Седьмой уровень развития ребенка
О существовании общепринятых норм развития детей до года знает каждая мамочка, но что же происходит потом, почему со временем мы перестаем обращать внимание насколько правильно и своевременно развивается ребенок? Тем не менее этот процесс идет, а в возрасте 7 лет становится все более стремительным. Именно в этом возрасте ребенок в первый раз идет в школу и сталкивается, с возрастающими с каждым днем нагрузками. И очень важно, чтобы он был к этому готов.
Кроме того, что происходят большие перемены в организме, касающиеся роста костей, изменений в работе нервной системы и головного мозга, появляется и зона ответственности. Ведь теперь все ждут от него проявления некой самостоятельности. И чтобы понимать, чего стоит требовать и ждать от ребенка, а чего нет, нужно знать нормы развития ребенка в 7 лет, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Что должен уметь делать ребенок в 7 лет
Многие родители опасаются доверить ребенку ту или иную работу, но чаще всего это связано с переживаниями самого родителя, нежели неспособностью ребенка сделать это.
Так, к примеру, многие родители самостоятельно собирают по дому, выворачивают, аккуратно складывают и приводят в порядок школьную форму и другую детскую одежду. Тем не менее, ребенку, достигшему школьного возраста, вполне по силам делать это самостоятельно. Задача родителей здесь заключается только в том, чтобы предоставить школьнику эту возможность, выделить полку в шкафу, приобрести вешалки плечики для детской одежды, и возможно, показать 1-2 раза, как правильно это делать. И в этом нет ничего необычного или сверхъестественного, – это нормы развития ребенка в 7 лет.
Что еще положено знать и уметь ребенку в 7 лет:
- Знать, как его зовут, имя и фамилию, возраст, и дату рождения;
- Как зовут его родителей и близких родственников, сестру, брата, бабушку, дедушку;
- Адрес, страну и город проживания;
- Названия наиболее распространенных овощей и фруктов;
- Отличать диких и домашних животных;
- Основные геометрические фигуры;
- Сказки и стихи;
- Рисовать четкие и понятные изображения;
- Аккуратно раскрашивать;
- Самостоятельно читать;
- Считать, как минимум до 10, в том числе и в обратном порядке;
- Собирать портфель и др.
Но кроме знаний, которые он обрел к этому возрасту, и которые принято считать нормой развития 7-ми летнего ребенка, у него есть и другие навыки, и ребенку в этом возрасте можно доверить выполнение домашней работы, определив круг его обязанностей.
Итак, что можно доверить ребенку в 7 лет:
- Уборку, мыть полы, подметать, пылесосить;
- Полив цветов;
- Ухаживать за своим питомцем;
- Следить за своими вещами, убирать игрушки, поддерживать порядок на своем столе, раскладывать и развешивать одежду, а грязную относить в стиральную машину;
- Застилать постель;
- Мыть посуду;
- Знать дорогу из школы домой;
- Уметь правильно переходить дорогу;
- Приготовить простейшее блюдо, к примеру, сварить яйца или сделать бутерброд итд.
А теперь признайтесь, сколько дел из этого списка вы делаете за своего ребенка? Тем не менее 7-ми летний ребенок должен не просто уметь это делать, – это должно войти у него в привычку. Но чтобы прийти к этому потребуется время. Ведь даже у взрослого человека на формирование привычки уходит примерно месяц, что уж говорить о ребенке. Наберитесь терпения и перестаньте выполнять его обязанности за него, лучше мотивируйте их выполнение. А что касается нормы развития ребенка в 7 лет, то конечно же они условны, и совсем необязательно придерживаться их во всем. Однако, для общего понимания и ориентира, что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте они важны.
Источник: https://nasha-mamochka.ru/o-detyah/vospitanie/normy-razvitiya-rebenka-v-7-let/847
Источник
Даня родился с ДЦП. Обожает приключенческую литературу и фильмы, но никак не может приручить математику. К своим 13 годам Даня едва ли соответствует уровню 2 класса. В 7-й его взяли с условием подтянуть математику с репетитором за пару месяцев.
Первое занятие ввело меня в замешательство. Число 350 мальчик пишет так: «30050», а «два с половиной» записывает как дробь «две пятых». Примеры не решает, а угадывает ответы. Кратковременная память. Дислексия. ЗПР. С чего начать, если он начинал уже много раз, но после каждого успешного шага вперед случаются три назад?
Итак, 7 вид обучения это дети:
— с различными нарушениями мышления, причина которым — медицинские диагнозы;
— с задержками психического или психоречевого развития;
— с серьезными сложностями в обучении, начиная от «провалов памяти», заканчивая искаженным восприятием логики, анализа и пр.
Обучение 7-го вида требует от педагога терпения и смекалки. Например, ребенок может делать успехи, освоить умножение чисел, решение уравнений, а потом вдруг забывает, как эти числа пишутся, не то что умножаются.
