Самостоятельность ребенка в 4 года
«Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»
ЗАДАЧИ:
– определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;
– повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.
УЧАСТНИКИ:
– воспитатель и родители
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.
2- Доклад на тему «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»
– Дети 4-5 лет должны уметь…
– Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
3Решение групповых вопросов
4Итог собрания
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее, и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребёнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребёнку положить салфетку). Одному ребёнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание, не отвлечься. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью, а учёба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребёнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребёнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребёнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.
Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.
Но:
– порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;
– выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;
– дела, которые вы поручаете ребёнку, должны быть безопасными для него;
– продолжительность труда не должно превышать 15-20 ти минут.
Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так, что если ребёнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всё делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.
Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным, а должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесёт удовлетворение ребёнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребёнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребёнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребёнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
И надо приучать ребёнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всё в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.
Что дети должны научиться делать самостоятельно
- Мыть руки, засучивая рукава;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- Правильно пользоваться мылом;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
- Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни), салфеткой;
- Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Педагогическая ситуация
«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
– Сам! Сам! Сам!
– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
Что ваш ребенок делает сам?
Педагогическая ситуация
«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Вопросы:
Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Проводится дискуссия по данным ситуациям и обсуждение.
– Наше собрание завершается. Хотим напомнить Вам, не нужно забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. Для нормального развития малыша желательно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Мы желаем вам понимания в общении с Вашими любимыми малышами.
Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее нам хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.
Спасибо за внимание!
Источник
Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет.
В течение года ко мне обращались родители с вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. Чаще всего обсуждалась тема самостоятельности детей.
Самостоятельность ребенка для многих родителей – очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что значит «самостоятельный».
Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:
– «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
– «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
– «свободный от посторонних влияний, помощи, опыт добытый личными усилиями».
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Также из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка, – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать за ребёнка мы, взрослые, причиняем ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других.
Уже к четырём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.
Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.
И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.
Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослого. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых ребёнок может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказаться играть с ними.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то что они ещё малы? Такой ребёнок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.
Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действовать, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.
Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. , Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений.
В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.
В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
Но, пожалуй, главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Семь простых правил установления сотрудничества с детьми,
описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:
1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».
2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».
3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).
4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»
5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.
6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.
7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.
Источник