Самообразование развитие речи ребенка раннего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

План работы по самообразованию

«Инновационные методики детей раннего возраста».

(«Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Выполнила: Дик Е.Л.

2018, г.Сыктывкар

Содержание:

2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.

3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.

4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.

Актуальность.

Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: – владеет активной речью, включенной в общение; – может обращаться с вопросами и просьбами; – понимает речь взрослых; – знает названия окружающих предметов и игрушек; – стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; – проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; – эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога – развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;

Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.

Для достижения цели был выдвинут ряд задач:

1. Изучение методической литературы и передовых

образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего

возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих

созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по

развитию речи детей раннего возраста.

4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Основные направления работы:

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Читайте также:  Развитие ребенка на каждый день до 1 года

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Этапы и сроки работы

Этапы

работы

по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки

выполнения

работы

1-ый этап -Организационный

  • Составление плана самообразования
  • Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей 2-3 лет.
  • Ознакомление с опытом работы коллег.

Сентябрь

2-ой этап- Основной

  • Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.

Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.

  • Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»

Сентябрь

  • Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

  • Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»

Октябрь

  • Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
  • Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».

Ноябрь

  • Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  • Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
  • Составление перспективных планов

Декабрь

  • Практическое применение наработанных материалов с детьми
  • Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

Январь

  • Консультация «Методы и приемы развития речи.

Февраль

  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

Март

  • Консультации: «Игротека в кругу семьи»
  • Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»

Апрель

3-ий этап-Заключительный

  • Презентация работы по самообразованию
  • Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»

Май

В течении года

  1. Изучение и анализ методической литературы и

современных подходов к проблеме

  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,

1999

  • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети

раннего возраста в дошкольных учреждениях –

М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с

  • Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и

дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их

решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.

  • Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:

Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

  • Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-

М.: Просвещение, 1991.-160с.

  • Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду

Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.

  • Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию

речи 2007 – 160.:

  • Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,

Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М

Просвещение, 1984.-240с.

  • Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
  • Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,

и красиво рисовать. – Ярославль, 1997

  • Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей

возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009

  • Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –

Москва. 2000

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. –

Москва, 1994

  • Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и

мышление. – Москва, 2000

  • Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества

дошкольников. – Москва, 2001

  • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего

дошкольного возраста. – Москва, 2001

  • Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. – М.:

Просвещение, 1981

  • Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. – М.:

Просвещение, 1970

  • Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок

Москва, Просвещение, 1988 г.

  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие

для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е

изд., испр. – М.: Просвещение, 1979

  • Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи

детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

  • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного
Читайте также:  Развитие ребенка в северске

произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

  • Изучение статей, конспектов по самообразованию и

проектной деятельности

  1. Создание современной предметно-развивающей среды

в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление

наглядных пособий, презентаций, игр, составление

картотек и т. д.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 “Зоряночка”

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детский сад №8 «Зоряночка»

____________С.Ю.Месикова

«___» ______ 2020 г.

План по самообразованию

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»

Воспитатель:

Шенгелиа.Е.В

г. Ессентуки, 2020-2021г.

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»

Дата начала работы над темой: с 01.09.2020г.

Дата окончания: 31.05.2021г.

Цель: Уделить особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно – психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Этапы реализации:

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

  • изучить литературу по данной теме;
  • составить перспективный план на учебный год;
  • создать предметно – развиваю среду;
  • составить картотеки по речевому развитию;
  • повысить интерес родителей к развитию речи детей;
  • подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
  • разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей раннего возраста;
  • обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
  • проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.

Организационно-диагностический

  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
  • использование логопедических технологий в профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет;
  • оформление центра речевого развития детей.

Результативный – итоговый

  • развитие речи дошкольников: улучшаются навыки диалогической речи на 30%, её грамматический строй на 40% ,речь становиться эмоционально насыщенной, выразительной, повышение уровня связной речи до 70%;
  • сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
  • словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;
  • формирование интегративных качеств, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды ребёнка;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Методы и формы работы:

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, ипоскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Предполагаемые итоги реализации

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности младших дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному ворчеству;
  • заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.
Читайте также:  Влияние привязанности на развитие ребенка

Основной вопрос, намеченный для изучения

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возвраста;

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

– изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;

-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Перспективный план работы по теме самообразования:

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Изучение методической литературы.

2. Постановка цели и задач по данной теме.

3. Утверждение плана работы на год.

1.Заучивание пальчиковой игры “Замок”

2. Заучивание пальчиковой игры “Капуста”

1. Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возвраста”

Октябрь

1.Изучение темы: «Развитие речи детей раннего возраста»

Занятия на развития речи

1.Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка»

Ноябрь

Создание картотеки по развитию речи для работы с детьми по теме “Развитие речи детей раннего возвраста”

Разучивание и проговаривание потешек, и частушек.

Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам.

декабрь

Консультация для педагогов: «Развитие речи в раннем возрасте».

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация: “Всегда ли правельно звучит ваша речь, взрослые?”

Январь

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

1.Использования потешек в режимных моментах

2.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т.д.

1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Февраль

Проведение занятий по развитию речи: “Занятие с куклой”

Заучивание пальчиковой игры “Как живешь”

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля

Март

Беседа для педагогов: “Какими играми играет ребенок для развития речи?”

Развлечение “Путешествие по сказкам”

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту

Апрель

Изучение темы “Игровая деятельность как развичие речи у дитей раннего возвратса.”

Д/и «Угадай животное».

Помощь родителей в изготовление и приобретение настольно – печатных игр по развитию речи.

Май

Самоанализ плана самообразования

Обыгрывание детей знакомой сказки

Презентация о проделанной работе

Методическая литература:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.

М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.

2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В.В. Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.

12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.

Источник