Семинар для развития ребенка с 6 лет

Семинар для развития ребенка с 6 лет thumbnail

Семинар-практикум

«Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка»

(для родителей детей 5-6 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;
  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. ознакомление родителей с теоретическими материалами (Приложение 1). Рекомендуется поместить данный материал на стенде либо раздать каждому родителю. Также можно предложить родителям самостоятельно найти информацию и изучить вопрос о развитии способностей ребёнка.

Материалы и оборудование:

1) листы бумаги и ручки по количеству участников;

2) бланки для составления плана (Приложение 3)

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Уважаемые родители! Рад приветствовать вас на семинаре-практикуме «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка». Сегодня мы с вами вместе разберёмся, что такое интересы, способности, нужно ли их выявлять и развивать у детей, и как это делать.
  2. Вниманию родителей предлагается притча (на выбор педагога: причта «О развитии способностей» или «Ёж и заяц»).

Притча о развитии способностей.

Один фокусник показывал своё искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения.

«Боже мой, какое чудо, какой гений!»

Его же визирь сказал: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – это результат его прилежания и неустанных упражнений».

Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие, полученное от восхищения искусством фокусника.

«Ах, ты не благодарный, как смеешь ты утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнениями? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, значит так оно и есть».

С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его по крайней мере нет, ступай в темницу . Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким и чтобы рядом с тобой был подобный, то компанию с тобой разделит телёнок».

С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал телёнка и носил его каждый день по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, телёнок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастили с каждым днем благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своём узнике. Он велел привести визиря к себе.

При виде его султан изумился: «Боже мой ! Что за чудо. Что за гений!» Визирь, нёсший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше:

«Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – результат моего прилежания и упражнений». [1]

Притча «Ёж и заяц».

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

Упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту. [2]

Обсуждение притчи: «На какие выводы натолкнула вас притча?»

  1. Беседа «Что такое способности?» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Родителям предлагается сформулировать понятие «способности». Родители используют материалы, предложенные педагогом (Приложение 1) либо самостоятельно найденные материалы.

Вопросы для беседы:

– Что такое способности?

– Какие бывают способности?

– Особенности способностей.

  1. Дискуссия «Для чего выявлять способности ребёнка?» (повышение мотивации родителей к развитию способностей детей).

Вопросы для организации дискуссии:

– Нужно ли, на ваш взгляд, специально заниматься вопросом выявления интересов и способностей ребёнка?

– Если да, то для чего это нужно делать?

  1. Тестирование родителей (Приложение 2)

Педагог предлагает родителям ответить на вопросы теста, который поможет определить способности ребёнка.

  1. Мини-лекция «Как выявить и развивать способности ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко находит общий язык с людьми.

Родителям нужно заметить, к чему у ребёнка есть склонности и задатки, и развивать их. Достаточно просто внимательно наблюдать за ребёнком, обсуждать с ним всё, чем он интересуется, изучать его работы, сделанные в детском саду или дома. Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие роли исполняет в них. Игра – репетиция взрослой жизни, той деятельности, которая пока недоступна, но очень интересна ребёнку. Всё, что его увлекает – отражается в играх. Расспросите ребёнка подробнее, чем именно ему нравится та или иная игра, какие роли ему близки. Дайте ребёнку понять, что и он может задавать вам любые вопросы. Отвечая на них, вы не только будете расширять кругозор ребёнка, но и поймете, что его интересует.

Обратите внимание, как окружающие отзываются о ребёнке, какие сильные стороны вашего ребёнка они могут отметить. Здесь очень полезно будет поговорить с воспитателями, педагогами дополнительного образования (если ребёнок посещает кружки).

Выявляя способности ребёнка, не стоит спешить с выводами. Его интересы могут меняться на протяжении всего детства. Чтобы проследить, как меняются интересы ребёнка, родители могут вести дневник, в котором будут записывать, какие занятия выбирает ребёнок, чем играет, чем увлекается, какие интересные события происходят в его жизни.

