. п.

Четвертый период характеризуются таким состоянием семьи, когда оба родителя постепенно примеряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться определенной программы воспитания ребенка [4, С. 162].

Таким образом, специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии, необходимо быть не только компетентными в педагогических, психологических вопросах развития, таких воспитанников, но и уделять особое внимание психологическому состоянию семьи. Зная характерные особенности и проблемы таких семей, специалист сможет грамотно построить диалог в общении с семьёй, и в дальнейшем оказать квалифицированную помощь ребенку и его семье.

Литература:

  1. Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
  2. Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
  3. Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
  4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.

Источник

Инфоурок

› Школьному психологу ›Презентации›Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития » Выполнила: педагог-психолог Ашихмина Анастасия Алексеевна

2 слайд

Описание слайда:

Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.).

3 слайд

Описание слайда:

Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.

4 слайд

Описание слайда:

Теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей со сложными нарушениями развития Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения и слуха у новорожденного. Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения.

5 слайд

Описание слайда:

Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинает готовиться к будущей операции, проходит с ребенком специальные процедуры обследования, ухаживает за ним после операции. Снова страх за жизнь ребенка, ужас перед возможной неудачей операции, надежда на полное излечение зрение.

6 слайд

Описание слайда:

Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребенка прибавляются подозрения о возможном нарушении у него и слуха тоже.

7 слайд

Описание слайда:

Снова новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки найти специалиста, который возьмется лечить слух ребенка. Попытки лечения, которые часто не дают нужного результата. Усталость и отчаяние родителей, и все большее отставание больного ребенка от обычных сверстников. Но картина первых месяцев жизни такого ребенка не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии.

8 слайд

Описание слайда:

Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем.

9 слайд

Описание слайда:

Особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих детей со сложными недостатками развития Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены.

Читайте также:  Среднее развитие ребенка 5 месяцев

10 слайд

Описание слайда:

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку. Лаская ребенка, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий.

11 слайд

Описание слайда:

Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями речи Очень важно, чтобы малыш развивался с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны таким детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т.д.

12 слайд

Описание слайда:

Не менее важно стимулировать слух ребенка. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта. Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка.

13 слайд

Описание слайда:

Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень постепенно, но достаточно твердо вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого – началу второго года жизни может овладеть следующими умениями: 1) есть с ложки; 2) жевать; 3) откусывать от куска; 4) пить из чашки; 5) сидеть; 6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их; 7) сидеть на горшке.

14 слайд

Описание слайда:

Его поведение можно охарактеризовать следующим образом: 1) проявляет недовольство, когда остается один; 2) успокаивается на руках у взрослого; 3) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые; 4) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая; 5) пытается сам вставать; 6) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам; 7) очень любит купание и обливание.

15 слайд

Описание слайда:

Такой ребенок учится ходить, чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой.

16 слайд

Описание слайда:

Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения с взрослыми: – бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого; – уметь перешагивать и перелезать через препятствия; – пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки); – ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика; – залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол; – кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола; – катать машину по полу, тянуть ее за веревочку; – прыгать на пружинном матрасике или диване; – ходить по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);

17 слайд

Описание слайда:

– качаться на кресле-качалке, на качелях; – совершать совместные наклоны (малыш сидит на иолу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад); – катание на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и качает по комнате); – катание на спине (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате); – катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого); – игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками); – игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).

18 слайд

Описание слайда:

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка ушинский

19 слайд

Описание слайда:

Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться настоящим предметным действиям – действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.д.). Учится правильно держать предмет и действовать с ним. Усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций.

20 слайд

Описание слайда:

Методы и методики для сенсорного развития детей со сложными нарушениями развития Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету – складывает и убирает зонтик. Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать. Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием. Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана. Колокольчик. Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.

21 слайд

Описание слайда:

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными – убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты.

22 слайд

Описание слайда:

Если развитие такого ребенка идет нормально, то к концу второго – началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями: 1) самостоятельно и уверенно ходить; 2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение); 3) держать чашку за ручку и пить из нее; 4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку); 5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги); 6) знать свое место за столом во время еды; 7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке; 8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому; 9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван; 10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет; 11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

23 слайд

Описание слайда:

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом: 1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами; 2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.); 3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким; 4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми; 5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.

24 слайд

Описание слайда:

Заключение В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована. В заключении следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

25 слайд

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-315717

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник