С н цейтлин речевое развитие ребенка

ОГЛАВЛЕНИЕ
Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
ISBN 5-691-00527-8.
В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (русского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, синтаксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится проблеме качественного уровня речи взрослых (прежде всего, речи матери), а также закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к частным, от частных — к единичным исключениям).
Учебное пособие адресовано студентам филологических, дошкольных, дефектологических факультетов высших учебных заведений. Представит интерес для лингвистов, психологов, логопедов, учителей, работников дошкольных учреждений, а также родителей.
ББК 81я73
© Цейтлин С.Н., 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………. 5
ЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ…………………………………………………………….. 7
ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ………………………………. 9
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ………………………………………………………………………………………. 15
ЯЗЫК ЖЕСТОВ………………………………………………………………………………………….. 21
КАК МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ……………………………………. 24
ИМИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА……………………………………. 35
РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА………………………………………………………. 42
НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН……………………………………………………. 48
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ РЕЧИ…………………………………………. 66
УСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИИ…………………………………………………………………….. 82
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА…………………………………………………………… 92
ОВЛАДЕНИЕ ПАДЕЖАМИ………………………………………………………………………. 98
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ…………………………………………………. 104
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА…………………………………………………………… 115
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА………………………………………………. 122
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ……………………………….. 132
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ……………………………………………….. 138
УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА…………………………………………………….. 148
УСВОЕНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ…………………………………………….. 152
УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………… 156
О «ЛЕПЫХ НЕЛЕПИЦАХ»……………………………………………………………………… 159
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………………… 164
КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ…………………………………………………. 167
«ДЕТСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»…………………………………………………………………. 178
РАСШИРЕНИЕ И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………………………….. 184
словесные замены……………………………………………………………………… iss
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ…………………….. 192
УСВОЕНИЕ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………… 198
ОВЛАДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ……………………………………… 203
ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209
МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ…………………………………………… 220
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ……………………………. 227
УСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ……………………………… ,………………… 231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 233
ЛИТЕРАТУРА………………………………… 235
Памяти Корнея Ивановича Чуковского
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга посвящена светлой памяти К.И.Чуковского. В свое время именно ему удалось привлечь внимание многих к этому удивительному феномену, каким является речь ребенка. Он многое увидел в ней с необычайной прозорливостью и сумел рассказать об этом простыми и мудрыми словами. Ему удалось вовлечь сотни людей в увлекательнейшее занятие — коллекционирование детских высказываний. Каждое из изданий «От двух до пяти» вмещало в себя все новый и новый материал, присылаемый ему мамами и папами, дедушками и бабушками малышей.
Многие благодаря ему научились лучше слышать своих детей. Лишь небольшую часть присылаемого мог он поместить в своей книге. Мне довелось работать в его архиве, который хранится в настоящее время в Российской государственной библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой материал, не опубликованный по тем или иным причинам К.И.Чуковским, можно найти в этой книге. Так что пусть не удивляется тот, кто обнаружит в ней какое-нибудь из детских своих изречений, которое было в свое время послано его родителями К.И.Чуковскому.
И собственная моя коллекциям, собираемая в течение 30 с лишним лет, вмещает уже многие тысячи фактов. При этом это все равно лишь ничтожная часть всего, что изобретено детьми. Говоря так, я имею в виду прежде всего детские инновации («детские речения», как их называл К.И.Чуковский, которые оказываются, по его словам, «порою даже правильнее наших»). Имеет огромную теоретическую и практическую ценность ежедневно фиксируемая и отражающая рост и развитие ребенка обычная речь — вне зависимости от того, есть в ней смешные несуразности или нет.
Именно о том, как ребенок входит в свой родной язык, какие трудности ждут его на этом пути, — книга, предлагаемая вашему вниманию.
Курс детской речи читается в ряде учебных заведений, а учебника до сих пор нет. Знание особенностей речи ребенка нужно не только лингвисту, но и психологу, педагогу, логопеду. Как определить, имеются или нет отклонения в речевом развитии ребенка, если не знаешь, каким считается нормальное речевое развитие на каждом возрастном этапе? Как правильно совершенствовать речь детей? Об этом и расскажет книга.
Несколько слов о структуре пособия. Оно подразделяется на главы в соответствии с обсуждаемыми лингвистическими проблемами. Главы различны по объему и числу фактов, привлекаемых для анализа. Все примеры, приведенные в книге, извлечены из документальных записей спонтанной Детской речи. Большая часть этого материала представляет извлечения из собственной коллекции автора, некоторая часть (около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.
Хотелось бы выразить благодарность всем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги.
Это студенты разных поколений, которые учились на факультетах русского языка и литературы, дефектологическом, факультете дошкольного воспитания РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой интерес к лингвистике детской речи. Особая благодарность тем, кто вел наблюдения за речью своего ребенка или других детей и делился со мной этими наблюдениями. Некоторые из них были членами кружка детской речи, другие работали в спецсеминарах, писали курсовые или дипломные работы. Вот их имена: М.И.Абабко-ва, Н.А.Вернадская, Е.Воловельская, А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева, С.Алексеева, Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова, Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова, К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова, М.Багдасарян, Е.Петрунина.
Благодарю читателей журналов «Наука и жизнь», «Русская речь», «Русский язык в школе», «Семья и школа», которые откликнулись на мои первые публикации по детской речи и прислали свои записи.
Благодарю своих коллег-лингвистов, поделившихся со мной наблюдениями за речью своих детей.
Только коллективными усилиями можно добиться успехов в таком трудном деле, каким является изучение речи ребенка.
Особая благодарность — сотрудникам Управления дошкольного воспитания Министерства образования России, которые инициировали эту работу и поддерживали на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу Соросу, финансовая поддержка которого способствовала работе над первым вариантом этой книги. Этот вариант книги («Язык и ребенок») был написан в 1995 г., но из-за ряда причин не был в то время издан.
Date: 2015-12-13; view: 2323; Нарушение авторских прав
Источник
ББК
81я73 Ц32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цейтлин С.Н.
Ц32 Язык и ребенок:
Лингвистика детской речи: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб, заведений. —
М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
ISBN
5-691-00527-8.
В
пособии рассматривается процесс
освоения ребенком родного (русского)
языка: звуковой стороны речи,
морфологических категорий, синтаксических
конструкций, формирование словаря.
Уделено внимание особенностям
письма, объясняются закономерности
орфографических ошибок
у детей. Автор придерживается
«конструктивистского» подхода к
проблеме освоения языка, т. е. полагает,
что ребенок строит собственную
языковую систему на основе речевых
образцов, которые получает от
взрослых. Поэтому большое место в
пособии отводится проблеме качественного
уровня речи взрослых (прежде всего,
речи матери), а также закономерностям
усвоения языковых норм и правил (от
общих — к частным, от частных — к
единичным исключениям).
Учебное
пособие адресовано студентам
филологических, дошкольных,
дефектологических факультетов высших
учебных заведений. Представит интерес
для лингвистов, психологов, логопедов,
учителей, работников
дошкольных учреждений, а также родителей.
ББК 81я73
© Цейтлин С.Н., 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление
обложки.
«Гуманитарный
издательский
ISBN
5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ЛИНГВИСТИКА
ДЕТСКОЙ РЕЧИ 7
ЯЗЫКОВЫЕ
ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ 9
ДЕТСКИЙ
ЛЕПЕТ 15
ЯЗЫК
ЖЕСТОВ 21
КАК
МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ 24
ИМИТАЦИЯ
И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА 35
РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ
ЯЗЫКА 42
НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН 48
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ
РЕЧИ 66
УСВОЕНИЕ
МОРФОЛОГИИ 82
УСВОЕНИЕ
КАТЕГОРИИ ЧИСЛА 92
ОВЛАДЕНИЕ
ПАДЕЖАМИ 98
СКЛОНЕНИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 104
УСВОЕНИЕ
КАТЕГОРИИ РОДА 115
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
В РЕЧИ РЕБЕНКА 122
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 132
ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ 138
УСВОЕНИЕ
ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА 148
УСВОЕНИЕ
ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ 152
УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 156
О «ЛЕПЫХ
НЕЛЕПИЦАХ» 159
ВИДЫ
ИННОВАЦИЙ 164
КОНСТРУИРОВАНИЕ
НОВЫХ СЛОВ 167
«ДЕТСКАЯ
ЭТИМОЛОГИЯ» 178
РАСШИРЕНИЕ
И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ 184
словесные
замены iss
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ 192
УСВОЕНИЕ
ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ 198
ОВЛАДЕНИЕ
ФРАЗЕОЛОГИЕЙ 203
ОВЛАДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209
МАЛЕНЬКИЕ
ЛИНГВИСТЫ 220
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ
ТЕКСТОВ 227
УСВОЕНИЕ
ГРАМОТЫ , 231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233
ЛИТЕРАТУРА235
Памяти Корнея
Ивановича Чуковского
Книга
посвящена светлой памяти К.И.Чуковского.
В свое время именно ему
удалось привлечь внимание многих к
этому удивительному феномену, каким
является речь ребенка. Он многое увидел
в ней с необычайной прозорливостью
и сумел рассказать об этом простыми и
мудрыми словами. Ему удалось
вовлечь сотни людей в увлекательнейшее
занятие — коллекционирование детских
высказываний. Каждое из изданий «От
двух до пяти» вмещало в себя
все новый и новый материал, присылаемый
ему мамами и папами, дедушками и
бабушками малышей.
