Семиотика физического развития ребенка

Семиотика физического развития ребенка thumbnail
Семиотика физического развития ребенка

:

Семиотика физического развития ребенка

!

-(3434)-(809)-(7483)-(1457) -(14632) -(1363)-(913)-(1438)-(451)-(1065)-(47672) -(912)-(14524) -(4268)-(17799)-(1338)-(13644)-(11121)-(55)-(373)-(8427)-(374)-(1642)-(23702)-(16968)-(1700)-(12668)-(24684)-(15423)-(506)-(11852) -(3308)-(5571)-(1312)-(7869)-(5454)-(1369)-(2801)-(97182)-(8706)-(18388)-(3217)-(10668) -(299)-(6455)-(42831)-(4793)-(5050)-(2929)-(1568)-(3942)-(17015)-(26596)-(22929)-(12095)-(9961)-(8441)-(4623)-(12629)-(1492) -(1748)

Семиотика физического развития ребенка

!

.

, . 1 0,06 2 , 0,02 2.

:

0,2 2

2 . 0,25 ; 12 . 0,45; 3 0,64; 6 0,8; 9 1;, 12 1,3; 14 1,5 2.

:

0 9 , .. 0,45 2., – 0,02 2, + 0,06 2.

1500 10 : S= (4+7)÷(+90)

. 0,25 , 1 .

: 5 , 20 .

S=(204+7) ÷ 20+90 = 0,79

9 : S= (n-1)÷10.

.

, . . :

1. . , , . ( ). .

2. , , . (), , .

3. , , , . . , – .

4. . : , , .

5. , . -, .

1 .

( nannos ). , (130 , 120 ). 5-6 . : ; . . ., ; . . .

: ) . . . ) . , . ) ( , ) .

( . Gigas ) ( 190 ), . , 9-10 . , . , , . , , . : ( , , ) .

2

( . trohe + ) , . , , – 60 . :

1) ()

2) ( )

3) ( )

4) ( , , , ..)

5)

.

1 – 10-20%, -0,5 1,5 σ; 25 10. 10-15

2 20-30% -1,5 2σ; 10 3. 0-10.

3 30% 2 σ; 3.

, – ( , , ), , , .

, . , . :

1)

2) ( )

3)

– : – . — .

Семиотика физического развития ребенка

, , ( 10%, 1-2 ). .

– . . , , – . – .

. , . . , , . , , , , . , ( , , , .), – . , , , , , . , . , . .

● ( 33,5 ) 710- , 5- 1012- . . 4 . ( 5054 ) 1 – 25 (1617 6 8 6 ).

● 2- : 2,5 , 1012 . 3, 4 5- 2 68 . .

● 5- 10- ( ) 56 . 33,5 .

● . 10 12 . 1315 . 2025 , 10 . 12 , , 13 ; 8 . , 18 .

, , . .

() : 15 2575- .

: -2, -38, 105- , 10 %.

: -3S 5- .

, : 238, 9097- .

, : 38, 97- .

, , , , .

II. – . , .

, ( , , ), (, ), ( ), (, ) . , , , . , .

, . , 2 % , . () . , . , , , 34 . 45- (56 ), , , . ( 2 ) . : , , 24 . ( ) . , .

, 80 % .

. . , 34 24 . , , , . . , .

(, ) . . . . , , , . . , . ( -, ., (, , , ), .).

– , , , – , 5- ; . , .

( ) , , , , , , , ; .

. ( 45,) 142145 , ( 45,/46,) . , 23- . 23 . , , 11 12 , – . , . : , , , , , , . – ( , , ), . 16 % X . , .

, -, , , (, , , ). , , .

. , . , , , , , .

, . , . , , .

(-, –, -, , (70 %); , , , ).

:

: .

. . :

( , ).

, , , – .

, . , ( ). . . – . , – .

2 :

1.

2.

. . ( ), . ( ) . ( , ). :

1. , .

2. .

.

. :

1.

2. , .

, – , , , .

: , . , .

. , , .

:

. . , .

, -, . , , .

. . , .

, . .

, .

. ( )

1. (- )

2. ,

3. : , , .

