Семинар интеллектуальное развитие ребенка
Эльвира Попова
Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр»
Семинар – практикум
«Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр»
Цель:
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников семинара методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Подготовила и провела:
воспитатель группы «А»
ОН для детей от 5 до 6 лет
Попова Э. М.
МБДОУ ДС №12 «Росинка»
2019г.
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр»
Хочу начать свой мастер –класс с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)
Конечно же, это игра. Известно, что игра – это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.
Предлагаю вам несколько интересных вопросов!
– В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
– В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
– Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
– У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
-Конечно это сообразительность, креативность,внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
– Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).
– Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
– Развивает внимание.
– Учит мыслить ясно и четко.
– И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.
– Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Классификация включает 2 логических действия:
• Выделение общего признака – основание классификации;
• Деление на классы по основанию классификации.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», – писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, – и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Блоки ДЬЕНИША.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
Игры с счётными палочками
Игра «Внимание – Угадайка»
Игра «Загадки в картинках»
Игра «Что лишнее?»
Математический планшет
Игра «Четвёртый лишний»
Игра «Цветные резиночки»
Игра «Аналогии»
Игра «Фигуры»
Разноцветный коврик
Игры на состав чисел: «Домики», «Круги», «Грузи и вези
Также в работе я использую «Математические раскраски», Головоломки «Судоку», «Зеркальные числа», «Находилки», «Круговая шифровка», Лабиринты.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.
Заключение.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в организованной образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Анализ
Семинара – практикума
«Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию
логико-математических игр»
от 05 декабря 2019г.
Исходя из годового плана ДОУ, нами был проведен семинар-практикумс педагогами на тему: «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр». Целью, которого было повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
В ходе мероприятия педагогам были загаданы логические загадки, которые педагоги отгадали с помощью логических решений. Также на слайде была представлена презентация, которая формировала знания о характеристике логических операций. Во время игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагоги познакомились с методами и приемами которые пригодятся во время игры с дошкольниками. В играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра» складывали животных и птиц по образцу, что раскрыло суть игр, и пополнило знания педагогов о логико-математических играх.
Вывод: семинар практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр» способствовал решению поставленной цели, так как педагоги активно участвовали в играх и показали свои знания в логико-математических играх.
Подготовила и реализовала:
Воспитатель группы «А»
ОН для детей от 5 до 6 лет
Попова Э. М.
Участники:
Воспитатели всех возрастных групп.
Источник
наталья жемердей
Семинар — практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Цель семинара:
– повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
– знакомство с игровой развивающей технологией Никитина и ее применением в разных формах работы в детском саду.
План
1. Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».
3. Деловая игра с элементами мастер-класса.
4. Выставка развивающих игр Никитина и развивающих игр, сделанных руками педагогов и родителей.
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо
использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.
В дидактических, развивающих играх психологи (П. П. Блонский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, А. И. Усова, Ф. Н. Блехер, А. К. Бондаренко)
1
видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
• Активизация умственной деятельности детей.
• Развитиеосновных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
• Формирование основ творческого мышления.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Повышение интереса детей к математике.
• Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
• Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
• Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
• Создание предметно-развивающей среды.
• Систематизация игр в планировании.
• Уровень сенсорного развития дошкольников.
• Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
• Характер мотивации.
• Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми).
• Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети
творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
1. Деловая игра с элементами мастер-класса.
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
Задачи:
– развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
– обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
«Вхождение в игру»
Цель: интеллектуальная разминка.
– Сейчас небольшая интеллектуальная разминка.
«Чей дом?»
Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар, берлога – медведь, нора – мышь.
Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, шкаф – для одежды, шкатулка – для украшений, ваза – для цветов;
Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, сон – для удовольствия, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.
Теоретическая часть
«Педагогическая кухня»
Цель: уточнение системы знаний педагогов в области игры дошкольников.
– На столе перед вами лежат листочки с правилами «Как играть с детьми». Давайте порассуждаем.
– Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
Практическая часть
«Мастер-класс»
Китайская мудрость гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Борис Павлович Никитин (21 января 1916 – 30 января 1999) и Елена Алексеевна Никитина (31.01.1930) известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Наглядное представление можно получить, ознакомившись хотя бы с несколькими самыми известными играми.
1) «Внимание», «Внимание – угадайка». Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.
2) «Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Здесь происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
3) «Точечки» прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.
ИГРОБАНК «Складушки – вычиталки»
Музыка + шутки = частушки
Снег + ветер = метель
Небо + разноцветные огни = салют
Словечко + словечко = говорилки
Папа + рюкзак = турист
День – скука = праздник
Чай – заварка = кипяток
Лес – комары = счастье
Песня – слух = кошмар
Холодильник – ток = ящик
4) Разгадывание ребусов. Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям.
Занимаясь ребусами малыши не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Они учатся правильно писать, запоминают новые слова и даже подбирают синонимы, тренируют память и внимание.
ОТВЕТЫ НА РЕБУСЫ:
Делу время, потехе час
Поспешишь, людей насмешишь
Дело мастера боится
По поступкам узнают человека
Старый друг лучше новых двух
Береженого, бог бережет
5) Игры со счетными палочками. Задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур.
1) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
2) Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.
3) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Возможно два варианта ответа.
4)Соберите спички так, как на рисунке ниже и предложите ребенку переложить 6 спичек таким образом, чтобы получилась фигура из 6 одинаковых четырех угольников.
5)убрать из фигуры на рисунке ниже 8 спичек так, чтобы получилось только два квадрата.
6)Переложите 3 спички так, чтобы теленок смотрел в другую сторону и радовался.
6) КБ САМ (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления). Задания на объемно-пространственное мышление, создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты, транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты, скульптур (животные) из различных видов конструктора.
«Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
– Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?
– Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
– А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.
Педагоги выбирают из предложенного сундучка различные предметы:
картон, ножницы, бумага, коробочки, прищепки, карандаши, пустые бутылочки, ленточки и т. п.
Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольноговозраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
«Дерево ожидания»
(рефлексия)
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.
– А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Советы родителям по выбору игрушек для детей».
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Источник