Семья и развитие личности ребенка презентация
Слайд 1
«Южный Федеральный Университет» Факультет Педагогики и Практической Психологии «Влияние семьи на развитие личности ребёнка» Выполнила: студентка 2 курса ОЗО группа №24 Погодина С.В. г.Ростов -на-Дону 2014г.
Слайд 2
Погодина Светлана Васильевна учитель начальных классов, руководитель отряда ЮИД «Перекрёсток семи дорог», вожатая МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района
Слайд 3
Эпиграф «Л юбовь это – самое главное в воспитании ребенка, независимо от того , какой это ребенок » Э.Э . Мильсен
Слайд 4
Принципы при общении с ребёнком: 1.Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию. 2.Конгруэнтность – адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему. 3.Безусловная любовь (со стороны родителей).
Слайд 5
Типы семейных отношений Диктат – преимущественно взрослыми (насилие, приказ, жесткий авторитаризм). Опека – когда родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка. «Невмешательство » – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования взрослых от детей. Сотрудничество – опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами в совместной деятельности. Эмоциональное отвержение. Эмоциональное потворство.
Слайд 6
Роль родительских отношений в развитии личности ребенка 1.Отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие. 2.Обмен информацией между родителями. 3..Духовный контакт в воспитании детей.
Слайд 7
Влияние семьи на социальную зрелость ребёнка 1.Создает атмосферу душевного комфорта, защищенности и уверенности в себе. 2.Учит правильно относится к взрослым, сверстникам и маленьким детям. 3.Правильно реагировать в нестандартных ситуациях.
Слайд 8
Основные типы детско-родительских отношений Авторитарный тип В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
Слайд 9
При таком стиле детско-родительских отношений: · ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле; · у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка; · ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
Слайд 10
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок: · при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей; · вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем; · став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным
Слайд 11
Гиперопекающий тип Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
Слайд 12
При таком стиле детско-родительских отношений: · у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу; · они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям; · до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
Слайд 13
В дальнейшем это может привести к тому, что: · ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье; · он станет инфантильно-потребительски относиться к миру; · будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет; · ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Слайд 14
Гипоопекающий тип Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
Слайд 15
При таком стиле детско-родительских отношений: · родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка; · ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно. Однако в дальнейшем: · отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других; · отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Слайд 16
Демократический тип Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
Слайд 17
При таком виде детско-родительских отношений: · жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком; · отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори; · родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Слайд 18
Однако в дальнейшем ребенок: · вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям; · осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения; · приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Слайд 19
Заключение Главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.
Слайд 20
Литература 1 . Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. 3 .Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики , 2001 4 .Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА Макарова И. А. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Слайд 2
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью .
Слайд 3
Виды семейных отношений: Социально-биологические. Хозяйственно-экономические Правовые Нравственные Психологические Педагогические Эстетические
Слайд 4
Функции семьи: воспитательная х озяйственно-бытовая эмоциональная д уховного общения п ервичного социального контроля с ексуально-эротическая репродуктивная
Слайд 5
Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.
Слайд 6
Факторы, определяющие тип семейного воспитания: На выбор типа семейного воспитания оказывают влияние такие факторы как: генетические особенности ребёнка и родителей и их совместимость традиции, на которых воспитывались сами родители научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка образовательный уровень родителей
Слайд 7
Типы семейного воспитания: 1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. 2) п отворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. 1) скрытая гипопротекция , когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным
Слайд 8
2. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка. 3 . Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. 4. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу«ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.
Слайд 9
5. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. 6. Эмоциональное отвержение . Проявляется в подчеркнутой заботе и утрированном внимание родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. 7 . Жестокое отношение. С уровые расправы за мелкие проступки или непослушание.
Слайд 10
8. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. 9. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. 10 . Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).
Слайд 11
Влияние Конфликтов на развитие ребенка раннего возраста: Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций Уход от проблемы Мир любой ценой Победа любой ценой Продуктивный (компромиссный вариант). Продуктивный (компромиссный вариант) предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
Слайд 12
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Слайд 13
1. Принимать активное участие в жизни семьи 2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; – Уважать право ребенка на собственное мнение; 6. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 7. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Слайд 14
Система работы с родителями в образовательном учреждении. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребенка. В современных условиях актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение , сотворчество детского сада и семьи в воспитании детей.
Слайд 15
Из чего складываются сотрудничество с родителями: Установление доброжелательных отношений с родителями. Помним, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире. Определяемся в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы. Постоянно информируем родителей о процессе воспитания, успехах, продвижении в развитие ребенка. Выделяем причины дезадаптации ребенка и совместно с родителями пытаемся их устранить. Организовываем педагогическое просвещение родителей, стремимся к повышению их педагогической культуре. Привлекаем родителей к участию с детьми в совместной деятельности.
Слайд 16
Задача воспитателя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в учреждении воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи образовательному учреждению.
Слайд 17
Таким образом, анализируя роль семьи в воспитании ребенка, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Влияние семьи на становление личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
3 слайд
Описание слайда:
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей Статья 65. Осуществление родительских прав. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Сефербекова Р.Ш.