4. ( , , .)

5. (, , .)

6.

7. (. )

8 9 .

. ( ). – , . :

1. : . : , –, , (, ), : , .

2. . : . , , , ; . ; . (, );

: , 2-4 ( – ?). . :

4-5% . ( , ).

94-96% – . .

. , .

, . , : , , .

( ). :

1. .

2.

3. ( , 2-4 .

4. , .

5. , . .

6. .

, , . – , – , . , – – , 96% .

.

1. : , . () (, ) , . 10 / , 10 / – .

2. ex juvantibus . ). , .

3. :

( )

:

– , .

1. – . 0.1-0.2 ./ , 3- . 1 , 3 – . .

, , , ( , , ). , , .

– . , . , 0.06 / (). , -. . : (, , ) 3 . – . – , . , , , .

, 1.5 ( ). – , .

. 1902 . , , (25-30 ) . .

: -, – .

, , – , . , , ( ), . . . – , , ( , ).

:

( ).

, . .

.

. 2 :

, , , .

, , ( – ).

:

– , – . : – – – fossa canina . – . : . : – .

, , , ( , . , , , , . , , ).

()

()

,

.

.

1. ( 2.2 /)

2. 1.6 /

3. QT

4. .

:

1.

2.

3.

4. ( )

5.

1. 3-4 /

2. 2 300-400 2 : 1 50 . /, 75-125 . /.

3. 1-2 /. 10% 1 /, 10 .

. – 2 – .

:

1. ( )

2. (, , ).

, , , .. , . . .

, , .

, , .

: 2014-01-07; : 3261; ?; !

! ? |

:

:

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Карцева Т.В., Дерягина Л.П.,

Тимофеева Е.П.

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Авторы и составители учебно-методического пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Лопушинский Алексей Болиславович – доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ

Рекомендовано цикловой методической комиссией НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2008 г.)

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Содержание

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2

II ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Закономерности физического развития детей………………………………..2

2. Факторы, определяющие рост…………………………………………………4

3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………………..….……..8

4.Методы определения физического развития……………………….………..10

5. Соматоскопия…………………..

6. Методика антропометрических исследований………………….………….12

6. Оценка физического развития детей…………………………….…………..17

7. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….20

III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Формирование пола………………………………………………….……….41

2. Гормональная регуляция………………………………………………….….43

3. Половое развитие мальчиков………………………………………….……..44

4. Половое развитие девочек…………………………………………..….…….47

5. Методика исследования полового развития…………………………………50

6. Оценка полового развития……………………………………………….…..54

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70

Предисловие

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

  • Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

  • Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

  • Пропорции тела.

  • Сроки полового созревания.

  • Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

  • Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

  • Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

  • Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

  • Основные закономерности роста и развития детей.

  • Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

  • Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

  • Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

  • Оценивать тип телосложения, тип конституции.

  • Оценивать биологическую зрелость.

  • Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

, , , , , , , , . , , , , ” () “. . , , , . . , , .

. , .

, . .

, , . .

. , (, , .). . , , . 1- , , . , .

“” , . . , , – . , , , , . , ( , , , .), – . , , , , , . , . , “”. .

( 3-3,5 ) 7-10- , 5- 10-12- . . ± 4 . ( 50-54 ) 1 – 25 (16-17 6 8 6 ).

2- : 2,5 , 10-12 . 3, 4 5- 2 6-8 . .

5- – ( ) 5-6 . 3-3,5 .

. 10 12 . 13-15 . 20-25 , 10 . 1-2 , , 13 ; 8 . , 18 .

, , . .

() : ±15 25-75- .

: -2, -38, 10-5- , 10%.

: -3S 5- .

, : 2-38, 90-97- .

, : 38, 97- .

, , , , .

: 3% . 8,5% . , – , , .

3-10

10-25

25-75

75-90

90-97

97-90

, –(- 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

90-75

, (” 1- 🙂

, ( 1- )

, ( 1- )

, ( 1- )

, ( 1- )

75-25

,

,

,

,

,

25-10

, ( 1 – 😉

, ( 1- )

, ( 1- )

, ( 1- )

, ( 1- )

10-3

j

, –( 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

, ( 2- )

– .

