С н цейтлин речевое развитие ребенка

С н цейтлин речевое развитие ребенка thumbnail

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

ISBN 5-691-00527-8.

В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (рус­ского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, син­таксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собствен­ную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится проблеме ка­чественного уровня речи взрослых (прежде всего, речи матери), а также закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к част­ным, от частных — к единичным исключениям).

Учебное пособие адресовано студентам филологических, дошколь­ных, дефектологических факультетов высших учебных заведений. Пред­ставит интерес для лингвистов, психологов, логопедов, учителей, работ­ников дошкольных учреждений, а также родителей.

ББК 81я73

© Цейтлин С.Н., 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………. 5

ЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ…………………………………………………………….. 7

ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ………………………………. 9

ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ………………………………………………………………………………………. 15

ЯЗЫК ЖЕСТОВ………………………………………………………………………………………….. 21

КАК МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ……………………………………. 24

ИМИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА……………………………………. 35

РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА………………………………………………………. 42

НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН……………………………………………………. 48

ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ РЕЧИ…………………………………………. 66

УСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИИ…………………………………………………………………….. 82

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА…………………………………………………………… 92

ОВЛАДЕНИЕ ПАДЕЖАМИ………………………………………………………………………. 98

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ…………………………………………………. 104

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА…………………………………………………………… 115

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА………………………………………………. 122

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ……………………………….. 132

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ……………………………………………….. 138

УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА…………………………………………………….. 148

УСВОЕНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ…………………………………………….. 152

УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………… 156

О «ЛЕПЫХ НЕЛЕПИЦАХ»……………………………………………………………………… 159

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………………… 164

КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ…………………………………………………. 167

«ДЕТСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»…………………………………………………………………. 178

РАСШИРЕНИЕ И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………………………….. 184

словесные замены……………………………………………………………………… iss

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ…………………….. 192

УСВОЕНИЕ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………… 198

ОВЛАДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ……………………………………… 203

ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209

МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ…………………………………………… 220

ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ……………………………. 227

УСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ……………………………… ,………………… 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 233

ЛИТЕРАТУРА………………………………… 235

Памяти Корнея Ивановича Чуковского

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена светлой памяти К.И.Чуковского. В свое время именно ему удалось привлечь внимание многих к этому удивительному феномену, каким является речь ребенка. Он многое увидел в ней с необычайной прозор­ливостью и сумел рассказать об этом простыми и мудрыми словами. Ему уда­лось вовлечь сотни людей в увлекательнейшее занятие — коллекционирова­ние детских высказываний. Каждое из изданий «От двух до пяти» вмещало в себя все новый и новый материал, присылаемый ему мамами и папами, де­душками и бабушками малышей.

Многие благодаря ему научились лучше слышать своих детей. Лишь не­большую часть присылаемого мог он поместить в своей книге. Мне довелось работать в его архиве, который хранится в настоящее время в Российской го­сударственной библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой материал, не опубли­кованный по тем или иным причинам К.И.Чуковским, можно найти в этой книге. Так что пусть не удивляется тот, кто обнаружит в ней какое-нибудь из детских своих изречений, которое было в свое время послано его родителями К.И.Чуковскому.

И собственная моя коллекциям, собираемая в течение 30 с лишним лет, вмещает уже многие тысячи фактов. При этом это все равно лишь ничтожная часть всего, что изобретено детьми. Говоря так, я имею в виду прежде всего детские инновации («детские речения», как их называл К.И.Чуковский, ко­торые оказываются, по его словам, «порою даже правильнее наших»). Имеет огромную теоретическую и практическую ценность ежедневно фиксируемая и отражающая рост и развитие ребенка обычная речь — вне зависимости от того, есть в ней смешные несуразности или нет.

Именно о том, как ребенок входит в свой родной язык, какие трудности ждут его на этом пути, — книга, предлагаемая вашему вниманию.

Курс детской речи читается в ряде учебных заведений, а учебника до сих пор нет. Знание особенностей речи ребенка нужно не только лингвисту, но и психологу, педагогу, логопеду. Как определить, имеются или нет отклонения в речевом развитии ребенка, если не знаешь, каким считается нормальное ре­чевое развитие на каждом возрастном этапе? Как правильно совершенство­вать речь детей? Об этом и расскажет книга.

