Семья ее влияние на развитие ребенка функции семьи

Семья ее влияние на развитие ребенка функции семьи thumbnail

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья – уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, – базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, – той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку – та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная – аномальная семья»;

«идеальная – реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Читайте также:  Ребенок 4 года норма развития это

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак – культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

•Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

•Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

•Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

•Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.

Воспитание    в    семье    отличается   глубоким    эмоциональным,    интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло – одно из условий счастливого детства.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку»).

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .

Выражение «Дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те, духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Читайте также:  Сензитивный период развития в жизни ребенка

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа – шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Итак, семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью:   она   появляется   и   укрепляется   с   рождением   детей.    В   Воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям   человечества,   с   поддержанием   его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи, в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Источник

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.

Проанализировав работы Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гаврова (4), А.Г. Харчева (34),  Л.Б. Шнейдер (36) и других, можно сформулировать следующее рабочее определение семьи: это исторически обусловленная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, которые связаны между собой брачными и/или родительскими отношениями, общим бытом, эмоциональной поддержкой, ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения.

В этом определении подчеркивается именно воспитательное значение семьи, важность этой ее задачи для личности каждого человека и для общества в целом.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (38) выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, которую мы рассмотрим несколько подробнее. Воспитательная функция семьи заключается в необходимости удовлетворения потребностей взрослых людей в позициях отцовства и материнства, в контактах с детьми, в передаче и знаний и опыта, в возможности родителей «реализоваться» в детях.  В свою очередь, эта функция удовлетворяет потребность детей в любви и заботе, в социализации и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.

Структура семьи, по определению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (38). Они предлагают выделить два типа семей в соответствии с их структурой. В семьях первого типа (авторитарная семья) власть сосредоточена в руках одного члена семьи, а все остальные ему подчиняются. В семьях второго типа (демократическая семья) присутствует равноправие.

С. Минухин и Ч. Фишман (20) предлагают несколько иной взгляд на структуру семьи, используя предложенный А. Кестлером термин «холон» для описания семьи как  одновременно и части, и целого. В семейном холоне образуется три соединения: супружеское, родительское и возрастное (братско-сестринское). В рамках данной работы нас в наибольшей мере интересует родительский холон.

Взаимодействия внутри родительского холона включают семейное воспитание ребенка, где он обучается наиболее эффективным способам коммуникации. Его чувство адекватности формируется в зависимости от того, как старшие реагируют на него, он узнает, какое поведение вознаграждается и какое не поощряется. И, наконец, в родительской подсистеме ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и переговоров. Родительский холон может быть разнообразным по составу. Он может включать, например, дедушку или тетю, или, наоборот, исключать кого-либо (например, одного из родителей). По мере роста ребенка и по мере изменения его потребностей родительская подсистема должна меняться, обеспечивая тем самым гармоничные отношения в семье.

Таким образом, следует отметить, что семья является основным институтом воспитания.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  Отношения между людьми в семье наиболее глубокие и прочные. По мнению Ю.В. Шилова, можно выделить 4 типа отношений в семье:

  • психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения;
  • психологические, включают открытость, доверие, заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
  • социальные, содержат распределение ролей, материальную зависимость, а также статусные отношения;
  • культурные – это внутрисемейные связи и отношения, обусловленные обычаями, традициями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), внутри которой данная семья возникла и существует (35).  
Читайте также:  Нарушения в развитии маленького ребенка

На семейное воспитание детей оказывает влияние вся эта сложная система отношений.

По определению Е.Г. Силяевой (28), факторы семейного воспитания – это те базовые условия, движущие илы, которые способствуют возникновению процессов развития и изменения личности ребенка. Можно разделить эти факторы на две группы: объективные и субъективные.

В группу объективных факторов семейного воспитания включаются следующие: экологические условия жизни семьи, качество которых отражается на здоровье и физическом росте ребенка;  место проживания семьи в территориальном и социокультурном контексте; этническая принадлежность семьи, оказывающая влияние на способы и характер взаимоотношений родителей и детей, обычаи и традиции воспитания, которых придерживаются член семьи; материальные и статусные условия жизни семьи, которые способствуют удовлетворению бытовых и социальных потребностей ее членов.

В группу субъективных факторов семейного воспитания включаются следующие: порядок рождения и ролевая позиция в семье (старший, средний, младший, единственный ребенок); структура семьи; степень близости контактов с родственниками, в том числе со старшими членами семьи, что создает психологическую защищенность, связь поколений, передается опыт, формируются семейные традиции; формы общения в семье в свободное время, способы проведения досуга определяют степень общительности ребенка, развитие его умения выстраивать контакты с другими людьми; социально-психологический климат в семье; прошлый опыт детства самих родителей, их общение со своими родителями; формы и виды деятельности, в том числе профессиональная, учебная деятельность родителей.

Таким образом, анализ факторов семейного воспитания указывает на то, что на ребенка большое влияние оказывают и место проживания, и статус семьи, и стиль общения членов семьи между собой, и климат в семье, и формы деятельности, характерные для семьи, т.е. весь комплекс условий ее существования.

Основная задача семьи, по мнению Г.М. Андреевой, – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Этот процесс носит двусторонний характер: с одной стороны, происходит усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, этот опыт только тогда становится значимым для человека, когда он преобразуется в его собственные ценности и установки (2).

В.Н. Мясищев указывал на то, что ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с социальными, этническими и бытовыми отношениями, поэтому они играют особую роль в формировании личности ребенка (21).

По мнению В.Я. Титаренко, ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи (33).

Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. При этом, как считает Э. Эриксон, наиболее важным обстоятельством для  психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, то есть глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникающими в результате слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Совокупность этих духовных ценностей составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности (39).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 352 с.

20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.

33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. 351 с.
34. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. 220 с.
35. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 416 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. 512 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

Источник