Самый важный возраст в развитии ребенка

Самый важный возраст в развитии ребенка thumbnail

Самый важный возраст в развитии ребенка

Первый год в жизни ребенка уникальный. Почему уникальный? Об этом журналу «Шпаргалка для родителей» рассказала Екатерина Геннадьевна Туринцева, заведующая детской поликлиникой «Новой больницы».

Во-первых, ребенок растет и продолжает формироваться. Растет – значит, прежде всего, набирает вес. Так, вес малыша к шести месяцам удваивается, а к году утраивается. Рост увеличивается на 50% на первом году жизни, на 25% – в возрасте от года до трех лет. Голова увеличивается в окружности на 40%. То есть ребенок активно растет. При этом он не просто увеличивается в размерах: он формируется! Происходит дальнейшее созревание нервной системы, органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Основные ферменты начинают хорошо работать только к концу третьего месяца жизни: когда «созревает» желудочно-кишечный тракт – заканчивается период младенческих колик.

Почему еще этот год так важен? Сегодня педиатры говорят о том, что в первые тысячу дней развития (внутриутробное развитие и два первых года жизни) формируется здоровье человека на всю оставшуюся жизнь. Этому возрасту придается колоссальное значение! Родителям, близким людям ребенка важно осознать: то, как малыш развивается на первом-втором году жизни, какие проблемы переживает в данный период, как он питается, как прибавляет в весе – все это повлияет на качество его дальнейшей жизни.

Специалисты, да и общество в целом озабочены сейчас вопросами качества и продолжительности жизни людей. Об этом много пишут, думают, ищут варианты решения проблемы… Однако число людей с ожирением и избыточным весом продолжает увеличиваться. В 2008 году избыточный вес имели полтора миллиарда людей. В 2010 году страдали ожирением или избыточным весом 43 млн детей! А ведь избыточный вес потом почти наверняка выльется в заболевания сердечно-сосудистой системы и сахарный диабет, а в более позднем возрасте приведет к проблемам с артериальным давлением!

Повторимся: правильное питание и развитие ребенка на первом году формируют качество его жизни в дальнейшем. Нельзя перегружать рацион малыша жирной пищей или белком. Многие родители гордятся большим весом ребенка на первых месяцах жизни, скоростью его роста. Однако педиатры сегодня относятся к этому очень аккуратно и говорят, что скорость роста в возрасте до шести месяцев является прогностическим фактором не только для развития избыточного веса в дальнейшем, но и для заболеваний сердечно-сосудистой системы и высокого давления.

Говоря о качестве питания, важно отметить следующее. Нужно стараться кормить ребенка правильно, разнообразно, но не допускать избытка белка. В этом смысле коровье молоко не является хорошим продуктом для питания ребенка, так как оно природой для него не предназначено. Исследования, проведенные европейскими учеными, показали, что в грудном молоке белка достаточно мало – именно поэтому оно является идеальным продуктом для малыша. Избыток белка запускает неправильный обмен веществ.

Вкусовые привычки, привитые ребенку в период вскармливания, останутся с ним на всю жизнь. В первый год жизни очень важно уделить внимание правильному кормлению: кормить грудным молоком; вводить в питание нетрадиционные для нас овощи, такие как брокколи, цветная капуста, кольраби – то есть продукты, содержащие много нутриентов, необходимых для развития ребенка; следить за содержанием жира в еде. Еще одна рекомендация, которая может показаться странной мамам «старой закалки»: не давать много творога. Раньше мамы радовались, что малыш ест по сто грамм творога, но на самом деле это слишком много. Сейчас в России разработана Национальная программа вскармливания, где очень четко прописано, что ребенку нужно давать разнообразные продукты, нужно знакомить с ними вовремя и формировать правильные пристрастия в еде. В продуктах для ребенка до года не должно быть соли. Нужно постараться не использовать сахар. Можно, например, заменить его на сахар естественного расщепления, полученный из круп, – именно такой сахар входит в состав некоторых видов каш для детей.

Каждый месяц первого года жизни ребенка – это целая жизнь. Ребенок рождается, открывает глазки, смотрит и даже еще не может понять, куда он смотрит. К концу первого месяца он уже умеет сосредотачивать взгляд, вглядывается в лица, различает темноту и свет. Есть четкие критерии того, чему должен научиться ребенок в каждый месяц и на что он должен быть способен физически. В возрасте одного месяца он приподнимает голову, а удерживает в три. Осознанные движения руками начинаются в 4 месяца: до этого малыш руками машет хаотично, бессмысленно, он ими еще не управляет. К пяти месяцам ребенок учится управлять ножками и начинает переворачиваться со спинки на бочок. В возрасте 6-8 месяцев он садится. Ползать на четвереньках дети тоже начинают по-разному: кто-то в 6 или 7 месяцев, а кто-то и в 8,5 – это все нормально. Ребенок начинает осознанно брать предметы – не просто махать руками, как при рождении, а осознанно захватывать предметы, уже к 8 месяцам. Увидел яркую погремушку, потянулся и захватил – очень серьезное, осознанное движение! Вставать у опоры и делать первые «топы-топы» малыш обычно начинает в 9-10 месяцев. Кто-то делает это раньше – хорошо, но и в 9-10 месяцев абсолютно нормально. Стоять он может уже в 9-11 месяцев. Начинает ходить − от 11 месяцев до 1 года и 3 месяцев. Все очень индивидуально.

Читайте также:  Этапы развития речи и мышление у ребенка

Но это мы определили только, что малыш должен уметь физически. А ведь есть еще целый мир развития! Развитие сенсорное, развитие глаз, слуха… В 3 месяца ребенок четко узнает свою маму и уже ни с кем ее не спутает. С 5 – различает чужих и своих. Подходит к нему доктор или соседка – ребенок напрягается, замирает, сосредоточенно рассматривает. А при виде мамы – радостная улыбка, комплекс оживления. В год малыш различает близких, показывает папу, маму.

Параллельно развивается слух: ребенок реагирует на звуки, к 3 месяцам узнает голос матери, а к 5 − различает голос мамы и голос другого человека. И это целая эпоха: он начинает различать еще и интонацию (строгую и ласковую речь)! К 6 месяцам малыш уже знает свое имя, замирает, когда его слышит. К 9-10 месяцам детки начинают танцевать. Танцевать, конечно, громко сказано, но малыш уже различает спокойную и плясовую музыку, под детские песенки может радостно раскачиваться или приседать.

Таким образом, идет еще и социализация. В 8 месяцев ребенок начинает интересоваться другими детьми: оценивает их возраст и относится к ним с интересом, хотя и напрягается в присутствии чужих взрослых.

На первом году жизни формируется речь. Сначала ребенок произносит только гласные звуки. К 4-5 месяцам начинает «гулить» уже с эмоциональным окрасом. После 6 месяцев «гуление» сменяется лепетом, появляются слоги, первые согласные. Вдруг проскакивают «ба», «ма», «па». В 10-11 месяцев ребенок произносит облегченные слова («биби», «мама», «баба», «дада»). К году в лексиконе появляется 5-6 простых слов. Формируется речь. Но одновременно формируется и способность познавать мир!

В 7-8 месяцев ребенок реагирует на слова «мама» или «папа», вертит головой, пытаясь их найти. В 8-10 месяцев можно научить его играть в «ладушки» или просить у него ладошку. Если у 10-месячного ребенка попросить игрушку, используя слово «дай!», то он вам ее, скорее всего, даст. Уникальный сдвиг происходит примерно к году: ребенок видит птичку на картинке и птичку за окном и понимает, что это одно и то же. То есть к году появляются элементы обобщения. Созревает мозг, ребенок уже способен обобщать предметы по общим признакам. И, на мой взгляд, это настоящее волшебство!

Как видите, жизнь малыша до года – это совершенно особенный этап в жизни человека. Этап, от которого во многом зависит, как сложится вся его дальнейшая жизнь. Любите своих детей и заботьтесь о них правильно!

Источник

Учёными доказано, что количество нейронов головного мозга у каждого человека при рождении одинаковое. А вот нейронные связи между ними формируются в течение первых трёх лет жизни, в зависимости от того, какими навыками и знаниями мы наполняем ребёнка.

Пофантазируем? Представьте, что мозг это небольшой посёлок, а нервные клетки (нейроны) – это домики в ней, и чтобы домам можно было сообщаться друг с другом обязательно нужна связь – дороги (нейронные связи), чтобы по ней хорошо ездил транспорт (проходили нервные импульсы).

Нейроны и нейронные связи.

Изначально все мы имеем одинаковую базу – одинаковое количество и качество нервных клеток. Но умственные способности у нас у всех разные – за это как раз отвечают нейронные связи, которые формировались первые три года жизни. Чем больше у ребёнка нейронных связей – тем больше знаний.

Конечно вы слышали про детей-маугли. Брошенный ребёнок, которого приютила стая собак, который жил и воспитывался с четвероногими с самого рождения до момента изъятия людьми из этой среды. Как себя ведёт такой ребёнок?

Рычит, скалится, забивается в угол как дикий зверь, не реагирует на речь, и что самое страшное – после трёх лет его уже невозможно обучить даже простейшим навыкам самообслуживания.

Почему?

Потому что нейронные связи (очень скудные в данном случае) уже были сформированы, момент упущен. Как это не горько, но этот малыш останется таким навсегда.

Проще говоря, чем более разностороннее развитие мы даём малышу, чем больше мы дарим ему своего внимания, времени – тем больше нейронных связей у него образуется, тем лучше он будет в дальнейшем приспособлен во взрослой жизни, лучше будет усваивать новую информацию.

Конечно, я как мама годовалой дочки, этот факт сразу примерила на себя и задумалась: а правильно ли я всё делаю. “Хорошая ли я мама?”????

Предлагаю и вам проанализировать свои недочеты и достижения.

Девчонке 1 год!

Вещи, которыми я могу гордиться:

  • Самостоятельное засыпание Ещё в 6 месяцев я переселила дочку из родительской спальни в собственную детскую комнату и приучила засыпать отдельно от меня. И каким это было мудрым решением!

    Малышка не испытывает стресса и истерик во время засыпания, Для неё сон – это что-то очень приятное, и совсем недавно она сама стала проситься в кроватку на дневной сон. Вместо того, чтобы укладывать её спать час-полтора, я пью чай или .. пишу статьи!????

  • Маленькое количество игрушек. Я убеждённый минималист. Очень стараюсь, чтобы вещей было как можно меньше, и только действительно необходимые. Игрушек у нас мало, но они самые любимые. Это лучше развивает воображение, воспитывает бережное отношение к вещам в целом, помогает понять ребёнку где импульсивное желание, а где потребность.

    Весь её день я наполняю впечатлениями – мы играем с крупами, с солёным тестом, разными кусочками ткани, бегаем, рисуем, изучаем окружающий мир и природу. А игрушки – лишь небольшое дополнение к общему развитию.

“А почему так мало игрушек? Даже беспорядок навести не получается”

  • Активная речь. Я считаю, что лучше всего мозг развивает именно речь, поэтому я говорила с дочерью с её рождения (даже ДО рождения????) – буквально что вижу, о том и говорю, читаю книжки, пою песенки. Любой предмет, попадающий в её руки, имеет своё название и назначение – я сразу рассказываю, что и почему. Запомнит, не запомнит – цель не в этом. Важно знакомить малыша с новыми словами, поощрять стремление понять и повторить слова.

    Сегодня я вижу, как она пытается что-то рассказать, объяснить и я никогда не отвергаю её просьбу. Вижу объём её слов и звуков – он внушительный. Значит ребёнок развивается гармонично – это главное.

  • Мультфильмы. Иногда грешу, каюсь, но моего ребёнка хватает всего на 10-15минут, потом она убегает играть в свою комнату. Мне приятно видеть, что там ей гораздо интереснее, чем залипать перед телевизором. (при малом количестве игрушек, прошу заметить)

В меру позволяю ребёнку немного испачкаться – ведь в этот момент он изучает мир. Главное, чтобы был тепло одет.

Но невозможно быть идеальной мамой совершенно во всём. Есть конечно определённые недоработки:

  • Дочь не спит всю ночь без пробуждений. Для меня это какая-то мука. Я так хочу полноценно спать всю ночь, но моя малышка обязательно попросит кушать в 3-4 часа ночи (при том, что отбой у нас в 9:00). А иногда два раза за ночь. Думаю, что это связано с нехваткой калорий за весь день, потому что обычную человеческую еду ест она весьма плохо.
  • Жалею, что не удалось сохранить грудное вскармливание, и на смесь мы перешли со 2 месяца жизни. Дело не только в безусловной ценности грудного молока, но и в близости и крепкой связи между малышом и мамой. Отказ от груди был эмоционально грустным моментом для меня, но в физическом плане была счастлива его завершить. Немного об этом можете почитать тут.

“Ничего не понятно, но очень интересно”

  • Общение ТОЛЬКО с папой и мамой. Тут конечно пандемия внесла свои коррективы. Малыша хорошо развивает социум, он должен видеть разных людей, слышать разную речь, ведь люди говорят, ведут себя и играют с ребёнком каждый по-своему.

    Это разнообразие хорошо влияет на развитие, в будущем это ему поможет лучше понимать людей, взаимодействовать с ними, быстро адаптироваться под разные условия. Очень жаль, что я не могу сейчас дать дочке это разнообразие.

Я убеждена: очень важно то, чем эти первые три года жизни ребёнка наполняем мы с вами, взрослые. Ведь это могут быть мультики или компьютерные игры с утра до ночи, а может долгие прогулки по парку, собирание шишек и листиков, фотографирование птиц, кормление уточек. Понаблюдайте за собой и что вы предлагаете своему ребёнку.

Только мы, родители, ответственны за развитие наших детей. Главное – быть к себе критичным и не бояться ошибок.

Надеюсь, моя статья была для вас полезна! Делитесь в комментариях своим мнением, чем гордитесь вы, или о чём жалеете. Задавайте вопросы – с удовольствием отвечу.

Жду вас в группе ВК “Хорошая ли я мама”, где мало мусора и много хороших материалов о материнстве!

Читайте так же:

Три способа, которые облегчат жизнь кормящей мамы. Часть 1.

О родах доступным языком, статья№1. Роды и их фазы. Разбираем самое начало.

Послеродовая депрессия. Как маме не убить своего ребёнка и самой остаться в живых?

Источник

Счастье материнства, гармония в семье, радость на лицах детей, мудрые папа и мама, знающие как легко развивать и воспитывать ребенка – все это можно назвать просто – осознанное родительство! Зная особенности возраста, тонкости детской психологии, любой родитель сможет вырастить уверенного, доброго, счастливого и самодостаточного человека.

Давайте знакомиться, меня зовут Анна и я веду блог о детской психологии и осознанном родительстве.

Что важного есть на этапах взросления ребенка? На чем родителям нужно сконцентрировать внимание в каждый детский год? Как не пропустить важное на каждом периоде развития? Тема достаточно обширная, но давайте рассмотрим основные моменты первых 10 лет.

До 1 года

Происходит формирование безопасности или полного доверия к миру. Важно наличие ритмичной и певучей речи. Поэтому, дорогие родители, обклеивайте стены потешками и колыбельными и разучивайте их. Чем больше впитает малыш ритмичности – тем более чистой будет его речь в будущем. И, конечно, все это хорошо как для спокойствия мамы, так и для спокойствия малыша. Ведь пение привносит гармонию в общее состояние!

1 год

«Я есть в этом мире». Начинают потихоньку формироваться все познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление, восприятие, ощущение). Важно с 1 года до 2х лет уделять малышу побольше времени, хвалить, давать телесный контакт (взять на колени, погладить). Родители своим общением и поведением должны дать ребенку понять, что «ты есть и это для нас самое ценное». Но! Не стоит вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Если уж малыш чем-то занят, не стоит отвлекать его, даже если полный подгузник или сопли размазаны по всему лицу, ковру и игрушкам.

2 года

Утверждается «Я есть». В этом возрасте ребенок активно начинает оказывать сопротивление во всем. Пресловутый «кризис 3х лет» сдвинулся к 2,5 годам. Малыш всячески демонстрирует: «обратите на меня внимание!». Сгладить этот период можно только одним способом: ОТВЛЕКАТЬ. Дети, начиная с двух лет очень легко отвлекаются от своих проблем. Стоит просто сказать: «Ой, мышка побежала» или «А за окном заяц полетел». И лучше переключать на другую деятельность ДО начала возникновения конфликта.

