Семинар практикум для родителей развитие руки ребенка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болоховский центр образования №2» муниципального образования Киреевский район

Семинар – практикум для родителей

первой группы раннего возраста на тему:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

в домашних условиях»

Подготовила: воспитатели

Цуканова Т.Н.

2019г

Актуальность:

Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, мы выявили такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.

Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей к приобретению развивающих игр, но родители не знают, как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики руки в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

– показать различные игры, приемы, виды упражнений для развития мелкой моторики;

– изготовить совместно с родителями дидактическое пособие для детей «Кто что ест?»

Оборудование: На столах (стоят буквой «П») вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, заготовки к игре «Кто что ест?», «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками.

игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки), различные виды бус (для нанизывания), материал для массажа (массажные мячи, шишки сосновые, прищепки, грецкие орехи, шестигранные карандаши), ёмкости с горохом, пробками (игры в «прятки»). Кукла, материал для нанизывания бус.

Повестка дня:

1.Семинар практикум «Развиваем мелкую моторику в домашних условиях»

2.Разное.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Татьяна Николаевна.

Здравствуйте. Хочу сразу поблагодарить всех присутствующих за то, что нашли время собраться вместе .

Сегодня наша встреча будет необычная, она таиться в отгадке. Послушайте загадку и попробуйте её отгадать

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их… ПАЛЬЧИКИ

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о развитии мелкой моторики у детей.

Для начала хочу вам предложить «Ромашку желаний». Хочу спросить, чему бы вы хотели, чтобы научился ваш ребёнок в детском саду?

И самое главное, чтобы достичь желаемого, необходимо развивать мелкую моторику рук у детей и развивать речь.

Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полугодовалому.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Маленький ребёнок.… Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? ……..

Ответы родителей……

Это можно объяснить несколькими причинами:

– взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

– дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

– дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Развитие мелкой моторики руки в моей практике ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем

«Сорока-Ворона», «Ладушки, ладушки…».

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Если вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы раннего возраста .

Практическая часть:

Воспитатель: Марина Викторовна.

Хочу показать вам несколько пальчиковых игр и упражнений.

Поиграем вместе, на минутку побудем детьми, окунемся в прекрасное время – детство.

Вопрос к родителям:

Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры вместе:

«Ранняя весна»

Стало солнце пригревать

(Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки

(соединить кулачки)

Скоро выйдут из земли

(поднимаем руки)

Первые цветочки.

(Раскрываем пальцы в стороны)

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья.

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)

Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)

Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)

Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.

2.Обратите внимание на предметы, которые направлены на развитие мелкой моторики (пирамидки, вкладыши ,шнуровки, пазлы, мозаики, конструкторы и тд.), но мы хотим сегодня вас познакомить с играми из подручных материалов .

3. Предложить родителям придумать игру с макаронами.

4.Предложить родителям придумать игру с фасолью.

5.Предложить родителям придумать игру с крупами.

Игры с предметами домашнего обихода.

В какие же игры можно поиграть с ребенком дома? Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.

Несколько идей, как занять ребенка на кухне:

• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки) Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех».

• Тестопластика – это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.

• Рисование на муке – насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.

• Бусы из макарон. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.

• Веселые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

• Цветные резинки. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.

• Пуговицы Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.

•Бумажная пластика – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.

Если возникают затруднения, воспитатель помогает родителям.

6. Вы наверное немножечко устали сидя на стульчиках, предлагаем выйти на ковёр и сделать разминку:

«Наши ножки.»

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки,

Совсем не устают.

(Дети идут друг за другом, выставляют

ножки, делают «пружинку»)

Вот деточки попляшут

И ручками помашут,

(Делают руками «фонарики»)

Покружатся на месте,

Присядут, отдохнут.

(Кружатся, приседают)

7. Воспитатель предлагает посмотреть на образцы пособий с прищепками, раздаёт материал (картон, фломастеры, прищепки, ножницы), объясняет процесс изготовления.

Воспитатель благодарит родителей за работы.

8. Подведение итогов.

9. Разное.

10. Вручение грамот.