. . , (, , , , .) . – (, , ). – , 191 17- . 85% 26% – . : . , , .

. . , , . — () – (). (, , .). , , , , – .

, . , – , . ( ), , , , . .

(-1, -2), . , . – . 6 . -3, 90% . -1 -3 .

– , , , . ; .

. () , . , , .

, , , , – .

, , . , . , . , .

, , . , .

, , .

– () (-). . , . 1 10-15 . , 2-4 , . , , . .

. , . 120 130 . . 2- . , 4 2-3 . . ( -). . () , : , , , , , . .

() . : – . : , . . , , , . , – . — ( , ) : – , , , , . – , ( X, , , ). , , , , , . , -, . , , , , . , , . . , . , .

, , , – . , , . .

. , : , ( – 125 , – 145 ), , 2-4 , , , , . , , . . : , .

10% . .

. (, ).

() . , , , . , , , . , . , , .

– – . . . ( -1), . , . – , .

, .

( ) (, , ). , , – ( ) ( ) . . , , (, –), . , , . , – . , -1. , . . – ; , .

, (- ) . . ( ) ( ).

( ) . . , , – . – , 3-4 , , , , 1, 4, 5- , 1- 5- ; , . . , . , .

. , .

, ( , , ), (, ), ( ), (, ) . , , , . , .

– , .

– – , 2% , .

() . , . , , , 3-4 . 4-5- (5-6 ), , , . ( 2 ) . : , , 2-4 . ( ) . , .

, 80% .

. . , 3-4 2-4 . , , , . . , .

(, ) . . . . , , , . . , . – ( -, ., (, , , ), ” ” .).

– , , , – , 5- ; . , .

( “”) , , , , , , , ; .

– . ( 45,) 142-145 , ( 45,/46,) . , 2-3- . 2-3 . , , 11 – 12 , – – . , . : , , , , , , . – ( , , -), . 16% X . , .

, -, , , (, , , ). , , .

. , . , –, , , , , .

, . , . , , .

(-, –, – -, , (70%); , , , ).

. 80. – , -1 (-) -3, . , 20 . , . ( -1 -3 , -1 ).

-II-

-II-

-II-

-II-

__ II __

-II-

-II-

-II-

-II-

,

-II-

-II-

. .

10 / , .

() . 10 /, 30 /. , , , . : , , , .

. , 20 , . 45-90 . .

(. 81). : 4 ; SDS ( 50- ) 25; 2 . (L-, , , ). . 7-10 / , . . , .

– , . – . – ,

. – , , .

,

0,5 /, 5- 10%,

30,60,90, 120

L-

0,5 /1 ,73 2 (125 < 10 , 250 10 – 30 , 500 > 30 )

30,60,90, 120

0,1 – 0,15 /2 ( 0,15 )

90

0,05-0,10 /

45, 60, 90

, – [ , , -1 . , – ( 6 ), .

– (-1)

()

(/)

(/)

0,08-1,1

0,11-2,2

3-6

0,12-1,6

0,18-2,4

6-11

0,22-2,8

0,41-4,5

11-13

0,28-3,7

0,99-6,8

13-15

0,9-5,6

1,2-5,9

15-18

0,91-3,1

0,71-4,1

18-64

0,34-1,9

0,45-2,3

– ( , + + + ). 11.

Семиотика физического развития ребенка

, , . .

, , . , . , .

, ; , .

, , , , .

– (, ), – . , . , , , , .

. , . ; .

, , .

() , – . , , , -.

, 5 . 250 .

( ) , , .

, () , .

– (47,XXY, 48,XXYY, 48,XXXY .). , , . . , ., (50% ). , , – ( -, ).

, , , – ; .

( ) , , , . 90- , . , 1 97- . 4-5 , . . – . , , , , , , . , , . , , , . . .

Семиотика физического развития ребенка

, :

1) ;

2) ;

3) ;

4) : – , , , , ;

5) ( );

6) ( );

7) ;

8) : ; ; , ;

9) : ; ; , ;

10) ;

11) – – , , , , ;

12) – , , .

6-

.

