Самовоспитание как условие развития личности ребенка
Самовоспитание
– деятельность человека, направленная
на изменение своей личности в
соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный
уровень развития личности, ее самосознания,
способности к ее анализу при
сознательном сопоставлении своих
поступков с поступками других людей.
Отношение человека к своим потенциальным
возможностям, правильность самооценки,
умение видеть свои недостатки характеризуют
зрелость человека и являются предпосылками
организации самовоспитания.
Самовоспитание
предполагает использование таких
приемов, как самообязательство; самоотчет;
осмысление собственной деятельности
и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание
осуществляется в процессе самоуправления,
которое строится на основе сформулированных
человеком целей, программы действий,
контроля за выполнением программы,
оценки полученных результатов, самокоррекции.
К
методам самовоспитания относятся:
1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание
включает: самонаблюдение, самоанализ,
самооценивание, самосравнение.
Самообладание
опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление,
самоисповедь, самопринуждение, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос
в положение другого человека.
Самостимулирование
предполагает: самоутверждение, самоободрение,
самопоощрение, самонаказание, самокритика,
самовнушение, самоограничение.
Подросток
не выступает в качестве пассивного
объекта воспитательных воздействий.
У него формируется внутренняя позиция
к этим воздействиям, в зависимости
от которой он может или активно
работать над своим совершенствованием
(саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание
указанных положений привело
к тому, что все воздействия
и влияния, которые сказываются
на развитии личности, стали подразделять
на две группы – внешние и внутренние.
Средовые влияния и воспитание относятся
к внешним факторам личностного
развития человека. Природные склонности,
способности и задатки, а так
же вся совокупность его чувств и
переживаний, которые возникают
под влиянием внешних воздействий,
относятся к внутренним факторам.
С
этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только при
условии, если оно оказывает положительное
влияние на внутреннее стимулирование
ее активности в работе над собой.
Именно эта активность и собственное
стремление растущего человека к своему
совершенствованию в конечном итоге и
определяют его личностное развитие.
Из
этого следует – и это необходимо
подчеркнуть, – что процесс развития
личности по существу приобретает характер
саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал
развитие человека с тем, как растет
плодовое дерево, ведь в буквальном
смысле не человек его выращивает
– оно само растет. Он только создает
условия и стимулирует этот рост:
рыхлит и удобряет почву, когда нужно
поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание
– процесс, в ходе которого, посредством
волевых усилий собственной личности
человек переходит из одного состояния
в новое, качественно лучшее, высшее
по уровню нежели предыдущее.
- Особенности
развития и воспитания
учащихся среднего школьного (подросткового)
возраста.
Подростковый
возраст обычно называют переходным,
так как в этот период происходит
переход от детства к юности. У
учащихся этого возрастного периода
как бы переплетаются черты детства
и черты, во многом присущие юности,
но еще находящиеся в стадии становления
и развития. Вот почему подростка
иной раз характеризуют как полуребенка
и полувзрослого. Как полувзрослый
он ощущает быстрый рост физических сил
и духовных потребностей, как полуребенок
он еще ограничен своими возможностями
и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется
сложность и противоречивость характера,
поведения и развития подростков, что
дает основание считать этот возраст в
определенной мере трудным для воспитания.
“Отрыв”
от детства и приближение к
взрослому состоянию отчетливо проявляются
в тех своеобразных чертах физического
и духовного развития, которые отличают
подростков от младших школьников. Прежде
всего по-иному протекает физическое развитие
среднихшкольников. Оно характеризуется
большей интенсивностью, неравномерностью
и значительными осложнениями, связанными
с началом полового созревания.
Развитие
мозга, дальнейшее структурное формирование
нервных клеток и ассоциативных
волокон создают предпосылки
для совершенствования познавательной
деятельности подростков. Поступление
же в кровь гормонов, вырабатываемых органами
внутренней секреции, вызывает то повышение,
то понижение жизненного тонуса, то подъем,
то упадок работоспособности и энергии,
а также сопровождается чередованием
то хорошего настроения, то ухода во внутренние
переживания, то жизнерадостности, то
пассивности. В периоды понижения настроения
и упадка энергии у подростков могут появляться
раздражительность, равнодушное отношение
к учебе, ссоры с товарищами и конфликты
с друзьями, а также многие недоразумения
в отношениях с учителями и взрослыми.
Но и периоды подъема энергии
и активности подростков приносят
немало беспокойств. Нередко они сопровождаются
озорством, шалостями, стремлением показать
свою силу, физическое и моральное превосходство.