Несколько слов о структуре пособия. Оно подразделяется на главы в соответствии с обсуждаемыми лингвистическими проблемами. Главы различны по объему и числу фактов, привлекаемых для анализа. Все примеры, приведенные в книге, извлечены из документальных записей спонтанной Детской речи. Большая часть этого материала представляет извлечения из собственной коллекции автора, некоторая часть (около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.

Хотелось бы выразить благодарность всем, кто так или иначе способство­вал выходу в свет этой книги.

Это студенты разных поколений, которые учились на факультетах рус­ского языка и литературы, дефектологическом, факультете дошкольного вос­питания РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой интерес к лингвистике детской речи. Особая благодарность тем, кто вел наблюдения за речью своего ребенка или других детей и делился со мной этими наблюдениями. Некото­рые из них были членами кружка детской речи, другие работали в спецсеми­нарах, писали курсовые или дипломные работы. Вот их имена: М.И.Абабко-ва, Н.А.Вернадская, Е.Воловельская, А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева, С.Алексеева, Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова, Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова, К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова, М.Багдасарян, Е.Петрунина.

Благодарю читателей журналов «Наука и жизнь», «Русская речь», «Рус­ский язык в школе», «Семья и школа», которые откликнулись на мои первые публикации по детской речи и прислали свои записи.

Благодарю своих коллег-лингвистов, поделившихся со мной наблюдени­ями за речью своих детей.

Только коллективными усилиями можно добиться успехов в таком труд­ном деле, каким является изучение речи ребенка.

Особая благодарность — сотрудникам Управления дошкольного воспита­ния Министерства образования России, которые инициировали эту работу и поддерживали на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу Соросу, финансовая поддержка которого способствовала работе над первым вариантом этой кни­ги. Этот вариант книги («Язык и ребенок») был написан в 1995 г., но из-за ряда причин не был в то время издан.

Date: 2015-12-13; view: 2323; Нарушение авторских прав

Источник

ББК
81я73 Ц32

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цейтлин С.Н.

Ц32 Язык и ребенок:
Лингвистика детской речи: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб, заведений. —
М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

ISBN
5-691-00527-8.

В
пособии рассматривается процесс
освоения ребенком родного (рус­ского)
языка: звуковой стороны речи,
морфологических категорий, син­таксических
конструкций, формирование словаря.
Уделено внимание особенностям
письма, объясняются закономерности
орфографических ошибок
у детей. Автор придерживается
«конструктивистского» подхода к
проблеме освоения языка, т. е. полагает,
что ребенок строит собствен­ную
языковую систему на основе речевых
образцов, которые получает от
взрослых. Поэтому большое место в
пособии отводится проблеме ка­чественного
уровня речи взрослых (прежде всего,
речи матери), а также закономерностям
усвоения языковых норм и правил (от
общих — к част­ным, от частных — к
единичным исключениям).

Учебное
пособие адресовано студентам
филологических, дошколь­ных,
дефектологических факультетов высших
учебных заведений. Пред­ставит интерес
для лингвистов, психологов, логопедов,
учителей, работ­ников
дошкольных учреждений, а также родителей.

ББК 81я73

© Цейтлин С.Н., 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление
обложки.

«Гуманитарный
издательский
ISBN
5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ЛИНГВИСТИКА
ДЕТСКОЙ РЕЧИ 7