3 года

Начинается самый прекрасный возраст – возраст послушания. Дети этого возраста мягкие и нежные, они соглашаются со многим, могут быть послушными. Самое главное в этом возрасте, чтобы научить ребенка самоорганизации или чему-либо еще – это похвала!

Т.к. дети очень эмоциональны в этот период – родителям категорически нельзя ссориться! Тем более разводиться. Травма будет на всю жизнь и станет сильнейшим ударом по здоровью.

4 года

Ребенок меняется кардинально! Он словно срывается с цепи, высока мышечная активность: они скачут, прыгают, носятся, толкаются и строят катакомбы. Если в доме, где есть 4х-летка, чистота и порядок – это однозначно невроз у мамы, а следовательно и у всей семьи. Единственный способ привлеч внимание ребенка этого возраста – остановить, присесть, поймать взгляд (очень важен контакт глаза в глаза) и мягко, спокойно сказать: «Так делать не надо, вот это хорошо, а это плохо». Объясняйте все подробно, иначе на простое эмоциональное «не надо!» или «нельзя!» у ребенка закрепится такое поведение.

Родителям важно в этом возрасте малыша быть спокойными и твердыми. Многое лучше просто игнорировать.

детская психология

5 лет

Начинает формироваться интеллект – это гармоничное развитие всех познавательных процессов. Дети схватывают все на лету! Для родителей важно в этот период давать как можно больше загадок (самое лучшее придумывать загадки вместе с малышом, а потом чтобы он сам начал придумывать), головоломок, ребусов. Так же как и в 3 года, рычагом в управлении ребенком будет похвала.

Обязательно назначьте своему маленькому помощнику 2-3 дела по дому (поливать цветы, кормить кота, стирать со стола). И еще важно: 5-летку ни в коем случае нельзя игнорировать. Даже если вы заняты разговором с президентом, обратите внимание, сказав: «Дорогой/ая, я как закончу, подойду». Не стоит отмахиваться или злостно шептать: «Подожди, не видишь я занята!?»

6 лет

Возраст социализации! Ребенок учиться устанавливать взаимосвязи, улаживать конфликты, играть по правилам. Так же, как и в 5 лет, нельзя игнорировать малыша. На своем примере показывайте и обьясняйте, как познакомиться, как войти в игру, как вести себя в споре… Помогайте малышу устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми.

7 лет

«А какой я?». И снова на помощь родителям приходит похвала. Это – кризисный возраст. Закончилось основное формирование личности. Часто в этом возрасте, если что-то не получается, ребенок впадает в полное самоуничижение. Поэтому будьте терпеливы и во всем помогайте.

8 лет

В этом возрасте чем больше ограничений, тем ребенку уютнее. Поэтому постарайтесь ввести режимные моменты. Таким образом вы сможете показать как легко живется, когда можешь сам себя организовать, когда ставишь цель и достигаешь ее.

9, 10 лет

Самые семейные периоды. Проводите как можно больше времени вместе. Ходите в музеи, театры, кино. Устраивайте семейные походы на природу, пикники. Дети в этом возрасте эмоционально предсказуемые, оптимистичные. В общем, получайте удовольствие от общения, показывайте и объясняйте все, о чем они попросят.

Подытожим! Важно запомнить, что в возрасте 3, 5, 9, 13 лет очень нужно хвалить свое ненаглядное чадо! Причем не просто «молодец». А наделяйте ребенка качествами: заботливый, терпеливый, внимательный, нежный, аккуратный, щедрый и т.д. То есть, когда ребенок по вашей просьбе принес вам стакан воды, скажите: «Спасибо тебе, мое солнышко, ты у меня такой заботливый». На грамотной похвале в эти возрастные периоды, ребенок свернет горы. Важно стараться не давать волю эмоциям. Спокойная мягкая похвала придаст сил и значимости и подстегнет к еще большим свершениям.

Счастья и гармонии вашим семьям! Терпения в сложные периоды и наслаждения в интересные моменты!

Анна Чернядьева специально для Hipsta Mama

Вам также может быть интересно:

  1. Как научить эмпатии?

  2. Нормы речевого развития ребёнка

  3. 96 способов занять ребенка

  4. 9 лайфхаков многодетной мамы, которые серьезно облегчают жизнь

Источник фото: 1, 2

Источник

Читайте также:  Творческая деятельность в интеллектуальном развитии ребенка