Семинар по раннему развитию ребенка

Семинар по раннему развитию ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»

Семинар-практикум для воспитателей:

«Игры-занятия с детьми раннего возраста».

Воспитатель:

Серпухова Ирина Викторовна

2019 год

Особенности развития детей раннего возраста.

Дети раннего возраста легко обучаемы, но одновременно им характерны неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и знаний. В связи с этим, в работе с детьми предусматривается повторение занятий, закрепление нового в самостоятельной деятельности.

Так же для детей раннего возраста характерно отсутствие сосредоточенности, высокая степень отвлекаемости, поэтому при проведении занятий недопустимы посторонние разговоры, передвижения по группе. Малышей невозможно заставить смотреть, слушать, запоминать, если им это не интересно. Поэтому занятия с малышами проводятся в игровой форме (игры-занятия). Широко применяются методы внезапного появления и исчезновения предметов, сюрпризные моменты.

Неустойчивость эмоционального состояния так же характерна для детей раннего возраста. Незначительные отклонения в режиме дня (не уложили вовремя спать), неправильная организация бодроствования (мало впечатлений; если ребенку скучно или он испытывает дефицит в общении с взрослыми), даже нахождение поблизости других детей приводят к срывам в настроении малышей: одни приходят в возбужденное состояние, другие-в подавленное, угнетенное.

Малыши эмоционально внушаемы, им легко передается настроение взрослого, других детей.

В возрасте 2-3 лет у детей еще не сформированы тормозные процессы. Если уж они начинают плакать, то уже ничего не видят, не слышат, хаотично двигают руками и ногами. Увлекшись ползанием, беспорядочной беготней, услышав запрет, они не могут сразу же прервать свою деятельность-им нужно какое-то время, чтобы перестроиться.

Дети испытывают потребность в движении, поэтому необходимо создать условия для ее удовлетворения ( подвижные и спортивные игры).

Описанные выше специфические особенности детей раннего возраста существенно усложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.

Педагог должен использовать все свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для детей; стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка.

Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира как можно шире и разнообразнее.

Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста.

-Индивидуальный подход.

-Искренность и доброжелательность.

-Эмоциональность.

В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им нужны зрительный контакт, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все то, что свидетельствует о личном внимании и персональном обращении взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

Необходимы искренность и доброжелательность в отношении с детьми, так как малыши очень чувствительны и ранимы, они быстро распознают ложь и равнодушие. Дети замыкаются, не доверяют и не идут на контакт с воспитателем.

Чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть, действия воспитателя должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью воспитатель может передать интерес к ней детям. Следует помнить, что педагог воспитывает не только словами, но и своими чувствами, действиями и поступками. Слова воспитателя должны иметь яркую интонационную окраску и сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Универсальным методом привлечения маленьких детей к какому-либо виду деятельности, как известно, является игра. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и физических усилий, и координации своих действий с другими участниками игры, и конечно же приносит эмоциональное удовлетворение.

При проведении занятий важно соблюдать некоторые принципы.

-Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки и т.д.), создавая с их помощью развернутую картину действий (сюжет) и конечный результат.

-Принцип поэтапности заключается в том, что что отработка какого-либо умения, навыка осваивается постепенно (от простого к сложному).

-Принцип цикличности также обусловлен этапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах (в 3-4 раз). Так как на третьем году жизни у ребенка постепенно формируется способность включаться в «рабочую» ситуацию.

-Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это способствует формированию умения переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует повторять более 2-3 раз. На каждом повторном занятии полезно частично усложнять программный материал.

Для того, чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, воспитатель должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Воспитатель становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства детей с воспитателем. Так как с поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: другой распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное-нет мамы рядом. Все это может вызвать у ребенка напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему.

Читайте также:  Принципы диагностики и коррекции развития ребенка

Как облегчить детям привыкание к новым условиям, помочь быстрее адаптироваться? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель-это позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей.