,

,

– –

()

t

t

4-4-

4-

4

+ –

D

t

,1

,1

H,t

H,t

4.

4.* i”

i

I 1

-I 4-

H

+ +

+ +

+ +

+ +

+

+ +

+ +

+ +

+ +

+

+ +

+ +

+ +

+ +

+

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+

+

+

+

Источник

Возраст и возрастная периодизация в педиатрии

Онтогенез человека подразделяется на несколько этапов или «эпох», важнейшими из которых являются три: подготовительный (предконцепционныи период – формирование наследственности, соматического и репродуктивного здоровья биологически родителей), внутриутробное развитие (зародышевый , эмбриональный, ранний и поздний фетальный и иптранатльный периоды) и постнальное paзвитие или собственно детство.

К настоящему временив соответствии с отечественными

paзработками и рекомендациями экспертов ВОЗ в педиатрии выделяют следующие возрастные периоды:

  • Период новорожденности 1-28 дней.
  • Период грудного возраста (младенческий, pанний ясельный) с 29 дня до 12 мес.
  • Период раннего детства (поздний ясельный, преддошкольный, период молочных зубов) с 1 года до 3-х лет.
  • Дошкольный возраст (период первого детства) с 3-х до 7 лет
  • Младший школьный возраста (период второго детства, отрочество): мальчики с 7 до 13 лет, девочки с 7 до 12 лет
  • Период подрост0ковый ( средний школьный, препубертатный): мальчики с 13 до 16 лет, девочки с 12 до 15 лет.
  • Период юношеского возраста (старший школьный, пубертатный период, период полового созревания): юноши с 17 до 21 года, девушки с 16 до 20 лет.

Постнатальное развитие, в свою очередь, так же делится на несколько периодов детского возраста

  • Boзрастной период – это время, необходимое для достижения определенного уровня морфофункционального развития, готовности к той или иной деятельности.
  • В педиатрии классификация возрастных периодов развития впервые была предложена в 1906 году Николаем Петровичем Гундобинным (1860-1906).
  • В дальнейшем она имела много модификаций.

Физическое развитие это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка и определяющих запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.

Физическое развитие является важнейшим интегральным признаком адекватности роста и развития условиям внешней среды.

Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка.

I. Динамика физического развития плода

  • Внутриутробное развитие человека (гестационный период) продолжается с момента зачатия до рождения (перевязки и пересечения пуповины).
  • Физиологический срок гестационного периода составляет в среднем 280 дней (с индивидуальнными колебаниями от 270 до 290дней) или 10 лунных месяцев. 1 лунный месяц = 28 дням или 4-м неделям.
  • Счет ведется oт первого дня последнего перед беременностью менструального цикла матери.
  • Роды, наступившие по истечении нормального срока этого периода (не раньше и не позже), считаются срочными, то есть наступившими в срок.

Примечание:

В акушерской практике продолжительность нормальной беременности исчисляется “лунными месяцами» и составляет 10 лунных месяцев или 40недель (38- 41, 5 недели): 1 месяц – 4 недели; 2 месяца – 8 недель; 3 месяца -12 недель; 4 месяца – 16 недель; 5 месяцев – 20 недель, 6 месяцев -24 недели; 7 месяцев -28 недель; 8 месяцев -32 недели; 9 месяцев-36 недель; 10 месяцев – 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. По расчет длительность беременности по солнечным месяцам неточен и в акушерской практике не применяется.

  • Рост плода регулируется; маточным кровотоком, объёмом плацентарной перфузии, плацентарным гормоноподобным фактором роста, хорионическим соматомаммотропином.
  • Гормоны роста и тиреоидные гормоны самого плода на его рост практически не влияют (например, при анэнцефалии рост плода практически не нарушается).
  • Длина тела эмбриона/плода в первые 5 лунных месяцев внутриутробного развития равна сроку гестации, возведенному в квадрат: в 1 месяц -1см в 2 месяца 4 см, в 3 месяца 9 см, в 4 месяца -16 см и в 5 месяцев (20 недель) длина тела плода достигает 25см

В срок: гестации от -25 до, 40 недель:

  • Длина тела плода (см) = сроку гестации + 10;
  • В срок гестации 30 недель длина тела плода составляет 40 см, а масса 1300 г.
  • За каждую последующую неделю гестации масса плода увеличивается на 200 г, а длина тела на 1 см.
    • Таким образом, в 40 недель плод в среднем весит 3300-3500 г и имеет длину тела 50 см. Это средние массо-ростовые параметры доношенного новорожденного ребенка.
  • Окружность грудной клетки плода = сроку гестации – 7 и в 40 недель составляеет среднем 33см (32-34 см).
  • Окружность головы в срок гестации 34 недели = 32 см. На каждую недостающую до этого срока неделю вычитается 1 см, а на каждую последующую неделю прибавляется 0,5 см.
  • Таким образом, в 40 недель окружность головы плода = 32 + 0,5 х 6 = 35 см (34-36 см).

Регуляция постнатального роста и физического развития

  • • После рождения рост ребенка регулируется соматотропным гормоном гипофиза (СТГ- стимулируетх ондрогенез) и тиреоидными гормонами (стимулируют остеогенез).
  • Благодаря анаболическому действию СТГ стимулирует так же рост мышц и внутренних органов опосредованно через выработку инсулиноподобных ростовых факторов и транспортных белков.
  • В возрасте до 5 лет определяющую роль в
  • физическом развитии ребенка играет тироксин, а возрасте 3-11 лет – СТГ.
  • В пре- и пубертатном периодах на физическое развитие подростка оказывают влияние половые гормоны.
  • Андрогены усиливают развитие мышц, энхондральное окостенение и хондропластический рост кости.
  • В препубертатном периоде они обеспечивают «ростовой скачок», но в последующем способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом прекращают рост.
  • Генетические (семейно-наследственные) особенности начинают проявляться в физическом paзвити ребенка после 2-х лет. В возрасте с 2-х до 9 лет действует одна группа генов (первый сеченный фактор), а с 13 до 18 лет другая группа генов (второй сеченный фактор). Через эндокринно-гуморальные стимуляторы, белкн-носители, рецепторы к стимулирующим и тормозящим факторам роста они определяют темп и предел роста.

Семейно-наследственные факторы учитываются при прогнозировании окончательного роста ребенка:

1. Исходя из роста родителей рост ребенка к периоду его завершения будет составлять:

а) для мальчиков = (сумма роста матери и отца) : 2 +5 см.

б) для девочек = (сумма роста матери и отца): 2-5 см.

2. Формула Таннера: За исходное значение принимается рост ребенка в 3 года.

а) для мальчиков = 1,27 х рост в 3 года + 54.9

б) для девочек s 1,29 х рост в 3 года + 42,3

Для объективной оценки физического развития используются следующие показатели:

  1. Соматометрические (антропометрические):
  • длина и масса тела
  • окружность грудной клетки – до 3-х лет
  • окружность головы – до 3-х лет
  1. Соматоскопические:
  • состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры), жироотложение,
  • эластичность кожи,
  • биологический возраст (погодовая прибавка длины тела, «зубной возраст», степень полового созревания)
  1. Физиометрический (функциональные):
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
  • мышечная сила кистей рук (МСКР – ручная динамометрия)
  • физическая подготовленность (учитель физкультуры) показатели функциональных проб физическая работоспособность

Показатели физического развития новорожденного ребенка

  • Средняя масса тела доношенного здорового новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г. Масса тела мальчиков в среднем составляет 3500, девочек 3350.
  • Масса тела доношенного новорожденного ребенка в пределах 2500-3000г считается малой (маловесный ребенок), 4000 – 4500 крупный ребенок) и свыше 4500- гигантской (ребенок – гигант). С массой тела менее 2500 рождаются недоношенные дети или дети с задержкой внутриутробного развития.
  • После рождения первоначальная масса ребенка вначале уменьшается.

    Это – физиологическая убыль первоначальной массы тала. Основной ее причиной является отхождение первородного кала (мекония) и мочи. Имеют значение усыхание ocтатка пуповины, испарения жидкости при дыхании, а у некоторых детей – физиологическая рвота заглоченными околоплодными водами.