4 слайд
Описание слайда:
Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
5 слайд
Описание слайда:
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах Ответственность по данной статье несут родители.
6 слайд
Описание слайда:
«Моя семья» Семья –группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе (толковый словарь Д.Н.Ушакова)
7 слайд
Описание слайда:
Cемья – это определенный морально- психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
“Ребёнок учиться тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтоб не каяться потом .” Себастьян Брант.
10 слайд
Описание слайда:
«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко)
11 слайд
Описание слайда:
«Если задаться целью помочь детям стать гармоничными, этически и социально Полноценными людьми, то недостаточно быть только последовательным в воспитании. В первую очередь требуется любовь и это – самое главное в воспитании ребенка, независимо от того , какой это ребенок» Э.Э. Мильсен
12 слайд
Описание слайда:
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». В. А. Сухомлинский
13 слайд
Описание слайда:
«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родителей!» Н.И. Новиков
14 слайд
Описание слайда:
Игра “Закончи предложение”. 1. Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть). 2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным). 3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины). 4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других). 5. Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным). 6. Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым). 7. Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей). 8. Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя). 9. Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым). 10. Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).
16 слайд
Описание слайда:
Семейные ценности В ЗАИМО выручка понимание уважение любовь согласие
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Анкета «Ребенок и его семья» 1. Меня почти во всем поддерживают. 2. У нас бывают разногласия, даже ссоры. 3. Мне бывает трудно дома. 4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе. 5. Меня во многом ограничивают. 6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами. 7. Мне дают карманные деньги. 8. У нас дома бывают одноклассники, друзья. 9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности. 10. Родители заняты только собой. Варианты ответов: * практически всегда; * иногда; * почти никогда
19 слайд
Описание слайда:
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, доверия к миру.
20 слайд
Описание слайда:
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
21 слайд
Описание слайда:
Счастье, добро, любовь, вера, понимание –вот это семья. Семья –это все что у меня есть. И самое хорошее, что может быть в жизни каждого человека. Я очень люблю свою семью. Счастливая семья – это та семья, в которой никогда нет ссор, а всегда царит любовь и дружба. У меня самая счастливая семья, потому что каждый день я вижу своих родных. Семья – это несколько человек, которые уважают и любят друг друга. Семья – это самое святое на свете. Я очень сильно люблю свою семью. Семья –это круг друзей, где тебя все понимают, любят и уважают. И ты должен отплатить им своей любовью. В семье всегда тебя поймут и простят.
22 слайд
Описание слайда:
Родители несут персональную ответственность за воспитание своего ребенка. Воспитание есть формирование (выращивание) социально ценных мотивов, которые в совокупности образуют потребностно – мотивационно – смысловую сферу человека. В ребенке нет «генов преступности». Человек от рождения – существо социальное, т.е. «заряжен» на добро, мир, сотрудничество. Что же такое воспитание?
23 слайд
Описание слайда:
Развитие человека осуществляется в двух относительно противоположных направлениях: социализация – быть «как все», и индивидуализация – стать «самим собой», не стать «как все».
24 слайд
Описание слайда:
В процессе воспитания ребенка необходимо развивать положительные черты характера и особые таланты, способности и одаренности ребенка. Дети с благоприятной комбинацией интеллекта, творческой способностью и мотивацией имеют предпосылки для больших достижений в одной или нескольких областях.
25 слайд
Описание слайда:
Разновидности уродливой любви
26 слайд
Описание слайда:
Любовь умиления Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребенок не знает понятия: «можно», «нельзя», «надо».
27 слайд
Описание слайда:
любовь откупа. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и в человечность.
28 слайд
Описание слайда:
Деспотическая любовь. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.
29 слайд
Описание слайда:
Как воспитывать? Единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку. Значимость похвалы для ребенка. Трудовое участие каждого члена семьи Разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Не унижать, не оскорблять, давать право на ошибку и ее исправление.
30 слайд
Описание слайда:
Конфликты. Я, думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не бывает. Но в одних семьях конфликты и решаются благополучно . А в других – они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителей. Причины конфликтов разные: много смотрит телевизор, поздно ложится спать, гуляет допоздна, ругается, ничего не хочет делать вместе с семьёй, курит и т.д. Правильно выйти из конфликта.
31 слайд
Описание слайда:
Подростки Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертатна, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинэйджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.
32 слайд
Описание слайда:
Вот ошибки, которые вы должны избегать, когда ваш ребенок становится подростком: ошибка. Не слушать и не понимать! ошибка. Избегать деликатных тем, как алкоголь и наркотики. ошибка. Всегда ожидать худшего. ошибка. Избавить подростка от обязанностей. ошибка. Непоколебимые запреты. ошибка. Вы слишком строги! ошибка. В битве за превосходство. ошибка. Неуважение к его увлечениям и интересам. В семье необходимо исключить такие раздражители из жизни ребенка: чрезмерная роскошь, ужасающая нищета и антисанитария, беспорядочная еда, табак, алкоголь.
33 слайд