Эти игры помогут воспитателю завоевать симпатии, их доверие:

«Спектакль игрушек». C:UsersПитошкаDesktopммвМ М ВадаптацияАдаптация 2011IMG_1508.JPG

Особенности игры: эта игра-забава является с одной стороны увлекательным зрелищем для детей, а с другой-средством формирования эмоционально-нравственных основ поведения. Игрушки в руках воспитателя превращаются в персонажей спектакля, который сопровождается (доступными для детей раннего возраста) народными сказками, рассказами, стихотворениями и сценками из повседневной жизни. Дети с готовностью выполняют поручения и просьбы сказочных персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Игра объединяет детей общностью переживаний и сближает с взрослым, показывающим кукольный театр.

Игра: «Иди ко мне». C:UsersПитошкаDesktopммвМ М ВадаптацияАдаптация 2011IMG_1583.JPG

Особенности игры: предлагаемая игра проводится для дальнейшего сближения детей с воспитателем. В этой игре дети являются активными участниками.

Описание игры: воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «А, какой ко мне хороший Коля пришел!» И так повторяется с каждым ребенком.

Игра-забава: «Выдувание мыльных пузырей». C:UsersПитошкаDesktopммвМ М ВадаптацияАдаптация 2011IMG_1528.JPG

Описание игры: воспитатель в группе или на прогулке выдувает мыльные пузыри. Дети пытаются поймать их на лету, пока они не коснулись земли. Воспитатель наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает: «Куда же он пропал?» Игра вызывает радость и восторженный смех у малышей.

Подвижная игра: «Котя-коток».

Описание игры: воспитатель держит в руках пушистого игрушечного кота. Закрывает ладонью у игрушки глазки («котик заснул») и приглашает детей(они притворяются мышками) подойти и погладить кота, напевая следующие слова:

«Котя-котя, коток! C:UsersПитошкаDesktopммвМ М ВDSC_0036.JPG

Котя-серенький хвосток.

Котя- котя, не спи!

Котя, мышек лови!»

Дети подходят, гладят кота, пытаются подпевать воспитателю, а после слов: «Мышек лови!» -разбегаются в разные стороны.

Особенности игры: игра направлена на воспитание у детей смелости, развитие ловкости. В игре создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка заключается в том, чтобы идти на встречу этой опасности и не убегать до определенного сигнала. Таким образом , игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь. Образный характер игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность -сближению и объединению детей.

Подвижную игру «Котя-коток» и похожие на нее игры: «Лохматый пес», «Хитрый кот», «Воробышки и автомобиль», «Жуки и ворона», «У Медведя во бору» я провожу в начале прогулки, а малоподвижные игры: «Найди игрушку», «Раздувайся, пузырь!» «Игры с мыльными пузырями» провожу в середине или в конце прогулки, чтобы успокоить детей, снизить физическую активность перед предстоящим приемом пищи и сном.

C:UsersПитошкаDesktopммвМ М В8.JPG

Источник

Семинар-практикум для педагогов

на тему: «Особенности работы педагога с детьми раннего возраста»

Цель – повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Бытует мнение порой,

Что примитивней нет работы,

И может справиться любой:

Какие в ясельках заботы?!

На самом деле все не так,

Ведь ясли – это в мир дорога.

Так важен в жизни первый шаг!

Зависит все от педагога!

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.

В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена – современного профессионального воспитателя.

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.

Специфические особенности раннего детства предъявляют к воспитателю массу требований.

1.​ Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.

2.​ Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.

3.​ Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает.

Эти требования необходимы для каждого дошкольного педагога, но применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т.к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.

Читайте также:  Ребенок отстающий в развитии как называется

4.​ В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.

5.​ Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.

6.​ Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. дети до 3лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

7.​ Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, Но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

8.​ Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.

Она должна быть:

– по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;

-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

– правильной, отчетливой, неспешной;

-понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;

– более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Упражнение- мозговой штурм «Какой он, ребенок раннего возраста?»