Именно в такие периоды отдельные подростки
проявляют “ложный героизм”: тайком
уходят из дому и устраивают в лесу “партизанские
лагеря”, организуют самовольные “путешествия”
в другие города и т.д. Указанные “срывы”
в поведении как раз и говорят о полудетскости
и полувзрослости подростков, о недостаточном
умении серьезно подходить к обдумыванию
своих действий и поступков. Все это, безусловно,
осложняет воспитание. Поэтому следует
всячески щадить нервную систему подростков,
проявлять особую чуткость и оказывать
помощь в учебе в периоды снижения успеваемости
с тем, чтобы случайной “двойкой”
не убить охоты к учению.
Для
подростков характерны значительные сдвиги
в мышлении, в познавательной деятельности.
В отличие от младших школьников они уже
не удовлетворяются внешним восприятием
изучаемых предметов и явлений, а стремятся
понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи. Стремясь
к постижению глубинных причин изучаемых
явлений, они задают много вопросов при
изучении нового материала (иной раз каверзных,
“с хитринкой”), требуют от учителя
большей аргументации выдвигаемых положений
и убедительного доказательства. На этой
основе у них развивается абстрактное
(понятийное) мышление и логическая память.
Закономерный характер этой особенности
их мышления и памяти проявляется только
при соответствующей организации познавательной
деятельности. Поэтому весьма важно обращать
внимание на придание процессу обучения
проблемного характера, учить подростков
самим находить и формулировать проблемы,
вырабатывать у них аналитико-синтетические
умения, способность к теоретическим обобщениям.
Не менее существенной задачей является
развитие навыков самостоятельной учебной
работы, формирование умения работать
с учебником, проявлять самостоятельность
и творческий подход при выполнении домашних
заданий.
Иным,
чем в младших классах, должен
быть процесс нравственного воспитания.
Подростки тяготятся, если их поведение
определяется внешним регулированием.
Они охотнее соблюдают правила поведения,
если эти правила хорошо осознаются ими
и выступают как их собственные моральные
принципы. Вот почему глубокое разъяснение
моральных норм и правил и формирование
у подростков нравственных взглядов и
убеждений должно составлять существенную
особенность нравственного воспитания.
Вместе с тем не теряет своего педагогического
значения и тактично осуществляемая регламентация,
а также контроль за поведением учащихся
как меры, предупреждающие необдуманные
поступки.
Весьма
рельефными представляются личностные
особенности подростков, связанные с их
положением в коллективе сверстников,
отношениями к учителям и взрослым, а также
к самим себе. Подростки, как правило, отличаются
коллективизмом, их привлекают общие интересы
и совместная деятельность, хотя в периоды
спада настроения и ухода во внутренние
переживания у них замечается и некоторое
стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой подростков
является стремление к утверждению своего
достоинства и престижа среди товарищей.
Основные пути к этому — хорошая учеба,
общественная активность, проявление
способностей в тех или иных видах деятельности,
внешняя обаятельность и т.д. Если же тот
или иной подросток не добивается достойного
места в коллективе, он тяжело переживает
свое положение.
Положение подростка в коллективе сказывается
на его отношениях с учителями и взрослыми.
Замечено, что в тех случаях, когда создается
конфликтная ситуация и нужно сделать
выбор между мнением учителя и мнением
класса, подросток чаще всего придерживается
мнения сверстников.
Возрастающие
интеллектуальные способности, общий
духовный рост и расширение межличностных
связей стимулируют развитие самосознания
подростков, возбуждают мечты о своем
призвании и будущем. Они сопоставляют
себя со сверстниками, оценивают свои
достоинства и недостатки. Но если о недочетах
других они судят строго, то по отношению
к себе они менее взыскательны. Это обусловливает
необходимость развития у них самокритичности
и побуждения к самовоспитанию.
1.4.
Технология самовоспитания
личности:
целеполагающие факторы
и задачи.
В
самом общем виде современная
школа ориентируется на следующие
воспитательные модели:
а)
модель образованного, интеллектуально
развитого выпускника, подготовленного
к освоению профессионального этапа
обучения;
б)
модель физически здорового человека;
в)
модель нравственно воспитанного человека
и гражданина;
г)
модель успешной(продуктивной, творческой)
личности;
д)
модель адаптирующейся личности, способной
приспособиться к социальным условиям
и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.
Концепция
самовоспитания выдвигает еще одну модель
воспитательного идеала: самовоспитывающуюся,
самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся
личность.
Зрелый
уровень самосовершенствования
характеризуют:
одухотворенность,
идейная направленность, связь мотивов
(целей) работы над собой с духовным ядром
личности;
устойчивость
целей и задач самосовершенствования,
превращение их в доминанту жизнедеятельности;
осознанное
поведение, направленное на улучшение
себя, своей личности.
К
такому уровню самовоспитания ребенок
должен подойти в результате применения
определенной педагогической технологии,
нацеленной, сориентированной на самовоспитание.