Важно поддерживать стремление ребенка многое узнать и попробовать. На ребёнка влияет его окружение. Он растёт, развивается, и развитие это происходит неравномерно. После некоторого замедления может произойти резкий скачок, и ребёнок догонит или даже перегонит сверстников. Важно предъявлять к ребёнку адекватные его уровню развития требования и помогать ему развиваться в его темпе.

Для определения и развития способностей ребёнка полезно посещение кружков и секций. Записывая ребёнка в кружок, выбирайте те направления, которые интересны ему самому, а не те, которые вам кажутся более нужными. Не заставляйте ребёнка заниматься тем, что ему не нравится, этим вы только вызовете протест и отрицательное отношение к учению, а также испортите отношения с ребёнком.

Иногда детям бывает трудно сделать правильный выбор, и им нужно попробовать себя в разных направлениях деятельности. К тому же, интерес к определённой области знаний часто появляется уже в процессе деятельности. Многое зависит от педагогов, от того, насколько они смогут замотивировать ребёнка, привить любовь к своему предмету.

Какие именно качества следует развивать в данный момент, зависит и от возраста ребёнка. Например, для овладения разговорной речью, самым чувствительным возрастом является период от рождения до трёх лет. От трёх до пяти – наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности, конструирования, для изучения иностранных языков, формирования познавательных способностей. Этот возраст называют возрастом «почему?», т.к. ребёнок задаёт много вопросов своим родителям, проявляя любознательность. С 6 до 10 лет следует развивать память, мышление, внимание, восприятие, воображение, волю, а так же приучать к труду.

Не следует думать, что ребёнок талантлив только в одной области, у каждого человека есть потенциал, чтобы преуспеть в нескольких разных видах деятельности. Необходимо заниматься целостным, всесторонним развитием ребёнка, а не только совершенствовать какое-то одно умение. Помогая ребёнку развиваться всесторонне, вы помогаете ему найти своё призвание. [3]

  1. Составление плана развития способностей ребёнка (самостоятельный поиск способов развития способностей ребёнка).

Родителям раздаются бланки для составления плана (Приложение 3), каждый составляет свой собственный план развития способностей своего ребёнка. Затем желающие могут поделиться своими идеями с остальными участниками.

  1. Подведение итогов

Вопросы для подведения итогов:

– Насколько полезной была полученная информация?

– Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

Каждому родителю предоставляется слово.

Источники:

1. URL: https://slam.org.ua/publ/o_razvitii_sposobnostej/1-1-0-22

2. URL: https://pritchi.ru/id_5949

3. URL https://rid-omsk.irooo.ru/index.php/detskie-interesy-i-khobbi/46-ot-3-do-7-let/23-kak-vyyavit-i-razvivat-sposobnosti-rebjonka

4. URL: https://psihogrammatika.ru/?p=320

5. URL: https://fb.ru/article/255350/chto-takoe-sposobnosti-struktura-sposobnostey

6. URL: https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/138-tests-for-parents/838-test-for-parents-how-to-de

Приложение 1

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. [4]

Какие бывают способности:

  • умственные – умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные – это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические – подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные – это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее. [5]

Особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;
  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;
  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);
  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей. [4]

Приложение 2

Тест для родителей “Как определить способности Вашего ребенка?”

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: “Когда началось время?”
  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  14. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: “Я сделал так, потому что рассердился”?
  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: “Он мне напоминает того-то и того-то”.
  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:

Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.

Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.

Вопросы 3,7,15 -логико-математические.

Вопросы 5,9,14 – телесно-кинематические способности.

Вопросы 10,16,20 – знание себя.

Вопросы 2,10,19 – знание других людей.

Вопросы 4,11,13 – пространственные способности.

Если Вы ответили “утвердительно” на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа. [6]

Приложение 3

План развития способностей ребёнка.

Как я буду выявлять интересы и способности своего ребёнка?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду развивать эти способности?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду оценивать успех ребёнка (критерии)?

1.

2.

3.

4.

5.

Источник

Семинар-практикум

«Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка»

(для родителей детей 5-6 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;

  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;

  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;

  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.