Педагогам предлагается вспомнить особенности ребенка раннего возраста: записываем в бланк все ответы. Что получилось – модель ребенка раннего возраста.

Разработка и внедрение различных программных комплексов по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации является важной задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на дальнейшее психическое развитие ребенка.

При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте.

У каждого живого существа есть базовое желание – любой ценой сохранить свою целостность (жизнь). То есть сохранить себя относительно мира снаружи, который полон трудностей и опасностей. Поскольку новорожденный ребенок самостоятельно этого сделать не может, то за сохранение жизни отвечают его родители, особенно мать.

Во время внутриутробного развития ребенок все необходимое (питание, воду, кислород, тепло) получает от матери. Мать выступает гарантом его выживания. Мало что меняется после появления малыша на свет. Да, ребенок фактически отделяется от матери, но уровень его связи с мамой и зависимости от нее остается, как и прежде, высоким. Принято считать, что наиболее сильная связь ребенка с матерью наблюдается в возрасте от рождения до года.

Упражнение – встреча с реальностью

Педагогам предлагается вспомнить особенности ребенка раннего возраста, который проходит адаптацию к ДОУ: записываем в бланк все ответы. Что получилось – модель ребенка раннего возраста, поступившего в ДОУ.Семинар по раннему развитию ребенка

Рассмотрим теперь, какие изменения могут происходить в поведении ребенка.

Проявления нарушения привязанности (чувства защищенности) можно определить по ряду признаков.

· сниженный фон настроения, вялость, настороженность, плаксивость.

· устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими, выражающееся в том, что ребенок избегает контакта глаз, незаметно наблюдает за взрослым, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает тактильного контакта.

· агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на себя).

· стремление обратить на себя внимание плохим поведением, демонстративным нарушением правил, принятых в доме.

· провокация взрослого на нехарактерную для него яркую эмоциональную реакцию (гнев, потеря самообладания). Добившись такой реакции взрослого, ребенок может начинать вести себя хорошо.

· отсутствие дистанции в общении со взрослыми. «Прилипчивость» к взрослому.

· соматические нарушения (болезни).

Читайте также:  Задержка развития речи занятия с ребенком

Стоит отметить, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.

Современному воспитателю отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и психологические проблемы ребенка, определить проблемные поля, которые могут возникнуть в процессе работы с тем или иным ребенком, а также выстроить индивидуальный маршрут развития.

Именно поэтому я хочу предложить диагностику, Вы научитесь определять трудности ребенка с точки зрения международной классификации функционирования жизнедеятельности.

Бланк первичной оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка

(создан на основе ICF CHECKLIST Version 2.1a, Clinician Form for International Classification of ing, Disability and Health)

Дата приёма:

Специалист(ы):

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения, возраст:

Адрес, телефон, эл почта

Состав семьи (кто ухаживает):

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Научение и применение знаний (d1)

Описание активности и участия

Трудности реализации

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Проявляет познавательный интерес

Целенаправленно использует органы чувств – смотрит и/или наблюдает

Целенаправленно использует органы чувств – слушает

Способ получения знаний – копирование

Способ получения знаний – общение (задает вопросы)

Способ получения знаний – игра

(социальная, с предметами, игра-исследование, двигательная, на решение проблем, игра-притворство)

Приобретает практические навыки – использование предметов по назначению

Приобретает практические навыки – праксис

Применение знаний – концентрация внимания

Умение принимать решение – делает выбор

Умение принимать решение – решает практические проблемы

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Общие задачи и требования (d2)

Описание активности и участия

Трудности реализации

нет

легкие

умеренные

тяжелые

выполнение одной простой задачи

выполнение нескольких простых задач по порядку

выполнение сложной задачи (одевание, мытье рук и др.)