ЯЗЫКОВЫЕ
ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ 9

ДЕТСКИЙ
ЛЕПЕТ 15

ЯЗЫК
ЖЕСТОВ 21

КАК
МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ 24

ИМИТАЦИЯ
И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА 35

РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ
ЯЗЫКА 42

НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН 48

ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ
РЕЧИ 66

УСВОЕНИЕ
МОРФОЛОГИИ 82

УСВОЕНИЕ
КАТЕГОРИИ ЧИСЛА 92

ОВЛАДЕНИЕ
ПАДЕЖАМИ 98

СКЛОНЕНИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 104

УСВОЕНИЕ
КАТЕГОРИИ РОДА 115

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
В РЕЧИ РЕБЕНКА 122

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 132

ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ 138

УСВОЕНИЕ
ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА 148

УСВОЕНИЕ
ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ 152

УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 156

О «ЛЕПЫХ
НЕЛЕПИЦАХ» 159

ВИДЫ
ИННОВАЦИЙ 164

КОНСТРУИРОВАНИЕ
НОВЫХ СЛОВ 167

«ДЕТСКАЯ
ЭТИМОЛОГИЯ» 178

РАСШИРЕНИЕ
И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ 184

словесные
замены iss

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ 192

УСВОЕНИЕ
ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ 198

ОВЛАДЕНИЕ
ФРАЗЕОЛОГИЕЙ 203

ОВЛАДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209

МАЛЕНЬКИЕ
ЛИНГВИСТЫ 220

ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ
ТЕКСТОВ 227

УСВОЕНИЕ
ГРАМОТЫ , 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233

ЛИТЕРАТУРА235

Памяти Корнея
Ивановича Чуковского

Книга
посвящена светлой памяти К.И.Чуковского.
В свое время именно ему
удалось привлечь внимание многих к
этому удивительному феномену, каким
является речь ребенка. Он многое увидел
в ней с необычайной прозор­ливостью
и сумел рассказать об этом простыми и
мудрыми словами. Ему уда­лось
вовлечь сотни людей в увлекательнейшее
занятие — коллекционирова­ние детских
высказываний. Каждое из изданий «От
двух до пяти» вмещало в себя
все новый и новый материал, присылаемый
ему мамами и папами, де­душками и
бабушками малышей.

Многие
благодаря ему научились лучше слышать
своих детей. Лишь не­большую часть
присылаемого мог он поместить в своей
книге. Мне довелось работать в его
архиве, который хранится в настоящее
время в Российской го­сударственной
библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой
материал, не опубли­кованный
по тем или иным причинам К.И.Чуковским,
можно найти в этой книге.
Так что пусть не удивляется тот, кто
обнаружит в ней какое-нибудь из детских
своих изречений, которое было в свое
время послано его родителями
К.И.Чуковскому.

И
собственная моя коллекциям, собираемая
в течение 30 с лишним лет, вмещает уже
многие тысячи фактов. При этом это все
равно лишь ничтожная часть всего, что
изобретено детьми. Говоря так, я имею
в виду прежде всего детские
инновации («детские речения», как их
называл К.И.Чуковский, ко­торые
оказываются, по его словам, «порою даже
правильнее наших»). Имеет огромную
теоретическую и практическую ценность
ежедневно фиксируемая и
отражающая рост и развитие ребенка
обычная речь — вне зависимости от того,
есть в ней смешные несуразности или
нет.

Именно
о том, как ребенок входит в свой родной
язык, какие трудности ждут
его на этом пути, — книга, предлагаемая
вашему вниманию.

Курс
детской речи читается в ряде учебных
заведений, а учебника до сих пор нет.
Знание особенностей речи ребенка нужно
не только лингвисту, но и психологу,
педагогу, логопеду. Как определить,
имеются или нет отклонения в речевом
развитии ребенка, если не знаешь, каким
считается нормальное ре­чевое
развитие на каждом возрастном этапе?
Как правильно совершенство­вать речь
детей? Об этом и расскажет книга.

Несколько
слов о структуре пособия. Оно подразделяется
на главы в соответствии
с обсуждаемыми лингвистическими
проблемами. Главы различны
по объему и числу фактов, привлекаемых
для анализа. Все примеры, приведенные
в книге, извлечены из документальных
записей спонтанной Детской речи. Большая
часть этого материала представляет
извлечения из собственной
коллекции автора, некоторая часть
(около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.

Хотелось
бы выразить благодарность всем, кто
так или иначе способство­вал
выходу в свет этой книги.