Под
педагогической технологией понимается
системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, применяемых
для достижения педагогических целей.
Главной
целью технологии самовоспитания личности
учащегося является создание условий
для перехода воспитания в самовоспитание,
введение личности ребенка в режим саморазвития,
поддержание и стимуляция этого режима
на каждом возрастном этапе, формирование
веры в самого себя и снабжение инструментарием
самовоспитания.
На
сегодняшнем этапе в реальной
обстановке классно-урочной системы
главная цель технологии самовоспитания
личности дробится на некоторое число
подцелей и задач:
В
области воспитания:
превращение
процесса школьного воспитания в самовоспитание;
осуществление
личностного подхода в учебно-воспитательном
процессе;
развитие
нравственной, волевой и эстетической
сфер личности;
формирование
веры ребенка в себя;
формирование
умений самовоспитания и самосовершенствования;
обеспечение
ребенку условий для максимального самовыражения,
самоутверждения, самореализации;
Создание
воспитательной среды, стимулирующей
у учащихся потребности в самосовершенствовании.
В
области обучения:
формирование
устойчивой мотивации к учению как к жизненно
важному процессу;
формирование
общеучебных знаний, умений, навыков;
Источник
Библиографическое описание:
Абобакирова, О. Н. Самовоспитание детей дошкольного возраста / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 273-274. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44596/ (дата обращения: 24.10.2020).
Ключевые слова:самовоспитание, дошкольник, процесс, малоэффективно, дети, программы, речь
Основа здоровья, воспитания закладывается в детстве. Значительная часть детей посещают дошкольные учреждения, где созданы все условия для развития. Но имеются дети, развитие которых имеет свои особенности, это дети с нарушением сенсорных анализаторов, интеллекта. Эти дети требуют особых условий для воспитания и развития. Значительную часть из них составляют дети с речевыми расстройствами.
Очень много лет существует мир. Многое в нем меняется, но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было, есть и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; будут проходить свой жизненный путь, кто-то — учась на своих ошибках, кто-то — на чужих. Но каждый человек будет стремиться к своему совершенству, преодолевая преграды, время и самого себя.
Жизнь всегда заставляла людей искать путь к самосовершенствованию. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. Итак, речь пойдет о самовоспитание детей.
Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдут наши дети, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе. Как говорит народная мудрость: «Век живи — век учись», значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и так далее. И всё — таки, что такое самовоспитание?
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно. Развитие человека зависит не только от обстоятельств жизни, воспитания, но и от его отношения к делу, трудолюбия, умения, всего того, что формируется самовоспитания.
Самовоспитание — сознательное деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов само регуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствования. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят само приказ, само одобрение, самовнушение. Такие взрослые слова, какое же отношение они имеют к нашим маленьким детям? Самое прямое!
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Воспитание и обучение, которое осуществляются обществом посредством семьи, детского сада, школы, различных общественных организаций и средств массовой информации, требуют не только поддержки со стороны развивающейся личности, но и встречной работы, то есть самовоспитания, без чего общественное воспитание малоэффективно.
Элементы самовоспитания и самообучения наблюдаются уже у дошкольника, когда он регулирует свое поведение в соответствии с представлением о том, что хорошо и что плохо, развивает свои силы, когда рисует, лепит фигурки из пластилина или играет со сверстниками. Однако это самовоспитание стихийное, ребенок не сознает, что он сам себя в какой-то мере совершенствует. Например: укололась о колючку, больно! Старается найти место, где не растут колючки или обходить их стороной, когда играет во дворе.
Рисует, смешивает цвета, накладывает на светлую краску темную. Рисунок испорчен! Следующий шаг — не смешивает краски, то есть рисует одним и тем же цветом. Рисунок не нравится! Начинает очень аккуратно выбирать цвета.
Все эти незначительные поступки для взрослого, для маленького человека, только начинающего жить, имеют огромную и значительную роль в его же самовоспитании. То есть с раннего детства, с первых шагов в жизнь, человек сам себя начинает воспитывать.
Конечно, необходимо помощь, а не навязывание своего мнения. Также взрослый должен пытаться руководить процессом самовоспитания ребенка, но очень аккуратно, чтоб не вырастить безвольного, несамостоятельного человека.
Можно выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием ребенка: побуждение у ребенка стремление стать лучше, развить в нем положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств; оказание помощи детям в оценки самих себя; оказание помощи в разработке программы самовоспитания; вооружение ребенка примерами самовоспитания. Итак, цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Не надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Литература:
- Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): самовоспитание, ребенок, воспитание, естественный процесс адаптации личности, массовая информация, оказание помощи, проблема самовоспитания.
Источник