следование распорядку дня

управление стрессом

адаптация к изменениям и временным требованиям (например, в распорядке дня)

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Коммуникация (d3)

Описание активности и участия

Трудности реализации

нет

легкие

умеренные

Тяжелые

Смотрит в лицо собеседника

Внимателен к собеседнику

Слушает собеседника

Подражает звукам

Соблюдает очередность

Координирует взгляд, жест и/или вокализацию

Понимает вербальные сообщения

Понимает жестовые сообщения

Продуцирование сообщений

Разговор

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Мобильность (d4)

Описание активности и участия

Трудности реализации

Крупная моторика

нет

легкие

умеренные

Тяжелые

Поддержание положения тела – лежа на спине

Поддержание положения тела – лежа на животе

Поддержание положения тела – лежа на боку

Поддержание положения тела – сидя на полу / на стуле

Поддержание положения тела – стоя

Переходы из одного положения тела в другое

Способ перемещения

Тонкая моторика

нет

легкие

умеренные

Тяжелые

Дотягивание

Хватание

Удержание

Отпускание

Перенос

Подтягивание

Отталкивание

Манипулирование

Бимануальная активность

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Забота о собственном теле и здоровье (d5)

Описание активности и участия

Трудности реализации

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Умение мыться

Уход за частями тела -умение чистить зубы

Уход за частями тела – причесываться

Уход за частями тела – чистить нос

Управление физиологическими отправлениями

Одевание, раздевание

Прием пищи и питье

Забота о здоровье

Бытовая жизнь (d6)

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Помощь родителям в повседневных делах

Область (домен) жизнедеятельности

Активность / участие

Межличностное взаимодействие (d7)

Описание активности и участия

Трудности реализации

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Соблюдение социальных правил во время взаимодействия

Соблюдение социальной дистанции во время взаимодействия

Взаимодействие – интерес к человеку

Взаимодействие – инициация и поддержание взаимодействия

Взаимодействие – разделение интересов и эмоций

Взаимодействие – совместное внимание

Взаимодействие – физический контакт

Взаимодействие – дифференциация между людьми

Основные жизненные сферы (d8)

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Неформальное образование (чему и как учится ребенок от родителей)

Дошкольное образование

Участие в общественной жизни (d9)

нет

легкие

умеренные

тяжелые

Участие в игре – одиночная игра

Участие в игре – проявляет интерес к играм других

Участие в игре – параллельная игра

Участие в игре – общая совместная игра

  • развивающий центр
  • детская площадка, парк
  • поездки
  • магазины
  • праздники

ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (помогают или мешают активности и участию ребенка)

Е1 ПРОДУКЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

– продукты, лекарства, одежда, обувь, бытовые приборы

– специализированное оборудование для индивидуального использования (протезы, ортезы, и пр.)

– средства передвижения

– оборудование для коммуникации, для приобретения знаний

– обустройство жилья

Е3 ПОДДЕРЖКА И ВЗАИМОСВЯЗИ

(семья и ближайшие родственники, друзья, знакомые семьи, профессиональные медицинские работники, другие):

Е4 УСТАНОВКИ

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ

Медицинский анамнез:

Срок гестации по Апгар

Период новорожденности

Перенесенные заболевания:

Результаты медицинского осмотра:

Диагноз медицинский (по МКБ 10)

Вес Рост Окружность головы

Питание (состав пищи, количество порции, консистенция, продолжительность времени приема пищи, сколько раз в сутки, временные промежутки, поза)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАЛИЧИИ У РЕБЕНКА ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По домену 1 «Научение и применение знаний»

По домену 2 «Общие задачи и требования»

По домену 3 «Коммуникация»

По домену 4 «Мобильность»

По домену 5 «Забота о собственном теле и здоровье»

По домену 6 «Бытовая жизнь»

По домену 7 «Межличностное взаимодействие»

По домену 8 «Основные жизненные сферы»

По домену 9 «Участие в общественной жизни»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ (нуждается ли ребенок в Индивидуальной программе ранней помощи)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Источник