  • Физиологическая убыль первоначальной массы ребенка составляет в среднем 150-300 i (5 – 7% oт исходной массы). Максимально она выражена на 3-4 сутки после рождения. Затем масса тела ребенка начинает увеличиваться и восстанавливается до исходных показателей на 7-10 сутки после рождения.
  • Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка составляет 48-52 см(всреднем 50 см). В первые 2-3 су ток после рождения длина невырожденного может уменьшиться на 0.5 – 1 см да счет схождения родовом опухоли на голове.
  • О гармоничности физического развития новорожденного ребенка свидетельствует массово-ростовой индекс (МРИ – индекс Кетле 1 или индекс Typa). МРИ= -масса тела при рождении : рост при рождении. В норне МРИ = 60 – 70 г/см. Показатель МРИ ниже 60 r/cм является одним из признаков внутриутробной гипотрофии (нарушения физического развития плода).
  • Окружное головы доношенного:

    новорожденного ребенка составляет 34-36 см, а грудной клетки 32-34 см, т.е. окружность головы превышает окружность грудной клетки на 1-2 см.

Динамика физического развития детей первого года жизни

Динамика массы тела детей первого года жизни

  • За первый месяц после рождения (с учетом убыли первоначальной массы) масса увеличивается на 500-600 г, за второй и третий месяцы – по 800-1000 г.
  • Начиная с четвертого месяца ежемесячная прибавка массы в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий.

т,е: за 4-ый – 750 г., за 5-ый – 700 г., за 6-ой-650 Гза 7-ой -600г, за 8-ой-550 г., за 9-ый -500 г., за 10-ый-450 г., за 11-ый-400г., за 12-ый-350г.

  • В среднем за каждый месяц первого полугодия масса тела ребенка увеличивается на 800 г, второго полугодия
  • на 400 г.
  • Существуют формулы для ориентировочного расчета должной массы тела ребенка в каждый конкретный месяц:

а) для первого полугодия:

Масса должная = Массе при рождении +800 хп

б) для второго полугодия:

Масса должная = Массе при рождении +

(800 х6) + 400 х (п -в).

Более удобна для применения эта формула в преобразованном виде:

Масса должная = 8200 + 400 х (п -6)

где8200 г-средняя масса тела 6-месячного ребенка, а (п -6) – число месяцев cтаpше 6.

  • Масса тела при рождении удваивается к 4,5 месяцами утраивается году.
  • Общая прибавка массы за первый год жизни составляет 7 – 7,5 кг.
  • Опорными (ориентировочными) значениями должной массы детей первого года жизни являются: в 4,5 месяца – 6800 г; в 6 месяцев – 8200 г: в 9 месяцев – 9500 г: в 12 месяцев -10500 г.
  • Для маловесных детей (масса тела при рождении 2500 – 2999) за исходное при расчетах должной массы принимается 3000 г.
  • В любом случае при расчетах должной массы детей первых двух месяцев формулой лучше не пользоваться, а использовать конкретные должные прибавки массы (500-600 г и 800-1000 г)

Динамика роста детей первого жизни

  • За 1-ый, 2-oй и 3-ми месяцы первого года жизни (1-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастет на 3-3,5 см. Общая прибавка роста за этот период составляет 9-10,5 см.
  • За 4-ый, 5-ый и 6-oй месяцы (2-ой квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 2,5см. Общая прибавка роста за этот период составляет 7,5см.
  • За 7-ой 8-ой и 9-ый месяцы (3-ий квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1,5 см. Общая прибавка роста за этот месяц составляет 4,5 см.
  • За 10-ыи, 11-ый и 12-ып месяцы (4-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1 см.-3 см.
  • В целом за весь первый год жизни ребенок вырастает на 25-27 см и к году имеет рост 75-77 см.

РОСТО-BЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ(РВК)

  • РВК отражает пропорциональность и гармоничность физического развития ребенка первого года жизни.
  • Исчисляется путем деления прибавки массы за определенный период времени на прибавку роста за тот же период времени (не путать с МРИ новорожденного). В норме РВК равен 250-300г/см.