Многие
благодаря ему научились лучше слышать
своих детей. Лишь небольшую часть
присылаемого мог он поместить в своей
книге. Мне довелось работать в его
архиве, который хранится в настоящее
время в Российской государственной
библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой
материал, не опубликованный
по тем или иным причинам К.И.Чуковским,
можно найти в этой книге.
Так что пусть не удивляется тот, кто
обнаружит в ней какое-нибудь из детских
своих изречений, которое было в свое
время послано его родителями
К.И.Чуковскому.
И
собственная моя коллекциям, собираемая
в течение 30 с лишним лет, вмещает уже
многие тысячи фактов. При этом это все
равно лишь ничтожная часть всего, что
изобретено детьми. Говоря так, я имею
в виду прежде всего детские
инновации («детские речения», как их
называл К.И.Чуковский, которые
оказываются, по его словам, «порою даже
правильнее наших»). Имеет огромную
теоретическую и практическую ценность
ежедневно фиксируемая и
отражающая рост и развитие ребенка
обычная речь — вне зависимости от того,
есть в ней смешные несуразности или
нет.
Именно
о том, как ребенок входит в свой родной
язык, какие трудности ждут
его на этом пути, — книга, предлагаемая
вашему вниманию.
Курс
детской речи читается в ряде учебных
заведений, а учебника до сих пор нет.
Знание особенностей речи ребенка нужно
не только лингвисту, но и психологу,
педагогу, логопеду. Как определить,
имеются или нет отклонения в речевом
развитии ребенка, если не знаешь, каким
считается нормальное речевое
развитие на каждом возрастном этапе?
Как правильно совершенствовать речь
детей? Об этом и расскажет книга.
Несколько
слов о структуре пособия. Оно подразделяется
на главы в соответствии
с обсуждаемыми лингвистическими
проблемами. Главы различны
по объему и числу фактов, привлекаемых
для анализа. Все примеры, приведенные
в книге, извлечены из документальных
записей спонтанной Детской речи. Большая
часть этого материала представляет
извлечения из собственной
коллекции автора, некоторая часть
(около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.
Хотелось
бы выразить благодарность всем, кто
так или иначе способствовал
выходу в свет этой книги.
Это
студенты разных поколений, которые
учились на факультетах русского
языка и литературы, дефектологическом,
факультете дошкольного воспитания
РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой
интерес к лингвистике детской
речи. Особая благодарность тем, кто вел
наблюдения за речью своего ребенка
или других детей и делился со мной этими
наблюдениями. Некоторые
из них были членами кружка детской
речи, другие работали в спецсеминарах,
писали курсовые или дипломные работы.
Вот их имена: М.И.Абабко-ва,
Н.А.Вернадская, Е.Воловельская,
А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева,
С.Алексеева,
Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова,
Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова,
К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова,
М.Багдасарян, Е.Петрунина.
Благодарю
читателей журналов «Наука и жизнь»,
«Русская речь», «Русский
язык в школе», «Семья и школа», которые
откликнулись на мои первые публикации
по детской речи и прислали свои записи.
Благодарю своих коллег-лингвистов,
поделившихся со мной наблюдениями
за речью своих детей.
Только
коллективными усилиями можно добиться
успехов в таком трудном
деле, каким является изучение речи
ребенка.
Особая благодарность —
сотрудникам Управления дошкольного
воспитания
Министерства образования России,
которые инициировали эту работу и
поддерживали
на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу
Соросу, финансовая поддержка которого
способствовала работе над первым
вариантом этой книги.
Этот вариант книги («Язык и ребенок»)
был написан в 1995 г., но из-за ряда
причин не был в то время издан.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
18.03.20154.37 Mб33Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
ISBN 5-691-00527-8.
В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (русского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, синтаксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится проблеме качественного уровня речи взрослых (прежде всего, речи матери), а также закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к частным, от частных — к единичным исключениям).
Учебное пособие адресовано студентам филологических, дошкольных, дефектологических факультетов высших учебных заведений. Представит интерес для лингвистов, психологов, логопедов, учителей, работников дошкольных учреждений, а также родителей.