  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. ознакомление родителей с теоретическими материалами (Приложение 1). Рекомендуется поместить данный материал на стенде либо раздать каждому родителю. Также можно предложить родителям самостоятельно найти информацию и изучить вопрос о развитии способностей ребёнка.

Материалы и оборудование:

1) листы бумаги и ручки по количеству участников;

2) бланки для составления плана (Приложение 3)

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Уважаемые родители! Рад приветствовать вас на семинаре-практикуме «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка». Сегодня мы с вами вместе разберёмся, что такое интересы, способности, нужно ли их выявлять и развивать у детей, и как это делать.

  2. Вниманию родителей предлагается притча (на выбор педагога: причта «О развитии способностей» или «Ёж и заяц»).

Притча о развитии способностей.

Один фокусник показывал своё искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения.

«Боже мой, какое чудо, какой гений!»

Его же визирь сказал: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – это результат его прилежания и неустанных упражнений».

Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие, полученное от восхищения искусством фокусника.

«Ах, ты не благодарный, как смеешь ты утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнениями? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, значит так оно и есть».

С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его по крайней мере нет, ступай в темницу. Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким и чтобы рядом с тобой был подобный, то компанию с тобой разделит телёнок».

С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал телёнка и носил его каждый день по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, телёнок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастили с каждым днем благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своём узнике. Он велел привести визиря к себе.

При виде его султан изумился: «Боже мой ! Что за чудо. Что за гений!» Визирь, нёсший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше:

«Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – результат моего прилежания и упражнений». [1]

Притча «Ёж и заяц».

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

Упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту. [2]

Обсуждение притчи: «На какие выводы натолкнула вас притча?»

  1. Беседа «Что такое способности?» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Родителям предлагается сформулировать понятие «способности». Родители используют материалы, предложенные педагогом (Приложение 1) либо самостоятельно найденные материалы.

Вопросы для беседы:

– Что такое способности?

– Какие бывают способности?

– Особенности способностей.

  1. Дискуссия «Для чего выявлять способности ребёнка?» (повышение мотивации родителей к развитию способностей детей).

Вопросы для организации дискуссии:

– Нужно ли, на ваш взгляд, специально заниматься вопросом выявления интересов и способностей ребёнка?

– Если да, то для чего это нужно делать?

  1. Тестирование родителей (Приложение 2)

Педагог предлагает родителям ответить на вопросы теста, который поможет определить способности ребёнка.

  1. Мини-лекция «Как выявить и развивать способности ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко находит общий язык с людьми.

Родителям нужно заметить, к чему у ребёнка есть склонности и задатки, и развивать их. Достаточно просто внимательно наблюдать за ребёнком, обсуждать с ним всё, чем он интересуется, изучать его работы, сделанные в детском саду или дома. Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие роли исполняет в них. Игра – репетиция взрослой жизни, той деятельности, которая пока недоступна, но очень интересна ребёнку. Всё, что его увлекает – отражается в играх. Расспросите ребёнка подробнее, чем именно ему нравится та или иная игра, какие роли ему близки. Дайте ребёнку понять, что и он может задавать вам любые вопросы. Отвечая на них, вы не только будете расширять кругозор ребёнка, но и поймете, что его интересует.

Обратите внимание, как окружающие отзываются о ребёнке, какие сильные стороны вашего ребёнка они могут отметить. Здесь очень полезно будет поговорить с воспитателями, педагогами дополнительного образования (если ребёнок посещает кружки).

Выявляя способности ребёнка, не стоит спешить с выводами. Его интересы могут меняться на протяжении всего детства. Чтобы проследить, как меняются интересы ребёнка, родители могут вести дневник, в котором будут записывать, какие занятия выбирает ребёнок, чем играет, чем увлекается, какие интересные события происходят в его жизни.

Важно поддерживать стремление ребенка многое узнать и попробовать. На ребёнка влияет его окружение. Он растёт, развивается, и развитие это происходит неравномерно. После некоторого замедления может произойти резкий скачок, и ребёнок догонит или даже перегонит сверстников. Важно предъявлять к ребёнку адекватные его уровню развития требования и помогать ему развиваться в его темпе.