С Даней первым делом мы отложили тетрадки и ручки: в этом почерке он и сам не может разобрать свои закорючки, только мучается. Оказывается, учителя приучали его учиться на компьютере, чтобы не мучался с письмом, но минимально все же писал.
Смотрели друг на друга и решали простые задачки в уме: «50 умножить на 2», «25 умножить на 4», «100 разделить на 2», «100 разделить на 4». Провал. Целое занятие ушло на одни и те же примеры, и никакой логики в его вычислениях не прослеживалось — ребенок не чувствует, не может представить себе множество чисел. «100 разделить на 2» — это и «7», и «85», и «40». Важен был только довольный взгляд учителя в ответ на его заискивающий. Ребенок зрительный, звукового вектора у него нет.
Я не коррекционный психолог и не врач, как положено учить детей при 7 виде обучения — не знаю, но зато у меня есть сильное желание помочь в будущей социализации ребенку-инвалиду и знания природы человеческих желаний и способностей.
На поверхности — использовать зрительный вектор, точнее, богатое воображение таких детей и образное мышление. Это просто кладезь всего. Вместо «при раскрытии скобок умножаем общий множитель на каждое слагаемое в скобках» у нас — «этот капитан заходит на корабль, и ему нужно поздороваться с каждым матросом».
Все это сделало занятия интересными, а сухие формулы стали запоминаться. Угрозы учителей перевести ребенка на 8-й вид с 7-го вида обучения постепенно таяли. Но тем не менее с ощущением множества чисел оставались проблемы.
Написанное наглядно вызывало зрительные образы, и каждое арифметическое правило ассоциировалось со сказочной историей, но до сих пор не получалось вообразить числовую линейку или счеты, представить в уме как сорок яблок делится на две корзинки и т. д. Разучивание единиц и десятков раздражало ребенка, для него это не числа, а просто нарисованные закорючки на листе бумаги.
И тогда мы сделали следующее.
Раз на листе, то на листе. Попробовали геометрию: нарисовали квадрат и посчитали периметр. Без формул, без умножения одной стороны на 4, как это принято делать, а буквально — сколько клеточек нужно пройти по границе фигуры, чтоб обойти ее всю и вернуться в исходную точку. Я медленно показала, как это сделать, подсчитывая каждую клетку ручкой. Он повторил. Новый квадрат — повторил.
Прямоугольник, фигуры посложнее. Он считал клеточки. Заученные цифры стали приобретать содержание. Он быстрее и быстрее стал считать периметры новых фигур. На формулы мы не переходили, задача была — создать ребенку позитивный опыт. Он умеет, он понимает, что делает.
Дальше пошли на усложнение задачи, но сохранили подход — наглядно-действенный.
Взяли алгебраическое выражение, которое нужно упростить (раскрыть скобки, сложить-вычесть), и, используя «сказочные» наработки с матросами и кораблями, кое-как справились с одним примером. Взяли второй, едва отличающийся, практически повторили, взяли третий, повторили. Получилось, что мы решили целую страницу однотипных примеров. А потом еще одну и еще.
Обычному ученику достаточно показать один-два примера, чтобы дальше усложнять задачу. С ребенком 7-го вида обучения все иначе. Если в его голове и уляжется закономерность, которую можно использовать в других примерах, то очень небыстро; главное, на что мы нацелены, — приучить руку «соображать» быстрее головы.
Читатель может провести эксперимент. Вспомните, что есть квадрат суммы? Кто-то помнит, кто-то со скрипом. А теперь напишите «(а+b)^2=…» — рука сама пишет «а^2+2ab+b^2», не правда ли? Ведь мы столько раз это писали в школе.
Так работает мышечная память. Почему она самая надежная? Известны случаи, когда человек теряет память, но рука пишет номер телефона, адрес, свою роспись.
Мышечный вектор, а значит, мышечную память имеют 95 процентов людей. Ориентироваться только на нее в больших городах — значит быть неконкурентным: слишком маленькие возможности. При этом мышечность — суть живого вещества, та составляющая психики, которая наиболее устойчива к стрессам. Навыки, доведенные до автоматизма, «оседают» в основе психики, начале ее начал на уровне, близком к физиологии. Когда тело приучается к монотонно повторяющимся однотипным действиям, забыть такую реакцию невозможно.
Таким образом, ребенок набил руку, чтобы решать даже то, что он не понимает. Пока не понимает.
У Дани есть еще кожный вектор, и он очень пригодился нам при организации учебного процесса. Учителя при обучении детей 7-го вида часто совершают одну ошибку — начинают разжевывать предмет еще сильнее и подробнее, чем делают это обычно. Казалось бы, логично — ведь ребенок с трудностями мышления тяжелее понимает предмет, хуже соображает? Напротив, если кожного ребенка ввести в рамки времени, проводить урок динамично с постоянными переключениями хотя бы интонации, а лучше и задач, то он лучше схватывает. На память мы рассчитывали мышечную, кожный темп помогал держаться в тонусе, не раскисать, а зрительные образы сохраняли интерес и задавали ассоциации с формулами.