Заключительная часть. Рефлексия

– А теперь позвольте спросить:

– Что нового узнали на собрании?

– Какие выводы вы для себя сделали?

– Если у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье с детьми!

Источник

«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Масычева Мария Николаевна

Воспитатель дошкольных групп

МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева».

Основная часть.

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, компьютер, проектор, презентация к семинару, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики, «Листы обратной связи» на каждого родителя.

Подготовительная работа:

1. Изготовить приглашения на собрание для родителей.

2.Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.

3. Приготовить презентацию для родителей.

4. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

Участники:

• воспитатели;

• родители.

Ход мероприятия.

1. Организационная часть.

Уважаемые родители! Глядя на предложенный материал на ваших столах, Вы все догадались, какова тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

2.Основная часть.

И педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Это, в свою очередь, ведёт к трудностям в обучении в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему же ещё важно развивать мелкую моторику рук? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Чтобы лучше запомнить и прочувствовать на себе, все предлагаемые методы мы будем отрабатывать их на практике. Будем рады прислушаться к Вашим предложениям и идеям.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Капуста.

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам подборку пальчиковых игр для работы с детьми.

Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Упражнение с дыроколом.

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

2.Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.

3.Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.

Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

3.Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с пинцетом и пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация, лепка, рисование.

Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.

В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.

Рисование – одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Использование зубочистки.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

3 часть. Заключительная.

К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок (Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» (Приложение 4).

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.

Нам очень важно Ваше мнение, поэтому заполните, пожалуйста, «Лист обратной связи» (Приложение 3).

Большое спасибо за активное участие!

Приложение 1

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики ребенка»

(для определения уровня компетентности родителей

в вопросах развития мелкой моторики детей).

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка …………………………………………………………………………………

Ф.И.О. родителя ……………………………………………………………………………………………

2. Дата рождения ребёнка ……………………………………………………………………………….

3. Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка?

………………………………………………………………………………………………………………..

4. Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

………………………………………………………………………………………………………………..

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)

………………………………………………………………………………………………………………..

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем

она заключается?

………………………………………………………………………………………………………………..

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)

………………………………………………………………………………………………………………..

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

……………………………………………………………………………………………………………….

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете

ли вы, что означает данный диагноз)

………………………………………………………………………………………………………………..

10. Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома? (с какого возраста, как часто, что именно)

………………………………………………………………………………………………………………..

11. Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук» (нет, да, что означает данное понятие?)

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

12. Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики (необходимо,

не нужно, не играет роли)

……………………………………………………………………………………………………………………………………….. Дата ……………………………………… Подпись родителя:

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2.

Лист регистрации присутствующих на собрании родителей.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество.

Приложение 3.

Анкета обратной связи.

Уважаемый родитель!

С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями.

1. Важность темы (оцените по пятибалльной системе, нужное подчеркнуть). 5 4 3 2 1

2.Полезность и необходимость информации.

5 4 3 2 1

3.Практичность информации (можно применить в жизни). 5 4 3 2 1

4. Что на родительском собрании было для Вас

1) Самым полезным_______________________________________________

__________________________________________________________________

2) Самым бесполезным____________________________________________

__________________________________________________________________

3) Самым запоминающимся_____________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую информацию по теме «Развитие мелкой моторики» Вы хотели бы получить ещё? _____________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Что бы Вы хотели пожелать педагогам группы.____________________________________________________________

Большое спасибо!

Приложение 4.

Упражнения по развитию мелкой моторики

1.”Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

2.”Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

3.”Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

4.”Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

5.Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева»

Дошкольные группы

«РАЗВИТИЕ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

«Один родитель дороже тысячи учителей» (китайская пословица).

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Игры с пинцетом и пипеткой.

3.Игры с бусинами, макаронами.

4.Игры – шнуровки.

5.Аппликация, лепка, рисование.

6.Использование зубочистки.

7.Игры с пробками от бутылок.

8.Упражнение с дыроколом.

9.Игры с пуговицами.

10.Игры с сыпучими материалами.

11.Игры с прищепками.

12.Массаж и самомассаж кистей рук.

Источник