    Пример: Ребенок за третий месяц первого года жизни прибавил в массе на 800 г и вырос на 3 см. РВК = 800:3= 266г/см , что подтверждает гармоничность физического развития ребенка.

  • В целом зa первый год жизни окружность головы увеличивается на 11-12 см. а окружность грудной клетки на 12-14 см.
  • В возрасте 1-го года окружность грудной клетки в среднем составляет 46-47 см, т.е. уже окружность заказы 46-47 см, т.е. уже окружность грудной клетки на 1-2 см превышает окружность головы.

Динамика физического развития детей в возрасте старше одного года жизни

Динамика роста детей в возрасте старше года

– За 2-ой год жизни ребенок вырастает на 12-13 см и в 2 года имеет рост 87см. За 3-ий год рост увеличивается на 8 см (рост в 3 года 93см), за 4-ый на 7 см (рост в 4 года 100 см).

– Далее до 8-ми лет ежегодная прибавка роста составляет 7 см, после 8-ми лет – 5 см (исключая препубертатый скачок роста).

– Удвоение длины тела происходит к 4-м годам, утроение к 12 годам.

– Опорные точки роста:

  1. 4 года – 100 см. – 8 лет – 130 см.
  2. 12 лет- 150 см.

– Формулы для ориентировочного расчета должного роста к конкретному возрасту:

  1. Pост детей oт 4 до 8 лет = 130-7х (8-n), где 130 рост ребенка в 8 лет, 7 см -число лет прибавка роста с 4 до 8 лет, (8-n) моложе 8.
  2. Рост детей с 8 до 12 лет = 130 + 5 х (n – 8), где 130 рост ребенка в 8 лет, 5 см – ежегодная прибавка роста с 8 до 12 лет, (п – 8) – число лет старше 8.

Динамика массы тела детей в возрасте старше 1 года

До 10 лет ежегодная прибавка массы детей составляет 2 кг, старше 10 лет 4 кг (от 3 до 5).

Формулы ориентировочного расчета должной массы (М должн.) к конкретному возрасту:

  • М должн. 0т 1 до 10 лет = 10 + 2 n.
  • М должн. старше 10 лет = 3 x n + последняя цифра возраста.
  • М должн. старше 10 лет = 5n – 20.
  • М должн. старше 10 лет = 30 + 4 x(n – 10).

Примечание: 10 кг-масса тела ребенка в 1 год, 30 кг – масса тела ребенка 10 лет, n- возраст.

Динамика окружности головы и грудной клетки

  • Окружность гаю вы (в год она равна 46-47 см) до 5 лег увеличивается на 1 см, а старше 5 лет на 0,6 см в год и составляет в среднем в 5 лег 50-51 см, в 12 лет 55 см.
  • Окружность трудной клетки в возрасте до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год, а после 10 лет на 3 см в год н равна в среднем в 5 лет 55 см, в 10 лет 63 см, в 15 лет 75 см.

ВНИМАНИЕ!

При пользовании ориентировочными формулами расчета должной к конкретному

возрасту массы или должного роста необходимо помнить, что средние индивидуальные массо-ростовые показатели колеблются в пределах 5-7% выше и ниже полученных при расчетах цифр, что соответствует отклонению в одну сигму регрессии при популяционных статистических исследованиях.

Площадь поверхности тела

В педиатрии используется при расчете дозы некоторых медикаментозных препаратов

ФОРМУЛЫ (КВ.М.):

Поверхность тела = (4М + 7): (М + 90), где М – масса тела

  • В возрасте 1 года поверхноси, тела ребенка – 0,43 М2
  • Поверхность тела детей до 1 года = 0,43-0,02 x (12-n), т.е. на каждый недостающий до года месяц
  • Поверхность тело детей от 1 года до 9 лет = 0.43+(0.06 х n), т.е. на каждый последующий год жизни.
  • Т.о. в 9 лет она = 0,43+(0,06 х 9) = 0,43+0,54 = 0,97, в 10 лет -1, 03 м2
  • Поверхность тела детей от 10 до 17 лет = (n- 1):10 ( в 16 лет – 1,5 м2)