Это
студенты разных поколений, которые
учились на факультетах рус­ского
языка и литературы, дефектологическом,
факультете дошкольного вос­питания
РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой
интерес к лингвистике детской
речи. Особая благодарность тем, кто вел
наблюдения за речью своего ребенка
или других детей и делился со мной этими
наблюдениями. Некото­рые
из них были членами кружка детской
речи, другие работали в спецсеми­нарах,
писали курсовые или дипломные работы.
Вот их имена: М.И.Абабко-ва,
Н.А.Вернадская, Е.Воловельская,
А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева,
С.Алексеева,
Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова,
Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова,
К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова,
М.Багдасарян, Е.Петрунина.

Благодарю
читателей журналов «Наука и жизнь»,
«Русская речь», «Рус­ский
язык в школе», «Семья и школа», которые
откликнулись на мои первые публикации
по детской речи и прислали свои записи.

Благодарю своих коллег-лингвистов,
поделившихся со мной наблюдени­ями
за речью своих детей.

Только
коллективными усилиями можно добиться
успехов в таком труд­ном
деле, каким является изучение речи
ребенка.

Особая благодарность —
сотрудникам Управления дошкольного
воспита­ния
Министерства образования России,
которые инициировали эту работу и
поддерживали
на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу
Соросу, финансовая поддержка которого
способствовала работе над первым
вариантом этой кни­ги.
Этот вариант книги («Язык и ребенок»)
был написан в 1995 г., но из-за ряда
причин не был в то время издан.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    18.03.20154.37 Mб33Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

ISBN 5-691-00527-8.

В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (рус­ского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, син­таксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собствен­ную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится проблеме ка­чественного уровня речи взрослых (прежде всего, речи матери), а также закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к част­ным, от частных — к единичным исключениям).

Учебное пособие адресовано студентам филологических, дошколь­ных, дефектологических факультетов высших учебных заведений. Пред­ставит интерес для лингвистов, психологов, логопедов, учителей, работ­ников дошкольных учреждений, а также родителей.

ББК 81я73

© Цейтлин С.Н., 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00527-8 центр ВЛАДОС», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………. 5

ЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ…………………………………………………………….. 7

ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВИЛА И ИХ УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ………………………………. 9

ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ………………………………………………………………………………………. 15

ЯЗЫК ЖЕСТОВ………………………………………………………………………………………….. 21

КАК МАТЬ ГОВОРИТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ……………………………………. 24

ИМИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА……………………………………. 35

РАЗНЫЕ ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА………………………………………………………. 42

НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН……………………………………………………. 48

ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ОСНОВОЙ РЕЧИ…………………………………………. 66

УСВОЕНИЕ МОРФОЛОГИИ…………………………………………………………………….. 82

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЧИСЛА…………………………………………………………… 92

ОВЛАДЕНИЕ ПАДЕЖАМИ………………………………………………………………………. 98

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ…………………………………………………. 104

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА…………………………………………………………… 115

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА………………………………………………. 122

УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ……………………………….. 132

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ……………………………………………….. 138

УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА…………………………………………………….. 148

УСВОЕНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ…………………………………………….. 152

УСВОЕНИЕ КАУЗАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………… 156

О «ЛЕПЫХ НЕЛЕПИЦАХ»……………………………………………………………………… 159

ВИДЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………………… 164

КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ…………………………………………………. 167

«ДЕТСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ»…………………………………………………………………. 178

РАСШИРЕНИЕ И СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………………………….. 184

словесные замены……………………………………………………………………… iss

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ…………………….. 192

УСВОЕНИЕ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………… 198

ОВЛАДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ……………………………………… 203

ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ …. 209

МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ…………………………………………… 220

ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ……………………………. 227

УСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ……………………………… ,………………… 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 233

ЛИТЕРАТУРА………………………………… 235

Памяти Корнея Ивановича Чуковского

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена светлой памяти К.И.Чуковского. В свое время именно ему удалось привлечь внимание многих к этому удивительному феномену, каким является речь ребенка. Он многое увидел в ней с необычайной прозор­ливостью и сумел рассказать об этом простыми и мудрыми словами. Ему уда­лось вовлечь сотни людей в увлекательнейшее занятие — коллекционирова­ние детских высказываний. Каждое из изданий «От двух до пяти» вмещало в себя все новый и новый материал, присылаемый ему мамами и папами, де­душками и бабушками малышей.

