Сделать времена года ребенку для развития

Сделать времена года ребенку для развития thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года»  имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для  индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов.   Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра  многофункциональна.  Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.  

Целью дидактической игры «Времена года» является:

– формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

– выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям  видов деятельности людей, одежде;

– активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

– воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра  «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал:                       как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2.  Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений:  счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

        Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» – молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

        Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

        Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации  – М.: Мозаика – синтез, 2008.

Источник

Анфиса Юсупова
Многофункциональное дидактическое пособие «Времена года» своими руками

Многофункциональное дидактическое пособие «Времена года»

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растет

Чудо,чудо,чудо,

Чудо расчудесное

Цель: наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями в разные сезоны года в младшей группе детского сада.

Задачи:

– развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

– развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

– формирование базисных представлений об окружающем мире.

– развитие мелкой моторики.

Пособие используется как часть календаря природы. Такое чудо – дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей:

– зимой на дереве поселяются снегири и на нем снежинки.

– весной на нем листочки, под деревом расцветают цветы.

Летом дерево покрыто зеленой листвой, вокруг порхают бабочки,

– осенью на дереве появляются разноцветные листья, появляются хмурые тучи.

Помимо этого, пособие находит применение в различных направлениях развития детей и организации дидактических игр. Например, познавательно –речевое развитие:

Читайте также:  Развивающая среда и ее роль в воспитании и развитии ребенка

Рассматривание и обсуждение произошедших изменений;

Знакомство с окружающим миром, природой;

Ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

Ознакомление с сезонными изменениями в природе;

Ознакомление детей с цветом, формой величиной; осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый); материалами; развития умения выделять свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким признакам;

Формирование элементарных математических представлений;

Привлечение внимания детей к оформлению помещения.

«Древо познания» способствует развитию мелкой моторики и сенсорных возможностей за счет наличия большого количества различных застежек, липучек, пуговиц, молний. Можно использовать в виде дидактических игр «Назови части дерево», «Кто прилетел».

Методические рекомендации по использованию пособия «Времена года» в средней группе.

Включение пособия в содержание НОД помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал. Непосредственное рассматривание помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «крона», «макушка». Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц

Могут быть использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», а также количественного и порядкового счета. Данное пособие применимо и в области формирования элементарных математических представлений для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения и вычитания. Использование пособия в индивидуальной работе также дает ощутимый результат. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже» лучше усваиваются детьми,если они практически выполняют действия: «Посади на верхнюю ветку справа два воробья, на ветку ниже слева – на два воробья больше» (Д/и «Воробьи на ветках»). Наличие съемной кроны дерева и дополнительных деталей в виде весенних цветков яблони и осенних листьев позволяет использовать «Времена года» в качестве определителя времени года.

Многофункциональное дидактическое пособие «Времена года» своими рукамиСделать времена года ребенку для развитияСделать времена года ребенку для развитияСделать времена года ребенку для развитияСделать времена года ребенку для развитияСделать времена года ребенку для развитияСделать времена года ребенку для развития

Источник

Учим с ребенком времена года и месяцы. В игровой форме, с загадками и стишками!

Очень важно ребенку, особенно в раннем возрасте научиться различать месяца и времена года. Часто родители просто не обращают внимания, что у них ребенок, например, в 4-5 лет, а все еще не может различить времена года и запомнить месяцы.

И вот сегодня в этой нашей статье мы более подробно поговорим об временах. Как просто, более не навязчиво и приемлемо для ребенка понять эту «науку». И конечно же будут стихи-загадки и четверостишия про времена года. Игровые занятия на эту тему тут есть. Ну что, поехали? 🙂

Начинать изучать — необходимо уже с 3-5 лет, так как к этому времени малыши уже могут различать погодные явления: идет дождь или снег, светит солнце и т. д. Благодаря этим знаниям ребенок расширит кругозор и понимание того, каким образом происходит смена времен года, начнет понимать какую одежду нужно носить в разное время.

Прежде чем научить ребенка месяцам года, необходимо рассказать о временах года.

Начать беседу следует о том, какими погодными условиями сопровождаются времена года.

Например: дед мороз приходит, когда лежит снег, купаться в речке можно, когда на улице жарко и т. д.

Разговор должен дополняться иллюстрациями с сопутствующими комментариями взрослого. Расскажите про одежду, когда следует носить теплые и легкие вещи и т.д.

Чтобы научить ребенка различать времена года заострите внимание на изменения в окружающей природе: опадают листья, идет снег, распускаются листья и т. д.

После беседы, как научить ребенка различать времена года, проверьте усвоение времен года при помощи картинок и рисунков. Кстати, скоро у нас на сайте будут новые картинки на эту тему. Я выложу и возможно будут и раскраски, следите за новостями. Ну а мы пока идем дальше.

Проверьте, как усвоил ваш малыш погоду. Ребенку это не только полезно, но и интересно. Если гуляете с ребенком на улице, то в качестве проверки понимания времен года, попросите малыша рассказать об особенностях данной поры года, по каким признакам он узнал и догадался.

— Идет дождь, опадают листья с деревьев – это когда бывает?

— А весной что бывает? Как понять, что наступила весна?

Очень полезно читать и учить небольшие стихи про времена года. Так малыш лучше усвоит признаки, которые характеризуют ту или иную пору.

После того как ребенок научиться отличать времена года друг от друга, можете приступать к освоению месяцев года!

Начинаем второй этап – изучаем месяцы в году!

Перед тем как учить с ребенком месяцы, объясните, что времена в году — делятся на месяцы. Как это лучше сделать? Можно вспомнить самые любимые  праздники, например, 8 марта, 23 февраля, день рождение ребенка и т. д.

От этого и будете отталкиваться в дальнейшем. Конечно, проще начать с любимого, как у детей, так и у взрослых Нового года.

Затем объясните, что  каждая пора года делится на месяцы, которые имеют свое название. Можно перечислить название каждого месяца, говорят надо начать с месяца осени, чтобы ребенок не запутался в наименованиях. Хотя мне, если честно кажется лучше начинать с января, с нового года. Но разные методики – говорят по разному. Так что, судить Вам! Что и как Вам понятней и удобней.

Как можно быстро научить ребенка месяцам и временам года?

Существуют специальные игровые занятия на сопоставление времен года, на изучение 12 месяцев, с целью быстро и за короткое время научить ребенка их различать, например:

Игра «Правильные слова». В данной игре необходимо иметь заготовку слов, которые характеризует пору году: теплая, снежная, дождливая, солнечная и т.д. Взрослый называет пору года, к примеру, осень. Ребенок должен подобрать из списка подходящие для этой поры года имена прилагательные.

Игра «Времена года». Ребенок должен на картинке указать то, что не подходит, например, к зиме или весне. Предварительно необходимо найти и подготовить иллюстрации.

Очень сложно ребенку приходится различать месяцы года. Здесь можете использовать игру «12 месяцев» с подготовленными заранее картинками: ребенок должен выбрать из иллюстраций ту, которая подходит  тому или иному месяцу.

Можно выдумать  игры самостоятельно. К примеру, можете смастерить игру, по типу русской рулетки. Или взять конверт в него предварительно положить картинки или небольшие стихотворения (будете зачитывать сами). Попросите достать из конверта иллюстрацию и объяснить, что на ней нарисовано.  Это будет увлекательно и познавательно для малыша.

А после игры – всем вместе попить чаю с тортом или чем-то вкусненьким, что любит ваш малыш. Или придумайте еще какое-нибудь поощрение. Все будет просто, весело и без каких-либо денежных затрат.

Ну вот такие несложные действия — и Ваш малыш будет умным, развитым, понятливым и жизнерадостным!

Главное найдите время, позанимайтесь с ребенком!

А у нас на сайте, в рубрике «Стихи детские» читайте четверостишия на эту тему. Читайте и отгадывайте стихи-загадки, очень хорошо подойдут для Детских садов и воспитателей, и конечно-же для родителей! Читайте и учите.

На сайте Вы еще больше найдете нужного, полезного и интересного! Мы всегда Вам рады! 🙂

А если есть вопросы — пишите в комментариях, делитесь советами как Вы учите Времена Года, Месяца и Дни недели! Будет интересно!

Хорошего дня Вам! И удачи! 🙂

Источник

Ирина Марченко
Проект «Времена года» для детей 5–6 лет компенсирующей направленности

Подготовили воспитатели 1 категории: Марченко Ирина Петровна, Карав

Читайте также:  Развитие ребенка в 1г3мес

Проект для детей 5–6 лет Времена года“___Тип проекта: познавательно-творческий, долговременный.

По числу участников проекта: групповой (10 детей, педагоги группы, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители). По времени проведения: на учебный год.

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, посещение музея, экскурсии в парк.

По типу объекта проектирования: социальный, познавательный, творческий.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель.

Сухомлинский В. А.

Актуальность:

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил.

Вот поэтому, разработанный экологический проект своей главной целью ставит, именно, формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у детей. Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, увидеть красоту весенней природы. Именно действенное общение ребенка с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.

Задачи проекта:

• познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

• научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;

• формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Детская инициатива.

Беседуя с детьми, мы выяснили, что на данный момент у детей недостаточный запас знаний, о временах года и их характерных признаках.Детьми был задан вопрос: «Почему времена года меняются. Это подтолкнуло нас взять данную тему проекта, чтобы пополнить и расширить знания детей о временах года.

1 этап «Подготовительный, выбор темы»

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что мы знаем о временах года? Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на свои вопросы?

Дети ответили на вопросы:

Почему осень называют «золотой»?

Когда отмечают на Кубани праздник урожая и осени?

Что нам осень подарила?

Как мы узнали, что к нам пришла зима?

Когда и как отмечают Новый год и Рождество?

Где мы можем узнать о зиме?

Краски зимушки – зимы.

Почему в народе говорят «Весна – Красна»?

Какие характерные признаки весны?

Что такое Масленица?

За что мы любим лето?

Где мы можем найти лето? На вопрос «Что такое времена года и почему они меняются?», дети затруднялись ответить.

Милана Щ. предложила нарисовать картинки на тему «Краски осени».

Собирая гербарий, предложили сделать мини-гербарии в виде «книжек – малышек».

Гасан Г. ,. и Лиза Б. предложили больше узнать об осенних праздниках на Кубани.

Сережа К. предложил собрать семена с деревьев.

Стас В. поделился своим и впечатлениями о посещении парка зимой. Костя предложил посетить зимний парк всем детям.

Вика К. и Влад Б. предложили узнать о зимних праздниках.

Рома И. предложил узнать из интернета.

Лиза Б. предложила нарисовать картинки о зиме.

Рассматривая картинки о весне Стас В. предложил сделать фотовыставку «Я и весна».

При чтении стихов о весне, Гасан Г.спросил: «Чем весна отличается от зимы?».

Варя Ф. предложила узнать об этом празднике.

Костя Е. предложил нарисовать картинки о лете мелками на асфальте.

Милана Щ. предложила посмотреть альбом «Лето». На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями.

Мама Стаса В. предложила посетить выставку «Осень глазами детей».

Музыкальная гостиная «Осень».

Рома И. предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки

Детьми был собран разнообразный природный материал.

Экскурсия детей с родителями в зимний парк.

Костя Е. спросить у воспитателя.

Родителями была подобрана папка со стихами о зиме.

Рисование на тему «Волшебница Зима».

Музыкальная гостиная по теме «Зима».

Фотовыставка «Весна – Красна».

На основе вопроса возникла словесная игра «Выдели признак времени года».

Посещение музея по теме праздника Масленицы «Эх, разгуляй!».

Был проведен конкурс «Здравствуй, лето!».

Воспитатель предложил рассмотреть картины художников о лете.

Посещение музея на тему «Разноцветные краски».

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

•тематические выставки детских работ: “Калейдоскоп осени”, “Волшебница-зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;

•Фотовыставка:»Осенняя мозаика»

• изготовление альбома с детскими рисунками “Времена года”;

• изготовление книжек-малышек «Осенние листья»;

• презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.

Последовательность разворачивания проекта

Октябрь–ноябрь

1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”,рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

2-й блок. Экскурсия в парк

Цель: познакомить с разнообразием осенних красок парка. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы.

3-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.

Заучивание стихотворений: русский фольклор «Дождик, дождик, веселей…»,;

Чтение – А, Пушкин «Уж небо осенью дышало», К. Обойщиков «Осень», В. Нестеренко «Желтые стихи», «Октябрь», А. К. Толстой «Осень обсыпается весь наш бедный сад.»

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П.Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.

Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.

6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.

Рисование»Осенний лес»;»Идет дождь»; Деревья в нашем парке».

Аппликация: «Блюдо с фруктами и ягодами»; «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»; «Натюрморт. Дары осени» – обрывание по контуру фруктов и овощей из цветной бумаги.

Лепка»Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». «Натюрморт» – в технике пластилинография

7-й блок.Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» – стр. 6, «Вышел дождик погулять» – стр. 4; дыхательная гимнастика «Ветер и листья» -стр. 6; координация речи и движения «Листопад» – стр. 6, «Осенью» – стр. 4; упражнение «К нам осень пришла» – стр. 5.

8 –й блок. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Читайте также:  Этапы языкового развития ребенка

Взаимодействие с семьей:

1.Привлечь родителей к оформлению выставки: «Осенний калейдоскоп».

2. Помощь в организации и проведении экскурсии в парк.

3. Изготовление объемного дерева «Времена года» (семья Баландиных).

4. Приобретение дидактического пособия «Русская березка».

Декабрь–февраль

1-й блок.Посещение музея по теме: «Эй, зимушка разгуляй-ка»

Цель: познакомить детей с традициями и обрядами празднования Нового года. Воспитывать любовь к родному краю.

2-й блок. Экскурсия с родителями в зимний сквер.

Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К. Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

6-й блок.Заучивание стихотворений: С. Есенин «Береза»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…»;

Чтение – Н. Цвирева «Дед Мороз», Е. Щеколдин «С Новым годом!; В. Нестеренко «Декабрь»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Зимний вечер»; И Никитин «Встреча зимы»; В. Нестеренко «Первый снег»

7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”;»Большие и маленькие ели», «Наша нарядная елка», «Зимняя прогулка», «Красивое развесистое дерево зимой», «Зима» «Снежинка»; «Варежка Деда Мороза» – гирлянда для оформления группы.

Лепка «Девочка в зимней шубке»; «Снегирь на ветке» – пластилинография,Аппликации: «Заснеженный дом»; «Дед Мороз» – методом обрывания.

8 – й блок.Пальчиковая гимнастика: «Пирог» – стр. 35, «Снежная баба» стр. 36, «Дед Мороз» – стр. 36, «Снежок» – стр. 36; Упражнения (координации речи с движением): «Снеговик» – стр. 34, «Игры зимой! – стр. 35, «Сосулька» стр. 35; самомассаж (БАТ): «Наступили холода» – стр. 37;дыхательная гимнастика: «Вьюга» – стр. 40, «Снежинки» – стр. 40; пластический этюд «Зимние забавы» – стр. 43.

Взаимодействие с семьей:

1. Привлечь родителей к участию в выставке «Новогодняя фантазия» (изготовление поделок руками родителей и детей).

2. Разучивание стихов с детьми о зиме.

3. Экскурсия в зимний парк.

4. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к Новогоднему утреннику.

Март–май

1-й блок. Дидактическая игра “Времена года”.

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне

Чтение стихотворений – «Веснянка»; В. Нестеренко; «Весенние деньки», «Проталины», «Март»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»; русский фольклор «Грачи – киричи»; Беляков «Жаворонок»

Заучивание И. Белоусова «Весенняя гостья»Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.

4-й блок. Беседа на тему “Весна”.

Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

5-й блок. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”; Слушание произведений – Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

6-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена года”.

7-й блок. Занятия по изобразительному искусству.

Рисование: ”Цветут сады»;»Весенний парк», «Перелетные птицы»

Аппликация: «Скворцы прилетели», «Весенний ковер»

Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.

8 – й блок. Упражнения (координации речи с движением): «Клен» – стр. 79, «Пришла весна» – стр. 79, «Весна» – стр. 80;пальчиковая гимнастика: «Апрель» – стр. 80, «Мамин день» – стр. 87.

Взаимодействие с семьей:

1. Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.

2. Изготовление информационного стенда для родителей.

3. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь–август

1-й блок. Игра “Когда это бывает”.

Цель: закрепить основные приметы времен года.

Разучивание песен о лете.

2-й блок. Экскурсия в парк.

Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.

3-й блок. Беседа “Как я отдыхал летом на море”.

Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для лета, и сравнивать с летом в Ейске

4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

Цель: развивать художественный вкус, воображение.

5-й блок. Занятия по изобразительному искусству

Лепка: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Аппликация: «Цветы цветут».

Рисование «Бабочки летают над лугом», «Красивые цветы с бабочками».

Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.

6-й блок. Лето в народном календаре.

Цель: знакомить детей с народными приметами.

Чтение стихотворений – Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Ты скажи мне, реченька лесная…»В. Орлова;

Чтение – В. Даль «Старик годовик», «Четыре желания» К. Ушинского.

Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.

7-й блок. Развлечение “Четыре времени года”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе;создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.

8 –й блок. Упражнения (координации речи с движением): «Гусеница» – стр. 103, «Летний день» – стр. 104, «Цветы» -стр. 105;дыхательная гимнастика: «Бабочка», «Дует теплый ветерок» – стр. 109; массаж лица; Упр. «Облака» – стр. 109.

Взаимодействие с семьей:

1. Посещение выставок Ейских художников.

2. Посещение с родителями парка в разное время года.

3. Участие родителей в изготовление картин из природного материала

4. Участие в фотовыставке – «Ах! Лето»

5. Участие родителей и детей в конкурсе: «шедевры живописи глазами детей»

6. Помощь в подготовке костюмов к праздникам в дс

7. Сбор вместе с детьми природного материала.

8.Изготовление книжек – малышек: «Времена года»

9. Привлечение родителей к изготовлению альбомов по сезонам.

10. Пополнение развивающей среды играми и литературой по данной теме.

Ожидаемые результаты:

1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.

2. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентаций.

3. Организована развивающая среда, способствующая нравственно –экологическому развитию детей.

4. Повысится уровень экологической культуры родителей.

Источник