Что мы имеем на сегодняшний день?
Главный результат — Даня спорит со мной. Ему впервые не важно одобрение учителя, он может доказать свое решение, повторить его и даже объяснить. В нем появилась уверенность — он способен щелкать задачи! Как-никак, но сам и с минимумом ошибок.
Автор Екатерина Коротких
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика
22 Июн, 2019
Комментариев:
7
Просмотров:
7055
Теги: Истории из жизни
Источник
Семилетний возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В возрасте 6–7 лет происходит очередной возрастной кризис, необходимый для становления личности ребёнка, его перехода на новый уровень сознания и ответственности. Именно «переход» может стать синонимом пугающего многих родителей слова «кризис», а потому бояться его не стоит. В чём проявляется кризис 7 лет, как с ним справиться и на что уже способны дети в этом возрасте?
Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка
«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.
«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.
В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.
В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.
Критерии развития ребёнка
Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.
Физическое развитие
В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.
Логическое развитие
Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.
Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.
Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.
Психическое развитие
С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать – мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное – очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».
Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?
В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».
У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.
«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.
Полезные советы родителям
Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис? Вот несколько советов от нашего эксперта:
- Сохраняйте контакт с ребёнком, внимательно относитесь к его школьным проблемам. Дети, которыми не интересуются взрослые, хуже учатся и сложнее адаптируются в классе.
- Обеспечьте ребёнку чёткий распорядок дня, обязательно давайте время на отдых между занятиями. Лучше сделать наглядный список и повесить возле кровати или стола.
- Объясняйте ребёнку запреты, которые ставите, и меры воздействия, которые примените в случае их нарушения.
- Обговорите с ребёнком список его обязанностей, вплоть до складывания вещей в шкаф и выполнения домашней работы.
- Давайте ребёнку свободу. Например, поддержание чистоты в комнате – его обязанность, но вот как именно он будет делать уборку – его решение.
- Позвольте ребёнку видеть последствия своих поступков. Например, если ребёнок отчаянно не хочет выполнять школьные задания, пусть увидит «санкции» учителя в виде замечания или отсутствия похвалы.
- Играйте с ребёнком, резвитесь вместе во время выполнения домашних обязанностей или включайте игровые моменты, когда учите уроки.
- Поощряйте детскую дружбу – ребёнку будет легче преодолеть кризис, если он будет не один. Пусть приглашает друзей из класса поиграть у вас дома. Заодно и узнаете, с кем дружит ваш ребёнок.
Мария Березовская
Источник
Переступая порог школы, семилетний ребёнок получает новый социальный статус, и его развитие идёт стремительными темпами. Это без преувеличения важный этап в жизни маленького человека, и он должен быть готов к возросшей нагрузке.
Нормы развития ребёнка в 7 лет
Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая). Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и часто жалуется на усталость в кисти. Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша. Основные изменения касаются нервной системы – головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер. Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:
– средний рост – от 115,4 см до 126,9 см;
– размер ноги – у мальчиков 34, у девочек 32;
– размер одежды – 32/34;
– средний вес – от 20,1 кг до 26,5 кг.
Что должен знать ребёнок в 7 лет
Требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:
– своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;
– полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;
– дни недели, месяцы, времена года;
– диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;
– овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;
– сказки, песни, стихи наизусть;
– геометрические фигуры;
– цифры минимум до 10;
– знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
– русский или другой алфавит;
– прямой и обратный счёт;
– цвета и оттенки;
– обозначение направлений и сторон;
– правила дорожного движения.
Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.
Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.
Что должен уметь ребёнок в 7 лет
Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:
– считать минимум до 10, вести обратный счёт;
– читать по слогам;
– пересказывать текст в правильной последовательности;
– составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;
– различать гласные и согласные звуки;
– определять ударение и количество букв в словах;
– концентрировать внимание на 30-40 минут;
– находить отличия и сходства в предметах, картинках;
– копировать рисунок, движение;
– запоминать до 10 предметов или картинок;
– складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;
– рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;
– аккуратно раскрашивать и штриховать;
– лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.
Многому вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает. Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс. Нередко случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Поэтому, выясняя, что должен уметь мальчик в 7 лет, занесите эти умения в свой список. Конечно, сын ещё не раз придёт домой в порванных штанах и испачканной куртке, главное, чтобы в стенах учебного заведения он сохранял приличный облик. Кроме того, подрастающему джентельмену следует привить правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам. В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Именно он формирует в сознании сына установки, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Источник