Многие благодаря ему научились лучше слышать своих детей. Лишь не­большую часть присылаемого мог он поместить в своей книге. Мне довелось работать в его архиве, который хранится в настоящее время в Российской го­сударственной библиотеке им. В.И.Ленина. Кое-какой материал, не опубли­кованный по тем или иным причинам К.И.Чуковским, можно найти в этой книге. Так что пусть не удивляется тот, кто обнаружит в ней какое-нибудь из детских своих изречений, которое было в свое время послано его родителями К.И.Чуковскому.

И собственная моя коллекциям, собираемая в течение 30 с лишним лет, вмещает уже многие тысячи фактов. При этом это все равно лишь ничтожная часть всего, что изобретено детьми. Говоря так, я имею в виду прежде всего детские инновации («детские речения», как их называл К.И.Чуковский, ко­торые оказываются, по его словам, «порою даже правильнее наших»). Имеет огромную теоретическую и практическую ценность ежедневно фиксируемая и отражающая рост и развитие ребенка обычная речь — вне зависимости от того, есть в ней смешные несуразности или нет.

Именно о том, как ребенок входит в свой родной язык, какие трудности ждут его на этом пути, — книга, предлагаемая вашему вниманию.

Курс детской речи читается в ряде учебных заведений, а учебника до сих пор нет. Знание особенностей речи ребенка нужно не только лингвисту, но и психологу, педагогу, логопеду. Как определить, имеются или нет отклонения в речевом развитии ребенка, если не знаешь, каким считается нормальное ре­чевое развитие на каждом возрастном этапе? Как правильно совершенство­вать речь детей? Об этом и расскажет книга.

Несколько слов о структуре пособия. Оно подразделяется на главы в соответствии с обсуждаемыми лингвистическими проблемами. Главы различны по объему и числу фактов, привлекаемых для анализа. Все примеры, приведенные в книге, извлечены из документальных записей спонтанной Детской речи. Большая часть этого материала представляет извлечения из собственной коллекции автора, некоторая часть (около 7—8 %) из архива К.И.Чуковского.

Хотелось бы выразить благодарность всем, кто так или иначе способство­вал выходу в свет этой книги.

Это студенты разных поколений, которые учились на факультетах рус­ского языка и литературы, дефектологическом, факультете дошкольного вос­питания РГПУ им.А.И.Герцена и проявляли живой интерес к лингвистике детской речи. Особая благодарность тем, кто вел наблюдения за речью своего ребенка или других детей и делился со мной этими наблюдениями. Некото­рые из них были членами кружка детской речи, другие работали в спецсеми­нарах, писали курсовые или дипломные работы. Вот их имена: М.И.Абабко-ва, Н.А.Вернадская, Е.Воловельская, А.Дубинина-Подобед, Е.Машковцева, С.Алексеева, Т.Богина, М.Земляная, М.Коршунова, Т.В.Пранова, О.Бойкова, Е.Семенова, К.А.Плюхина, Н.В.Савостеенко, Т.А.Фильченкова, М.Багдасарян, Е.Петрунина.

Благодарю читателей журналов «Наука и жизнь», «Русская речь», «Рус­ский язык в школе», «Семья и школа», которые откликнулись на мои первые публикации по детской речи и прислали свои записи.

Благодарю своих коллег-лингвистов, поделившихся со мной наблюдени­ями за речью своих детей.

Только коллективными усилиями можно добиться успехов в таком труд­ном деле, каким является изучение речи ребенка.

Особая благодарность — сотрудникам Управления дошкольного воспита­ния Министерства образования России, которые инициировали эту работу и поддерживали на всех ее стадиях, а также г-ну Джорджу Соросу, финансовая поддержка которого способствовала работе над первым вариантом этой кни­ги. Этот вариант книги («Язык и ребенок») был написан в 1995 г., но из-за ряда причин не был в то время издан.

Date: 2015-12-13; view: 421; Нарушение авторских прав

Источник