Oценка анторопметрических данных детей с помощью таблиц стандартов физического рaзвития

  • Более современным и000обным метолом оценки массо-ростовых показателей, окружности головы, грудной клетки и других цифровых антропометрических данных является использование таблиц стандартов физического развития, разработанных на основании обследования больших контингентов детей по региональному и возрастно-половому принципу.
  • Региональные таблицы стандартов физического развития детей в Ярославле пересматривались в 1997,2006 и в 2010 годах (В.П.Марутпков и соавт.).
  • Использование таблиц позволяет оценивать показалели физического развития не изолированно, а в сопоставлении и взаимосвязи друг с другом, что дает представление о гармоничности физического развития ребенка.

Формирование возрастных групп

  • Дети года жизни группируются повозрасту с интервалом в 1 месяц и переходной зоной ± 15 дней -от 16дея текущего до 15 дня последующего месяца.
  • В возрасте от 1-го года (12 месяцев) до 3 лет возрастные группы формируютя с интервалом в 3 месяца и переходной зоной ± 1,5 месяца.
  • B возрасте от 3 до 7 лет группы формируются с интервалом в 6 месяцев и переходной зоной ± 3 месяца.
  • В возрасте от 7 до 17 лет группы формируются с интервалом в год и переходной зоной ± 6 месяцев
  • Определяюсяследюующие параметры:

    M – средняя арифметическая величина;

    д (сигма) -среднее квадратическое отклонение;

    dr (сигма регрессии) – частная сигма, характеризующая величину индивидуaльного отклонения признака, сопряженного с другим.

    г – коэффициент корреляции, характеризующий связь двух или нескольких показателей

    Rу/x – коэффициент регрессии, характеризующий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу.

Алгоритм работы с таблицами стандартов физического развития

В первую очередь оценивается рост ребенка (вторая графа по вертикали). У здоровых детей возможны следующие индивидуальные варианты показателя роста (длины тела):

  • Рост средний (М ± 1 6г);
  • Рост выше сродного (М + от 1,1 до 2 5г);
  • Рост высокий (М + от 2Д до 3 or);
  • Рост ниже среднего (М – 01 1,1 до 2 ог);
  • Рост низкий (М – от 2Д до 3 г).

Показатель длины тела, выходящий за пределы ± Зог, свидетельствует о патологии роста:

Гигантизм- при значениях роста в пределах М + более 3 6г.

Нанизм- при значениях роста в пределах М – более 3 6г

  • Далее для конкретого показателя роста (по горизонтали) определяются величины массы тела, окружностей грудной клетки и головы.
  • В зависимости oт cooтветствия показателей массы тела росту обследуемого ребенка возможны следующие варианты физического разнития:

– Нормальное или гармоничное физическое развитие при значениях массы тела в пределах oт М+ I бг до М -1 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

– дефицит массы телаи / степени (физическое pазвитие дисгармоничное с дефицитом массы тела) при значениях массы в пределах М – 1, 1 до М – 2 бг при росьте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

– Дефицит массы тела 2 степени (физическое

– развитие резко дисгармоничное с дефицитом

– массы тела) при значениях массы в пределах М – 2,1 до М – 3 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего высоком или низком.

– – Избыток массы тела 1 степени (физическое развитие дисгармоничное с избыточной массой тела) при значениях массы в пределах М + 1,1 до М + 2 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

– Избыток массы тела 2 степени (физическое развитие резко дисгармоничное с избыточной массой тела) при значениях массы в пределах М + 2,1 до М +3 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего высоком или низком.

– NB! Перечисленные выше варианты физического развития детей фиксируются в медицинских документах ребенка, но не являются диагнозом. Cтепень как дефнцита, так и избытка массы тела по отношению к росту рассчитывается в процентах от должной по возрасту массы тела и, с учетом анамнеза и клинических симптомов, обосновывается диагноз дистрофии с дефицитом или избытком массы тела I.II или III степени (для детей до 3-х лет),истощения или ожирення I, II, III нлн IV степени (для детей старше 3-х лет).

Источник

Читайте также:  Как устранить недостатки в развитии речи ребенка