ББК 81я73
© Цейтлин С.Н., 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………. 5
ЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ…………………………………………………………….. 7
ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ………………………………. 9
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ………………………………………………………………………………………. 15
ЯЗЫК ЖЕСТОВ………………………………………………………………………………………….. 21
КАК МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ……………………………………. 24
ИМИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА……………………………………. 35
РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА………………………………………………………. 42
НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН……………………………………………………. 48
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ РЕЧИ…………………………………………. 66
УСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИИ…………………………………………………………………….. 82
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА…………………………………………………………… 92
ОВЛАДЕНИЕ ПАДЕЖАМИ………………………………………………………………………. 98
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ…………………………………………………. 104
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА…………………………………………………………… 115
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА………………………………………………. 122
УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ……………………………….. 132
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ……………………………………………….. 138
УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА…………………………………………………….. 148
УСВОЕНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ…………………………………………….. 152
УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………… 156
О «ЛЕПЫХ НЕЛЕПИЦАХ»……………………………………………………………………… 159
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………………… 164
КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ…………………………………………………. 167
«ДЕТСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»…………………………………………………………………. 178
РАСШИРЕНИЕ И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………………………….. 184
словесные замены……………………………………………………………………… iss
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ…………………….. 192
УСВОЕНИЕ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………… 198
ОВЛАДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ……………………………………… 203
ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209
МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ…………………………………………… 220
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ……………………………. 227
УСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ……………………………… ,………………… 231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 233
ЛИТЕРАТУРА………………………………… 235
Памяти Корнея Ивановича Чуковского
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга посвящена светлой памяти К.И.Чуковского. В свое время именно ему удалось привлечь внимание многих к этому удивительному феномену, каким является речь ребенка. Он многое увидел в ней с необычайной прозорливостью и сумел рассказать об этом простыми и мудрыми словами. Ему удалось вовлечь сотни людей в увлекательнейшее занятие — коллекционирование детских высказываний. Каждое из изданий «От двух до пяти» вмещало в себя все новый и новый материал, присылаемый ему мамами и папами, дедушками и бабушками малышей.
Многие благодаря ему научились лучше слышать своих детей. Лишь небольшую часть присылаемого мог он поместить в своей книге. Мне довелось работать в его архиве, который хранится в настоящее время в Российской государственной библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой материал, не опубликованный по тем или иным причинам К.И.Чуковским, можно найти в этой книге. Так что пусть не удивляется тот, кто обнаружит в ней какое-нибудь из детских своих изречений, которое было в свое время послано его родителями К.И.Чуковскому.
И собственная моя коллекциям, собираемая в течение 30 с лишним лет, вмещает уже многие тысячи фактов. При этом это все равно лишь ничтожная часть всего, что изобретено детьми. Говоря так, я имею в виду прежде всего детские инновации («детские речения», как их называл К.И.Чуковский, которые оказываются, по его словам, «порою даже правильнее наших»). Имеет огромную теоретическую и практическую ценность ежедневно фиксируемая и отражающая рост и развитие ребенка обычная речь — вне зависимости от того, есть в ней смешные несуразности или нет.
Именно о том, как ребенок входит в свой родной язык, какие трудности ждут его на этом пути, — книга, предлагаемая вашему вниманию.
Курс детской речи читается в ряде учебных заведений, а учебника до сих пор нет. Знание особенностей речи ребенка нужно не только лингвисту, но и психологу, педагогу, логопеду. Как определить, имеются или нет отклонения в речевом развитии ребенка, если не знаешь, каким считается нормальное речевое развитие на каждом возрастном этапе? Как правильно совершенствовать речь детей? Об этом и расскажет книга.
Несколько слов о структуре пособия. Оно подразделяется на главы в соответствии с обсуждаемыми лингвистическими проблемами. Главы различны по объему и числу фактов, привлекаемых для анализа. Все примеры, приведенные в книге, извлечены из документальных записей спонтанной Детской речи. Большая часть этого материала представляет извлечения из собственной коллекции автора, некоторая часть (около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.
Хотелось бы выразить благодарность всем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги.
Это студенты разных поколений, которые учились на факультетах русского языка и литературы, дефектологическом, факультете дошкольного воспитания РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой интерес к лингвистике детской речи. Особая благодарность тем, кто вел наблюдения за речью своего ребенка или других детей и делился со мной этими наблюдениями. Некоторые из них были членами кружка детской речи, другие работали в спецсеминарах, писали курсовые или дипломные работы. Вот их имена: М.И.Абабко-ва, Н.А.Вернадская, Е.Воловельская, А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева, С.Алексеева, Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова, Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова, К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова, М.Багдасарян, Е.Петрунина.
Благодарю читателей журналов «Наука и жизнь», «Русская речь», «Русский язык в школе», «Семья и школа», которые откликнулись на мои первые публикации по детской речи и прислали свои записи.
Благодарю своих коллег-лингвистов, поделившихся со мной наблюдениями за речью своих детей.
Только коллективными усилиями можно добиться успехов в таком трудном деле, каким является изучение речи ребенка.
Особая благодарность — сотрудникам Управления дошкольного воспитания Министерства образования России, которые инициировали эту работу и поддерживали на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу Соросу, финансовая поддержка которого способствовала работе над первым вариантом этой книги. Этот вариант книги («Язык и ребенок») был написан в 1995 г., но из-за ряда причин не был в то время издан.
Date: 2015-12-13; view: 421; Нарушение авторских прав
Источник