Для определения и развития способностей ребёнка полезно посещение кружков и секций. Записывая ребёнка в кружок, выбирайте те направления, которые интересны ему самому, а не те, которые вам кажутся более нужными. Не заставляйте ребёнка заниматься тем, что ему не нравится, этим вы только вызовете протест и отрицательное отношение к учению, а также испортите отношения с ребёнком.

Иногда детям бывает трудно сделать правильный выбор, и им нужно попробовать себя в разных направлениях деятельности. К тому же, интерес к определённой области знаний часто появляется уже в процессе деятельности. Многое зависит от педагогов, от того, насколько они смогут замотивировать ребёнка, привить любовь к своему предмету.

Какие именно качества следует развивать в данный момент, зависит и от возраста ребёнка. Например, для овладения разговорной речью, самым чувствительным возрастом является период от рождения до трёх лет. От трёх до пяти – наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности, конструирования, для изучения иностранных языков, формирования познавательных способностей. Этот возраст называют возрастом «почему?», т.к. ребёнок задаёт много вопросов своим родителям, проявляя любознательность. С 6 до 10 лет следует развивать память, мышление, внимание, восприятие, воображение, волю, а так же приучать к труду.

Не следует думать, что ребёнок талантлив только в одной области, у каждого человека есть потенциал, чтобы преуспеть в нескольких разных видах деятельности. Необходимо заниматься целостным, всесторонним развитием ребёнка, а не только совершенствовать какое-то одно умение. Помогая ребёнку развиваться всесторонне, вы помогаете ему найти своё призвание. [3]

  1. Составление плана развития способностей ребёнка (самостоятельный поиск способов развития способностей ребёнка).

Родителям раздаются бланки для составления плана (Приложение 3), каждый составляет свой собственный план развития способностей своего ребёнка. Затем желающие могут поделиться своими идеями с остальными участниками.

  1. Подведение итогов

Вопросы для подведения итогов:

– Насколько полезной была полученная информация?

– Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

Каждому родителю предоставляется слово.

Источники:

1. URL: https://slam.org.ua/publ/o_razvitii_sposobnostej/1-1-0-22

2. URL: https://pritchi.ru/id_5949

3. URL https://rid-omsk.irooo.ru/index.php/detskie-interesy-i-khobbi/46-ot-3-do-7-let/23-kak-vyyavit-i-razvivat-sposobnosti-rebjonka

4. URL: https://psihogrammatika.ru/?p=320

5. URL: https://fb.ru/article/255350/chto-takoe-sposobnosti-struktura-sposobnostey

6. URL: https://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/138-tests-for-parents/838-test-for-parents-how-to-de

Приложение 1

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. [4]

Какие бывают способности:

  • умственные – умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;

  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;

  • литературные – это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;

  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;

  • физические – подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;

  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;

  • художественные – это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее. [5]

Особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;

  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;

  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);

  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей. [4]

Приложение 2

Тест для родителей “Как определить способности Вашего ребенка?”

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?

  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?

  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: “Когда началось время?”

  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?

  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?

  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?

  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?

  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?

  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?

  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?

  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?

  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?

  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?

  14. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?

  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: “Я сделал так, потому что рассердился”?

  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?

  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?

  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: “Он мне напоминает того-то и того-то”.

  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:

Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.

Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.

Вопросы 3,7,15 -логико-математические.

Вопросы 5,9,14 – телесно-кинематические способности.

Вопросы 10,16,20 – знание себя.

Вопросы 2,10,19 – знание других людей.

Вопросы 4,11,13 – пространственные способности.

Если Вы ответили “утвердительно” на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа. [6]

Приложение 3

План развития способностей ребёнка.

Как я буду выявлять интересы и способности своего ребёнка?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду развивать эти способности?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду оценивать успех ребёнка (критерии)?

1.

2.

3.

4.

5.

Источник