Самообразование развитие речи ребенка раннего возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»
План работы по самообразованию
«Инновационные методики детей раннего возраста».
(«Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Выполнила: Дик Е.Л.
2018, г.Сыктывкар
Содержание:
2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.
3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.
4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.
Актуальность.
Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: – владеет активной речью, включенной в общение; – может обращаться с вопросами и просьбами; – понимает речь взрослых; – знает названия окружающих предметов и игрушек; – стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; – проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; – эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога – развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;
Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.
Для достижения цели был выдвинут ряд задач:
1. Изучение методической литературы и передовых
образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего
возраста.
2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих
созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по
развитию речи детей раннего возраста.
4. Создать предметно-развивающую среду в группе.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Основные направления работы:
1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.
2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)
3. Обмен опытом с коллегами.
4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Этапы и сроки работы
Этапы работы по самообразованию | Деятельность педагога | Сроки выполнения работы |
1-ый этап -Организационный |
| Сентябрь |
2-ой этап- Основной |
Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.
| Сентябрь |
«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
| Январь | |
| Февраль | |
«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных» | Март | |
| Апрель | |
3-ий этап-Заключительный |
| Май |
В течении года
- Изучение и анализ методической литературы и
современных подходов к проблеме
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,
1999
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети
раннего возраста в дошкольных учреждениях –
М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с
- Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и
дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их
решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.
- Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:
Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.
- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-
М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду
Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.
- Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию
речи 2007 – 160.:
- Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,
Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М
Просвещение, 1984.-240с.
- Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
- Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,
и красиво рисовать. – Ярославль, 1997
- Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей
возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009
- Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –
Москва. 2000
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. –
Москва, 1994
- Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и
мышление. – Москва, 2000
- Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества
дошкольников. – Москва, 2001
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего
дошкольного возраста. – Москва, 2001
- Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. – М.:
Просвещение, 1981
- Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. – М.:
Просвещение, 1970
- Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок
Москва, Просвещение, 1988 г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие
для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е
изд., испр. – М.: Просвещение, 1979
- Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного
произношения Москва, Просвещение, 1989 г.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и
проектной деятельности
- Создание современной предметно-развивающей среды
в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление
наглядных пособий, презентаций, игр, составление
картотек и т. д.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 “Зоряночка”
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
детский сад №8 «Зоряночка»
____________С.Ю.Месикова
«___» ______ 2020 г.
План по самообразованию
«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
Воспитатель:
Шенгелиа.Е.В
г. Ессентуки, 2020-2021г.
«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
Дата начала работы над темой: с 01.09.2020г.
Дата окончания: 31.05.2021г.
Цель: Уделить особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность:
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно – психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Этапы реализации:
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
- изучить литературу по данной теме;
- составить перспективный план на учебный год;
- создать предметно – развиваю среду;
- составить картотеки по речевому развитию;
- повысить интерес родителей к развитию речи детей;
- подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
- разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей раннего возраста;
- обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
- проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.
Организационно-диагностический
- установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
- пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
- повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
- заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
- использование логопедических технологий в профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет;
- оформление центра речевого развития детей.
Результативный – итоговый
- развитие речи дошкольников: улучшаются навыки диалогической речи на 30%, её грамматический строй на 40% ,речь становиться эмоционально насыщенной, выразительной, повышение уровня связной речи до 70%;
- сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
- словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;
- формирование интегративных качеств, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды ребёнка;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Методы и формы работы:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, ипоскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Предполагаемые итоги реализации
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности младших дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
- установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
- пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
- повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному ворчеству;
- заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.
Основной вопрос, намеченный для изучения
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возвраста;
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;
– изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;
-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;
-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Перспективный план работы по теме самообразования:
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | 1.Изучение методической литературы. 2. Постановка цели и задач по данной теме. 3. Утверждение плана работы на год. | 1.Заучивание пальчиковой игры “Замок” 2. Заучивание пальчиковой игры “Капуста” | 1. Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возвраста” |
Октябрь | 1.Изучение темы: «Развитие речи детей раннего возраста» | Занятия на развития речи | 1.Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка» |
Ноябрь | Создание картотеки по развитию речи для работы с детьми по теме “Развитие речи детей раннего возвраста” | Разучивание и проговаривание потешек, и частушек. | Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам. |
декабрь | Консультация для педагогов: «Развитие речи в раннем возрасте». | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | Консультация: “Всегда ли правельно звучит ваша речь, взрослые?” |
Январь | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». | 1.Использования потешек в режимных моментах 2.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т.д. | 1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья». |
Февраль | Проведение занятий по развитию речи: “Занятие с куклой” | Заучивание пальчиковой игры “Как живешь” | Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля |
Март | Беседа для педагогов: “Какими играми играет ребенок для развития речи?” | Развлечение “Путешествие по сказкам” | Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту |
Апрель | Изучение темы “Игровая деятельность как развичие речи у дитей раннего возвратса.” | Д/и «Угадай животное». | Помощь родителей в изготовление и приобретение настольно – печатных игр по развитию речи. |
Май | Самоанализ плана самообразования | Обыгрывание детей знакомой сказки | Презентация о проделанной работе |
Методическая литература:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.
М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.
2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.
4. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.
7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.
12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.
Источник